Rambler's Top100
История Суфизма
Цель и путь Суфия
Пророк и шейхи
Шейх и ученик
Путь постижения Бога
О чудесах
Суфизм и наука
Суфизм в России
Библиотека
Изречения Мудрых
Гостевая книга
Карта сайта
О проекте
Главная

 Подписаться на новости



Историческая дискуссия между Ибн Таймиййей и Ибн ´Ата´ Аллахом аль-Искандари


Продолжение дискуссии 1


Ибн ‘Ата’ Аллах сказал: «Пусть Всевышний Аллах наставит тебя к благому, о факих! А что же касается совета Посланника Аллаха, да благословит Он его и приветствует, Ибн ‘Аббасу, то Пророк желал, чтобы тот приближался к Аллаху посредством своего знания, а не посредством своего родства с Посланником Аллаха. Что же касается твоего утверждения, что испрашивание помощи есть обращение за помощью к иному существу, а не к Аллаху, то да – это ширк (придание Аллаху сотоварища). И кто же из мусульман, которые верят в Аллаха, в Судный день и Его посланников, считает, что иное существо, кроме Аллаха, вершит все дела, определяет судьбы созданий, вознаграждает и наказывает их?!

Ведь испрашивание помощи – это слова и никто не будет наказан за их буквальные значения. И нет тут опасности впасть в грех ширка, что вынуждала бы нам строго запрещать обращения к Пророку как к праведному средству. Каждый, кто просит Посланника Аллаха, да благословит Он его и приветствует, помочь ему, тот, в действительности, испрашивает у него заступничества перед Аллахом, как, к примеру, когда ты говоришь: «Эта пища полностью насытила меня», то спрашивается, пища ли насытила тебя или это Всевышний Аллах насытил тебя этой пищей?

Что же касается твоего высказывания, что Аллах запретил нам обращаться с мольбами к иному существу, помимо Него, то разве ты видел, чтобы кто-то из мусульман обращался с мольбами к иным существам, помимо Аллаха? Аят Корана с этим запретом был ниспослан применительно к мушрикам (многобожникам), которые испрашивали помощь у своих божеств, а не у Аллаха. В действительности мусульмане испрашивают помощи посредством обращения к Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, в смысле посредничества (тавассуль) его перед Аллахом и ходатайства за них посредством способности заступничества, что даровано ему от Аллаха. Что же касается твоего запрета испрашивать помощь [посредством обращения к Пророку] на том основании, что это ведет к ширку (приданию Аллаху сотоварища), то этим ты уподобляешься тому, кто выносит фатву (религиозно-правовое решение) запретить выращивание винограда на том основании, что он служит сырьем для изготовления вина. Давай тогда оскопим неженатых мужчин, чтобы лишить их средств предаваться прелюбодеянию!» И оба шейха засмеялись.

Ибн ‘Ата’ Аллах продолжил: «Я знаю, что в мазхабе (толке) вашего шейха имама Ахмада ибн Ханбала много знаний, и что за твоими суждениями в области права (фикха) – также многознание. И запрещение средств испрашивания помощи обязывает каждого, кто подобно тебе сведущ в науках, обладает острым умом и знанием арабского языка, прежде выяснить скрытые смыслы слов, которые содержатся под их буквальными значениями. Смысл понятия «суфий» – дух, а само слово – тело, и ты исследуй то, что находится за словом и постигнешь истину духа».

Ибн ‘Ата’ Аллах добавил: «Ты в своих суждениях относительно Ибн ‘Араби опираешься на тексты, которые были сочинены его противниками, строивших против него козни. Но когда шейх аль-ислам ‘Изз ад-дин ибн ‘Абд ас-Салам выяснил содержание подлинных сочинений шейха Ибн ‘Араби, раскрыл значения всех знаков и секретов в них и осознал суть вдохновения Ибн ‘Араби, попросил у Аллаха прощения за свои прошлые ошибочные высказывания об Ибн ‘Араби и признал его [то есть, шейха Ибн ‘Араби] одним из имамов (религиозных авторитетов) ислама.

Что касается слов шейха Абу аль-Хасана аш-Шазили [9] против Ибн ‘Араби, то не он их сказал, нет, а один из его учеников из братства Шазилийа, да и тот не говорил этих слов в адрес шейха Ибн ‘Араби, а в адрес некоторых его муридов (учеников), которые поняли слова своего учителя не лучшим образом».
Далее Ибн ‘Ата’ Аллах спросил собеседника: «Каково твое мнение об ‘Али ибн Абу Талибе, да облагородит Аллах его лицо, как об имаме (религиозном авторитете)?»

Ибн Таймиййа, да будет доволен им Аллах, ответил: «В достоверном хадисе говорится, что Посланник Аллаха, да благословит Он его и приветствует, сказал: “Я – город знания, а ‘Али – ее врата”. ‘Али был муджахедом (борцом за веру), никто не мог одолеть его в бою. Он установил для ученых и факихов последующих поколений правило, согласно которому им следует проявлять усердие на пути Аллаха языком, пером и мечом вместе. Он, да облагородит Аллах его лицо, разрешал споры сподвижников Пророка, и для меня лампой для освещения моего жизненного пути после Корана и Сунны Пророка служат его слова “О, как мал провиант для пути, как продолжительно путешествие и как опасна дорога!”

Ибн ‘Ата’ Аллах спросил его: «Разве повелитель правоверных, ‘Али ибн Абу Талиб, да облагородит Аллах его лицо, просил своих сторонников, чтобы они сказали, что ангел Джибрил ошибся и доставил посланничество (рисала) Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, вместо ‘Али, или тех, которые принялись утверждать, что Аллах вселился в его тело и имам ‘Али стал богом? Разве он не стал бороться с ними и убивать их? Разве он не издал фатву (религиозно-правовое решение) с требованием казнить их везде, где бы только их не обнаружили?!»
Ибн Таймиййа ответил: «Согласно этой фатве я и выступил более десяти лет назад в горы аш-Шама (Сирии и Ливана) [10]для их уничтожения».

Ибн ‘Ата’ Аллах еще задал вопрос: «Разве имам Ахмад ибн Ханбал просил своих некоторых сторонников запрещать песни, проливать на землю вино, избивать певиц и танцовщиц, преграждать людям проезд на дорогах во имя «повеления одобряемого и запрещения осуждаемого» (аль-амр би-л-ма‘руф ва нахй ‘ан аль-мункар). Разве он, да будет доволен им Аллах, издавал фатву (религиозно-правовое решение) о наказании этих людей (танцовщиц, певиц и т.д.), которых избивали кнутами, бросали в темницы и провозили по улицам, привязанными вверх ногами к спинам ослов? Разве имам Ахмад ибн Ханбал, да будет доволен им Аллах, несет ответственность за те поступки, которые продолжают творить худшие из ханбалитов и сегодня якобы во имя торжества принципа «повеления одобряемого и запрещения осуждаемого» (аль-амр би-л-ма‘руф ва нахй ‘ан аль-мункар)?

Шейх Мухий ад-дин ибн ‘Араби неповинен в том, что совершили те его последователи, которые отвергли обязательность исполнения религиозных предписаний и совершали запретные деяния. Ты понимаешь это?»
Ибн Таймиййа ответил: «Но куда вы денетесь от Аллаха, ведь среди вас есть те, кто утверждает, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллаха и приветствует, обрадовал фукара’(бедных) [11]радостной вестью, что они войдут в Рай раньше богатых, и стали эти бедные прибегать к падению на землю в экстазе и рвать свои рубахи. И еще те утверждают, что в то же самое время к Пророку Мухаммаду снизошел с небес ангел Джибрил и сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, что Всевышний требует Свою долю из этих кусков разодранных одежд, и что затем ангел Джибрил взял один такой кусок и повесил его на Трон Господен (‘арш). И поэтому суфии носят сшитые из разных кусков рубища (муракка‘ат) и называют себя фукара’ («бедными»)».

[9] Абу аль-Хасан аш-Шазали (1196 или 1197 – 1258 г. по хр. л.) – основатель-эпоним суфийского братства Шазилийа.

[10] В Сирии до сих пор проживают «крайние шииты», представители религиозного направления ‘алавиййа.

[11] Фукара’ («бедные, нуждающиеся») – в дальнейшем этот термин стал служить для обозначения нищенствующих дервишей, а затем стал синонимом суфиев, «нуждающихся в Боге».


 | 1 | 2 | 3 | 4 |  


Новое на сайте


Имам аль-Газали. Письмо к сыну

Виртуальные технологии "неисламского суфизма"



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2012 SUFIZM.RU. All right reserved. Дизайн: Эркен Кагаров kagarov@imadesign.ru
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru