Rambler's Top100
История Суфизма
Цель и путь Суфия
Пророк и шейхи
Шейх и ученик
Путь постижения Бога
О чудесах
Суфизм и наука
Суфизм в России
Библиотека
Изречения Мудрых
Гостевая книга
Карта сайта
О проекте
Главная

 Подписаться на новости



Историческая дискуссия между Ибн Таймиййей и Ибн ´Ата´ Аллахом аль-Искандари


Эта дискуссия состоялась между имамом (шейхом) Ахмадом ибн ´Абд аль-Халимом ибн Таймиййей, выдающимся ученым из числа "людей, придерживающихся Книги (Корана), Сунны Пророка Мухаммада и согласного мнения" [1] (ахль аль-китаб ва ас-сунна ва аль-иджма), и шейхом Ахмадом ибн ´Ата´ Аллахом аль-Искандари, одним из крупнейших ученых-правоведов и прославленных мужей тасаввуфа (суфизма), который своим занятием суфизмом обогатил последнее знанием и мудростью.

Эта дискуссия обладает историческим значением и представляет научный интерес в целом, и интерес с точки зрения мусульманского правоведения в частности, потому что спор этот состоялся между двумя действительно выдающимися учеными ислама, и спор происходил по самым животрепещущим и важным вопросам исламского вероучения, в ходе которого обсуждались проблема суфизма и связанные с ним такие вопросы, как вопрос о тавассуле (посредничестве между людьми и Богом) и отношение каждого из них к учению шейха Мухий ад-дина ибн ´Араби[2].

Об этой дискуссии и о подобных ей спорах и прениях, в которых участвовал Ибн Таймиййа, оставили сообщения многие видные ученые и историки, как, например, Ибн Касир, и другие, которые составили исторические труды, посвященные жизнеописанию крупнейших ученых ислама.
Первоначально сведения разных ученых об этой дискуссии, собрав воедино, привел профессор Ахмад ´Абд ар-Рахман аш-Шаркави, а затем его статья была опубликована в номере 4 (5) журнала "Муслим" от 20 августа 1982 г. в Каире (Египет).

Эта историческая дискуссия состоялась в эпоху правления мамлюкского правителя Насыр ад-дина Мухаммада ибн Калавуна [3], после того, как шейх Ибн Таймиййа отбыл ссылку в Александрии (Египет). Ибн Таймиййа уже свыкся с частым пребыванием в тюрьмах, в которых ему довелось провести значительную часть своей жизни, и он даже находил в этом неплохое удовольствие для своей души, высказав по этому поводу ставшую знаменитой фразу: "Заточение для меня - уединение, смерть - мученичество за веру (шахада), а изгнание для меня - прогулка для отдыха". Благодаря заступничеству друзей перед деспотичным правителем шейх Ибн Таймиййа неожиданно получил прощение и был освобожден. Затем он прибыл в Каир и сразу отправился на вечернюю молитву (салят аль-магриб) в мечеть "Аль-Азхар", где исполнил эту молитву, стоя за шейхом Ибн ´Ата´ Аллахом аль-Искандари.

Как мы (от редактор журн. "Муслим") выше отмечали, крупнейшие ученые ислама учили своих сторонников проявлять чувства любви, симпатии, взаимного уважения и терпимости друг к другу, невзирая на то, до какой степени доходили разногласия между ними в спорах, ибо праведные предшественники единодушны в своих сообщениях в том, что разногласия во взглядах не должны нарушать взаимную любвь и уважение.

Благодаря чувствам благородства и внутренней чистоты, далеких от гневливости и злобности, души людей очищаются от грязи и прегрешений. Я (редактор журн. "Муслим") люблю обращаться к мудрому изречению "Лучше спорить с тысячью учеными, чем с одним невеждой". Враждебность невежды предпочтительнее его дружбы.
И вот после завершения вечерней молитвы-салят шейх Ибн ´Ата´ Аллах неожиданно обнаружил, что шейх Ибн Таймиййа молился за ним. Он сильно обрадовался ему, сердечно приветствовал и поздравил его с благополучным прибытием в Каир.

Затем Ибн ´Ата´ Аллах сказал ему: "Я привык исполнять вечернюю молитву (салят аль-магриб) в соборной мечети нашего мауланы (господина) аль-Хусейна. И ночную молитву (салят аль-´иша) я исполняю здесь и всегда жду исполнения Божьего промысла (такдир). На этот раз Он предопределил мне быть первым, кто встретил тебя. Осуждаешь ли ты меня, о факих (знаток мусульманского права)?"

Ибн Таймиййа ответил: "Я знаю, что ты желал доставить мне страдания. Но причиной этому были разногласия во взглядах, и поэтому отныне каждый, кто подверг меня мучениям, может не испытывать чувства вины передо мной".

Ибн ´Ата´ Аллах задал ему вопрос: "А что ты знаешь обо мне, о шейх Ибн Таймиййа?"

Тот ответил: "Знаю, что ты богобоязненный человек, обладаешь обширными знаниями и острым умом и справедлив в речах. Могу засвидетельствовать, что я не видел ни в Египте, ни в аш-Шаме (Сирии и Ливане) человека, который бы больше испытывал любовь к Аллаху и сильнее погружался в состояние фана´ в Нем, чем ты, или тверже бы подчинялся Его повелениям и запретам. Но разногласие между нами - во взглядах. А что ты знаешь обо мне? Считаешь ли ты меня впавшим в заблуждение, раз я отрицаю возможность испрашивать помощь (исти´аса) у иного существа, помимо Аллаха?"

Ибн ´Ата´ Аллах сказал в ответ: "О факих, тебе следует знать, что испрашивание помощи является средством и способом испрашивания заступничества, и что людьми испрашиваются помощь и заступничество (шафа´а) посредством Посланника Аллаха, да благословит Он его и приветствует!"

Ибн Таймиййа на это ответил: "В этом деле я следую благородной Сунне Пророка. В достоверном хадисе (высказывании Пророка) говорится: "Мне даровано заступничество [за других]". Во всех сообщениях касательно толкования слов Всевышнего: "Может быть, пошлет тебе твой Господь место достохвальное" (Коран, 17:81 (79)) [6] говорится, что "место достохвальное" - заступничество.

Когда умерла мать Али ибн Абу Талиба [7], Посланник Аллаха, да благословит Он его и приветствует, прочел над ее могилой следующую молитву-до´а: "О Аллах, Который оживляет и умерщвляет, и Который - Живой и не умрет никогда, прости Фатиму бинт Асад и раскрой для нее двери Рая по праву Твоего Пророка Мухаммада и пророков, что были до меня, ибо Ты - Милосерднейший из милосердных!" Вот это - заступничество. А что касается испрашивания о помощи (исти´аса), то в нем есть что-то похожее на ширк [8], (придание Аллаху сотоварища). Посланник Аллаха, да благословит Он его и приветствует, запретил Ибн ´Аббасу испрашивать помощи у иного существа, помимо Аллаха".



[1]Ибн Таймиййа, Таки ад-дин Ахмад (1263 - 1328 г. по хр. л.) - теолог, суфий и правовед ханбалитского направления. В отношении "нововведений" он придерживался концепции Ахмада ибн Ханбала (780 - 855 г. по хр. л.), основателя-эпонима ханбалитского догматико-правового толка (мазхаба), согласно которой все "нововведения в вере и жизни, не имеющие обоснования в Коране и хадисах и не подтвержденные "согласным мнением" (иджма)" первых трех поколений мусульманских авторитетов, должны быть осуждены. ИЭС, С. 85.

[2] Ибн ´Араби (также Ибн аль-´Араби), Мухий ад-дин Абу ´Абдаллах Мухаммад ибн ´Али аль-Хатими ат-Тай´ (1165 - 1240 г. по хр. л.) - крупнейший мусульманский философ-мистик, создатель учения о "единстве и единственности бытия" (вахдат аль-вуджуд). ИЭС, С. 82.

[3] Мамлукский (мамлюкский) султан Насыр ад-дин Мухаммад (1285 - 1341 г. по хр. л.) - сын султана Калавуна, девятого султана из династии Бахри. Мамлукские эмиры, выходцы из рабов-воинов, захватили власть в Египте в !250 г. по хр. л.

[6] "Место достохвальное", по поводу которого восхваляли Пророка Мухаммада предшественники и восхваляют ныне, это место великого заступничества. Толкователи Корана говорят, что слово "может" в высказывании Бога приводится для подтверждения, потому что Его слова - это обещания Щедрейшего (Бога) и что обещание Щедрейшего (Бога) есть твердое обещание, что Всевышний не нарушает Свое обещание и оно обязательно сбудется. Ибн ´Аббас, да смилуется над ним Аллах, сказал, что слово "может", высказанное Аллахом в этом аяте Корана, предполагает обязательность и абсолютность осуществления. См. сочинение шейха ас-Сабуни "Сафва ат-тафасир" (768/15) (От редактора журн. "Муслим").

[7] ´Али ибн Абу Талиб, Абу аль-Хасан аль-Муртада (ум. 21 января 661 г. по хр. л.) - четвертый "праведный" халиф, двоюродный брат и зять Пророка Мухаммада.

[8] Ширк - придание Аллаху сотоварища, многобожие, тягчайший грех.



 | 1 | 2 | 3 | 4 |  


Новое на сайте


Имам аль-Газали. Письмо к сыну

Виртуальные технологии "неисламского суфизма"



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2012 SUFIZM.RU. All right reserved. Дизайн: Эркен Кагаров kagarov@imadesign.ru
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru