Слову «суфизм» (тасаввуф – араб.) было дано множество толкований самыми разными комментаторами. Ученые разошлись во мнениях о происхождении этого слова и возводили его к нескольким корням. Далее приводятся наиболее известные утверждения на этот счет.
1. От слова "суфат" (шерстинка). Объяснением этого служит то, что суфий ощущает себя перед Всевышним подобно брошенной шерстинке.
2. От слова "сыфат" (свойство), так как суфий воплощает в себе лучшие из человеческих качеств.
3. От «сафа’» (чистота). В этой связи Абуль Фатх аль-Бусди отметил: «Люди спорят о слове «суфий» и расходятся во мнениях. Многие полагают, что оно происходит от «суфф» (шерсть). Я же не отношу этот термин к кому-либо иному, кроме как к человеку, который очистился, - он и есть суфий».
4. От "суффа" (скамья). Ахлю суффа («люди скамьи» – неимущие сподвижники Пророка (мир ему), жившие в его мечети в Медине) - это первое поколение суфиев. Их искреннее богослужение является высшим идеалом, к которому стремились мусульмане на протяжении всей истории. Всевышний Аллах так восхвалил их в аяте: «Так терпи же вместе с теми, кто взывает к Господу» (Сура «Аль Кахф», 28).
5. От слова «сафф» (первый ряд). Считалось, что суфии, проявляющие особое рвение и усердие в богоугодных делах, находятся в первом ряду из-за их приближенности ко Всевышнему Аллаху.
6. От слова слово «суф», что в арабском языке означает шерсть. Суфии надевали накидки из грубой шерсти из-за ее простоты.
Как бы там не было термин «суфизм» настолько известен, что его происхождение едва ли нуждается в исследовании. Тем более, безосновательны утверждения, согласно которым использования этого термина в Исламе неправомочно. Основанием для этого служит то, что слова «суфизм» не было при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Однако многие исламские понятия, такие как фикх, нахви, мантик и другие были приняты после смерти Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), и никому не приходит в голову отвергать их.
Употребление термина «суфизм» не исключает при этом каких-то иных названий для выражения его сущности, - нравственная, духовная сторона Ислама, наука ихсана или же любое другое, соответствующее его сути и содержанию. Широкое же использование именно слова «суфизм» обусловлено, в первую очередь, тем, что выдающиеся мусульманские богословы приняли это название и то содержание, которое оно несет, передав его от предшествующих наставников и ученых с первых веков Ислама вплоть до сегодняшнего дня.
Из книги Абдуль Кадыра Иса "Истина Тассавуф" |