Rambler's Top100
История Суфизма
Цель и путь Суфия
Пророк и шейхи
Шейх и ученик
Путь постижения Бога
О чудесах
Суфизм и наука
Суфизм в России
Библиотека
Изречения Мудрых
Гостевая книга
Карта сайта
О проекте
Главная

 Подписаться на новости



Путь Шейха Мухаммада-Закира Чистави


Ислам на территорию современной России пришел почти полторы тысячи лет назад, на несколько сот лет раньше появления христианства на Киевской Руси. Усилиями сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) на Кавказе и чуть позже в Поволжье миллионы людей стали исповедовать далекий от нововведений и сектантских разногласий Ислам, придерживаясь мнений великих ученых ахл-сунна-валь-джама´а. Суфизм является одним из признаков принадлежности к общине суннитов, поэтому в России он имеет многовековую историю. Одним из достойнейших представителей уммы последнего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в России был суфийский Шейх Мухаммад-Закир Чистави (да будет ему милость Всевышнего). Ныне его тело покоится в земле Поволжья. Он жил во второй половине XIX столетия. Это было время большого всплеска социальной, культурной и религиозной жизни мусульманских народов. Появляется огромное количество общественных деятелей, наследие которых до сих пор входит в золотой фонд мусульманской и мировой культуры. Джадиды, кадимисты, мусульманская поэзия - все это еще ждет своего исследования.

Не удивительно, что суфизм, лежащий в основе исламской духовности, играл огромную роль в общественной и религиозной жизни мусульман того времени. Именно благодаря суфизму духовная культура народов Поволжья, Средней Азии, Кавказа приобрела особый колорит. В эпоху развития новых технологий, когда стало отчетливо ощущаться влияние немусульманской культуры и мысли, Шейх Мухамед-Закир Абдул-Вагап Камалов взял на себя непростую задачу воспитания народа в духе исламской нравственности и расширения его духовных горизонтов.

Мухаммад-Закир почти полвека был имам-хатыбом мечети в г. Чистополе Казанской губернии. Там же он содержал медресе "Камалия". Это весьма крупное по тем временам учебное заведение дало путевку в жизнь сотням молодых людей, прибывших сюда из различных уездов и губерний России для получения исламских знаний.

Шейх Чистави уроженец деревни Сасна, ныне входящей в Балтасинский район Республики Татарстан. Он учился в знаменитом Маскаринском медресе, и по окончании его стал имам-хатыбом Чистопольской мечети.

Ш. Марджани, один из виднейших просветителей и общественных деятелей того времени, в своем знаменитом труде "Полезные сведения по истории Казани и Булгара" приводит такие данные: "Мулла Закир, сын Абдул-Вагапа, сын Абдул-Карима ас-Саснави. Родом из большого села Сасна Малмыжского уезда, сын купца. Получив образование в Маскаре у муллы Габдуллы, сына Яхъи, и в Сасне у муллы Тазетдина, сына Габдур-Рашида эль-Иштиряки, стал имамом в этом городе (в Чистополе. - ред). Получал поддержку муллы Махмуда, сына Мухаммеда, сына Садыка, сына Мустафы эль-Дагестани, заслужил его доверие".

Закир был хорошо сложен и ловок. В молодости, как и его братья, он пользовался в округе славой борца. Будущий имам не стоял в стороне от мирских дел - он активно занимался торговлей и стал купцом второй гильдии, что позволило ему приобрести значительное состояние. Это говорит о том, что Мухаммад-Закир умело сочетал духовные и мирские стороны жизни. В своей жизни Мухамед-Закир никогда не стремился уйти от повседневных забот. Он посвящал много время торговле, обустраивал усадьбу, помогал жене по хозяйству. Больше того, Шейх, будучи образованным и ясно мыслящим человеком, построил на свои деньги медресе, и с 1847 г. стал преподавать в нем.

Позднее, в своем "духовном завещании" (1893) Мухамед-Закир Камалов подтвердил, что в этом медресе на протяжении 46 лет на собственные средства он обучал богословским наукам юношей со всех уголков России. Ишан предписывал не выходить за рамки, которые были утверждены при его жизни, и преподавать только религиозные дисциплины и языки. В числе которых он перечислил татарский, арабский и персидский. Судя по официальным данным, в 1874 г. в этом медресе обучалось 45 мальчиков, а в 1883 г. их число уже достигло 60.

Нам точно не известно, когда образовалась община и была построена мечеть, где имам-хатыбом служил Закир-ишан. Скупые архивные данные сообщают лишь: "с давнего времени". Во всяком случае, известно, что на месте сгоревшей в 1854 г. мечети была построена в 1859 г. новая, и Мухамед-Закир практически до конца жизни был там имамом. Согласно неофициальным данным, медресе "Камалия", мектеб при нем были в разные годы построены на средства Шейха Закира.

Этот своеобразный религиозный комплекс состоял из четырех зданий. В "Камалии" в конце 80-х годов XIX в. обучались одновременно около четырехсот шакирдов. Они приезжали учиться не только из Чистопольского уезда, но также из Казанской, Уфимской, Самарской и других губерний.

Необходимо особо отметить тот факт, что целый ряд крупных общественных деятелей и просветителей - Р.Фахреддин, Ф.Карими, Г.Гафуров-Чыгтай, Х.Файзи-Чистапули получили образование в "Камалии". Этим не ограничилась деятельность Шейха, в 1882 г. на свои деньги он построил вторую мечеть. Таким образом, он остался в памяти потомков не только как религиозный деятель и просветитель, но и как щедрый мусульманин. Хотя особым богатством при многочисленности своего семейства Шейх не отличался.

К счастью, до нас дошли некоторые документы, рассказывающие о деятельности Шейха Мухаммада-Закира. Например, в 1893 г. про него писали: "Он был хорошо известен в мусульманском мире и не только в Казанской губернии, но и далеко за ее пределами... Такую широкую известность мулла Мухаммед-Закир приобрел своей обширной ученостью в мусульманских науках и безупречным, с точки зрения шариата, образом жизни. Он, будучи носителем магометанской учености и мудеррисом (учитель), являлся в глазах общества и ученым, и святым-ишаном". Там же ниже приводятся такие слова: "...привлекал массу учеников в свое медресе, а как Ишан... собирал вокруг себя последователей-мюридов. Ученики его медресе, по окончании в нем курса, сделавшись муллами, распространяли славу своего учителя во все концы России".

Мухаммад-Закир Чистави был муршидом накшбандийского тариката в центральной части страны, а другой уважаемый Ишан Зайнулла Расулев выступал в этом качестве на юго-востоке Россиийской империи. За огромную любовь к своим ученикам, Мухаммад-Закир снискал огромную популярность и уважение среди мусульман центральной России и далеко за ее пределами.

Накшбандийский тарикат довольно широко распространен в мусульманском мире. Он далек от всяческих нововведений и призывает своих последователей к глубокому осознанию веры и неукоснительному соблюдению предписаний Корана и Сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Но ни в коем случае мюрид не должен превращаться в затворника и оставлять повседневные дела и заботы. Как и любому мусульманину, ему вменяется в обязанность использовать каждую секунду жизни для искреннего служения Всевышнему и Всемогущему Аллаху. Имам тариката, Мухамед ибн Мухамед-эн-Накшбанди (717/1318 - 719/1389) учил: "Будь внешне, как все люди, а внутри - стремись к Всевышнему".

Двери дома Ишана-Закира были открыты для всех. Шейх всегда был рад гостям и никому не отказывал в помощи. К нему приходили богатые купцы за советом и нуждающиеся за милостыней. Сотни мусульман нашли в его доме духовную поддержку. Деятельность Шейха не ограничивается границами Чистополя. По воле Всевышнего Аллаха, Мухамеду-Закиру в те трудные годы посчастливилось совершить паломничество в Мекку и Медину. Несмотря на преклонный возраст, он иногда посещает Казань, где к нему проявляют огромное уважение. В то время писали: "Посещение им нашего города (речь идет о Казани - ред.) носили торжественный характер: местные муллы и именитые горожане выезжали к нему навстречу и усердно добивались чести принять его у себя дома. Во время пребывания его в городе беспрерывно задавались большие обеды то у одного, то у другого мусульманина".

Небезынтересен и такой факт. В один из своих приездов в Казань Шейх, вероятно, останавливался у Г. Баруди, уже тогда видного религиозного деятеля и педагога. Он руководил медресе "Мухаммадия" и впоследствии стал муфтием. По некоторым сведениям, Баруди позже получил от Закира Камалова разрешение направлять мюридов, то есть стал Муршидом.

В 1893 году в Чистополь приезжает Мухамед-Наджиб, сын старого товарища Шейха Мухаммада алима Хусаина Амирхана. Он становится имам-хатыбом в мечети Закира-ишана. В те годы Шейх Мухаммад-Закир уже тяжело болел, ему было трудно руководить людьми. Постепенно он задумывается о том, на чьи плечи он возложит после своего ухода миссию духовного наставничества. В феврале состоялась свадьба Мухаммад-Наджиба и дочери Шейха. Как явствует из послания казанскому губернатору уездного исправника, на свадьбу было приглашено большое количество гостей, среди них алимы, имамы, купцы-мусульмане не только из Казани, но и из разных уездов Казанской и Уфимской губерний.

Молодой имам со своим тестем становятся близкими друзьями. Их связывают не только семейные узы, но и духовное родство. С раннего детства Мухаммад-Наджиб стремился к довольству Аллаха, будучи мюридом накшбандийского тариката. По благословению Шейха, Мухаммад-Наджиб начинает активную деятельность среди мусульман Чистополя. Вскоре он стал преемником Шейха Мухаммада-Закира Чистави.

28 мая 1893 г. навеки закрываются глаза Ишана, его душа уходит на встречу с Аллахом.

В некрологах по поводу смерти Шейха писали: "Много найдется поклонников покойного Ишана и в Казани, искренне оплакивающих кончину своего руководителя на пути достижения истины и стремления к святой жизни... Мулла Мухаммед-Закир был человек умный, честный, действовавший всегда по убеждению и искренне и потому достойный уважения... Мусульманское население в лице Мухаммед-Закира лишилось одного из самых видных деятелей, которому не чужды были интересы и общие. Память об Ишане Мухаммед-Закире надолго останется в народе. Во многих книжках и брошюрах он восхваляется с величайшим уважением; в честь его имени существуют панегирики как замечательному ученому и подвижнику святой жизни". И еще: "Значение его для мусульманского мира в России было очень велико. Он считался великим знатоком и истолкователем Корана. Поэтому слово или мнение, высказанное им, считалось мнением самого Пророка. При жизни он почитался, чуть ли ни "святым" и иначе не назывался как "святой мулла".

Необходимо уточнить, что употребляемое слово "святой" нельзя соотносить с христианским понятием святого. Здесь имеется в виду "вали" (араб.) - приближенный к Аллаху, богобоязненный человек.

О Шейхе после смерти появляется целый ряд стихов. В число таких произведений входит "Эллегия по поводу кончины дамеллы Мухамед-Закира-хазрета эль-Чистави". Там рассказывается о богобоязненности и искренности служения Аллаху покойного Мухаммад-Закира, называются его достойные ученики, продолжатели дела своего наставника. Пусть Аллах сделает нас достойными наследниками баракята Шейха Мухаммада и даст нам его шафаат в тот день, когда не будет иного заступничества, кроме как с Его позволения.

Сегодня в России вряд ли есть что-то, требующее большего внимания, чем наследие наших предков: наших великих шейхов, имамов, алимов. Изучая их труды, их жизненный путь - мы укрепляем связь нашего поколения со своими духовными корнями. А мусульманин, по-настоящему знающий историю Ислама, не может сделать другого вывода, кроме того, что только путь, завещанный Мухаммадом Чистави и другими великим Шейхами (да будет милостив к ним Аллах), может служить единственным средством избавления от душевных и общественных недугов. 


Новое на сайте


Имам аль-Газали. Письмо к сыну

Виртуальные технологии "неисламского суфизма"



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2012 SUFIZM.RU. All right reserved. Дизайн: Эркен Кагаров kagarov@imadesign.ru
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru