Суфизм.Ру

Послание молодому суфию


Слава Аллаху, Господу миров, благословение и мир нашему господину Мухаммаду, всему его роду и его сподвижникам. Да будет известно, что причиной этого перевода стало то, что в 990 г. во времена [правления] султана Мурада ибн Султан Селимхана один совершенный муж по имени Мунла Са´ади, будучи занят своими уроками, пребывал, [погруженный] в свое чтение, когда неожиданно в медресе вошел какой-то суфий и, поздоровавшись, сел. Затем он сказал:

- О познающий Аллаха, разрешите мою проблему, поведайте об основах поклонения Аллаху [´ибадат].

Вопросы молодого суфия


  • Почему омовение [абдест] является обязательным - фард?
  • В чем причина того, что особо оговорены четыре части тела?
  • Если каждую часть тела достаточно помыть одиножды, то почему моют три раза?
  • Почему там, где нет возможности совершить омовение, совершают очищение песком - тайаммум?
  • Если в омовении особо оговорены четыре части тела, почему в тайаммум достаточно [очистить] только две части тела?
  • Кто начал [читать] полуденный намаз, и почему в нем четыре рака´ата?
  • Кто начал [читать] предвечерний намаз, и почему в нем четыре рака´ата?
  • Кто начал [читать] вечерний намаз, и почему в нем три рака´ата?
  • Кто начал [читать] ночной намаз, и почему в нем четыре рака´ата?
  • Кто начал [читать] витр, и почему в нем три рака´ата, и в третьем рак´ате, подняв руки, говорят такбир, читают ду´а повиновения (кунут)?
  • Намаз витр - обязательный (фард), надлежащий (ваджиб) или желательный (суннат)?
  • Почему во время путешествия полуденный и предвечерний намазы установлены двухракатными (икишар) (то есть по два рака´ата)?
  • Почему появились путевые намазы (сафари)?
  • Кто первым начал [читать] путевые намазы, и почему утренний и ночной намазы не бывают путевыми?
  • В чем причина того, что среди всех намазов первый читают вслух?
  • Почему дневные намазы читают про себя, а вечерние - вслух?
  • Почему пятничные и праздничные намазы, хотя они и дневные, не читают про себя?
  • Почему каждый намаз начинается не с [чтения] Корана, а с прославления [Аллаха] - тасбих?
  • Почему в каждом рак´ате намаза одно руку´, а суджудов - два?
  • Почему в каждом втором рак´ате при сидении читается ат-тахийат?
  • Почему после ат-тахийата читаются благословенные славословия [Пророку] (салават)?

Мунла Са´ади, услышав эти слова, взглянул глазами души на суфия и увидел, что вопрос его искренен. Тогда Мунла Са´ади мгновенно собрался, погрузившись в море знаний, и, вынырнув из него через мгновение, поведал:

Об омовении четырех частей тела


О суфий, когда хазрат Адам, мир ему, и хазрат Хавва наслаждались в Раю, проклятый шайтан от полноты своей зависти, введя их в заблуждение, сказал: "Если вы отведайте пшеницы, то доставите себе огромное удовольствие". Хавва, по мудрости Создателя, услышав эти слова проклятого Иблиса, и не имея больше сил терпеть, пошла туда, где росла пшеница. Она съела несколько зерен, а одно зернышко принесла хазрату Адаму, мир ему, и, настойчиво упросив, дала ему съесть. Сейчас же вспомнилось ему повеление Создателя, от полной своей завесы он, сожалея и раскаиваясь, охватил голову благословенными руками своими. И тогда стало обязательным - фард - делать масх головы. А поскольку хазрат Хавва ушла, обратившись лицом в сторону пшеницы, стало обязательным - фард - мыть лицо. Уходя, она ступала ногами, поэтому теперь обязательно - фард - мыть ноги. Зерна [хазрат Хавва] срывала руками, поэтому обязательно мыть руки. Так что из четырех [оговоренных] частей тела совершают масх одной части тела и моют остальные три. Вот в чем причина и мудрость этого, о чем было написано в "Шар-и Викайа".
О троекратном омовении

 
Причина того, что каждую часть тела надо мыть три раза [заключается в следующем]: Омовение один раз - для очищения нафс-и аммара [би-с-су´], омовение второй раз - для очищения нафс-и лаввама, а третий раз - для очищения нафс-и мутма´ина. Об этом написано в "Шарх-и Вуду".
 

О тайаммуме

Причина тайаммума [заключается в следующем]: Во времена хазрата Нуха, мир ему, когда случился ураган (потоп), они (то есть Нух с остальными) вошли в ковчег. Однако там не было воды, а вода гнева не очищала, поэтому там не совершалось омовение (абдест). По необходимости хазрат Нух, мир ему, совершил тайаммум пылью с одежды, и в Чертогах Могущества этот тайаммум был принят. Вот в чем причина мудрости того, что тайаммум не стал обязательным - фард. Притом тайаммум не зависит от времени и совершается, если нет воды или возможности совершить омовение абдест.

О достаточности омовения двух частей тела в тайаммуме

Если мы зададимся [таким] вопросом: для омовения абдест нужно [омывать] четыре части тела, достаточен ли тайаммум для замены этого? Великие факихи повелели, что самыми лучшими из всех частей тела являются голова и руки. На основании этого были особо выбраны две части тела для тайаммума. Вот в чем причина мудрости этого.

О пятикратном намазе

 
Причина намаза в [следующем]: Всевышний Истинный сотворил сияние своего возлюбленного друга (то есть Пророка Мухаммада, мир ему), который, будучи за завесой этого мира, семьдесят лет провел в [чтении] тасбиха и тахлила. Затем Всевышний Истинный расположил напротив этого луча зеркало стыда. Тот, увидев свою красоту и устыдившись ее, пять раз совершил великий поклон. Эти земные поклоны стали причиной того, что стали обязательными - фард - пять намазов. Об этом написано в "Шарх-и тайаммум".
Об азане и икамате

 
Причина азана и икамата [заключается в следующем]: "Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, отправился в Ми´радж, он прибыл в благословенный Иерусалим (Аль-Кудс). Хазрат Джабраил, мир ему, провозгласил азан, тогда все души пророков, мир им, собрались и, под предводительством Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, прочитали два рака´ата намаза. После Ми´раджа [Пророк, мир ему, со своими Сподвижниками] посоветовались насчет времен этих пяти намазов. ´Абд Аллах ´Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал: "О Посланник Аллаха, я видел во сне, что один ангел спустился с неба и приземлился на стену Каабы. Прочитав сначала азан, он совершил (произнес) икамат". Хазрат ´Умар, да будет доволен им Аллах, произнес: "О Посланник, со мной случилось то же самое". Потом они научили хазрата Билала Хабаши азану. Об этом написано в книге "Анвар".
 

Об утреннем намазе

 

Причина того, что утренний намаз состоит из двух рак´атов [заключается в следующем]: "Когда хазрат Адам вышел из Рая, был вечер. Он прочитал один рака´ат намаза, потому что был связан с Дольним миром (его Дольний мир был темным) , и еще один рак´ат намаза, чтобы достичь света, когда настанет утро. Это и было принято в Чертогах Всемогущества. Вот в чем причина мудрости того, что в утреннем намазе два рака´ата."

О полуденном намазе

 
Причина мудрости того, что в полуденном намазе четыре рака´ата [заключается в следующем]: "Когда у Ибрахима, мир ему, Всевышний Истинный освободил Исмаила, мир ему, от жертвы, был полдень. Хазрат Ибрахим, мир ему, [таким образом] был освобожден от четырех несчастий. Одно из них - когда он очищал храм многобожников и разбил всех идолов, он повесил топор на шею одного большого идола. Многобожники увидели это, сказали: "Это сделал сын Азара Ибрахим" - и принесли ему много несчастий. Еще одно - когда Нимруд бросил его в огонь, Всевышний Истинный превратил огонь в цветник. Еще одно - во время переселения в Египет его дому счастья многобожники причинили много зла и насилия. Всевышний Истинный защитил его, и отсохли руки тех, кто совершил насилие. Поскольку Ибрахим освободился от этих четырех бедствий, он совершил намаз в четыре рака´ата. Это было принято в Чертогах Всемогущества, и поэтому стало обязательным - фард - для этой уммы. Вот в чем причина мудрости этого.
 

О предвечернем намазе

 
Причина того, что в предвечернем намазе четыре рака´ата, заключается в следующем: "Хазрат Йунус, мир ему, огорчившись на свой народ, сел на корабль. Когда он отплывал, из моря появилась какая-то рыба, которая, по мудрости Аллаха, не давала пути кораблю. Хазрат Йунус, мир ему, сказал: "Бросьте меня в море, чтобы вам было освобождение". С тысячами стонов огорчений и страданий Йунуса, мир ему, бросили в море. Рыба сейчас же проглотила его, и судно было освобождено. Хазрат Йунус, много дней пробыв в брюхе рыбы, однажды освободился в предвечернее время и совершил намаз в четыре рака´ата. В Чертогах Всемогущества это было принято, и стало обязательным - фард - для уммы. Вот в чем причина мудрости этого. Об этом написано в "´Инайа".
 

О вечернем намазе

 
Причина того, что в вечернем намазе три рака´ата [заключается в следующем]: "Неверные назвали Иисуса, мир ему, Божьим сыном (упаси нас Аллах от этого). Когда Всеывышний Истинный создал хазрата Ису, мир ему, (часть текста утрачена) было время вечернего намаза, и он совершил намаз в три рака´ата. В Чертогах Всемогущества это было принято, и стало обязательным - фард - для уммы. Вот в чем причина мудрости этого. Об этом написано в "´Инайа".
 

О ночном намазе

 
Причина того, что в ночном намазе четыре рака´ата [заключается в следующем]: "Когда Муса, мир ему, уходил из Мадьяна, его одолевали четыре печали. Когда он дошел до горы Синай, ему и его брату Харуну, мир ему, был дан [дар] пророчества, который защитил его от печалей. Было ночное время, и он прочитал четыре рака´ата намаза. В Чертогах Всемогущества это было принято, и стало обязательным - фард - для уммы. Вот в чем причина мудрости этого. Об этом написано в "´Инайа".
 

О намазе витр

 
Причина намаза витр [заключается в следующем]: "Когда Хазрат Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, уходил в Ми´радж, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, поручил ему: "В Чертогах Всемогущества прочитай и для меня один рака´ат намаза". Когда Посланник, мир ему, увидел мир Единения, он прочитал один рака´ат намаза для себя. Джабраил, мир ему, напомнил ему о поручении хазрата Абу Бакра, [Пророк, мир ему], встав, совершил еще один рака´ат намаза. Всевышний Истинный сказал: "Пусть для нас совершит один рака´ат намаза". [Пророк] встал еще раз, чтобы совершить один рака´ат намаза и для Всевышнего Истинного. После прочтения Фатихи и добавочной суры, в момент совершения руку´ милосердия к своей умме, он увидел мучения обитателей Ада, и это привело его благословенное бытие в особое состояние. Когда Джабраил, мир ему, брызнул в его благое лицо водой из "Кавсара", возвратил его благословенное Сердце к жизни и чистоте, [Пророк, мир ему], подняв руки и сказав: "Аллаху Акбар", прочитал ду´а повиновения, а затем совершил руку´ и суджуды.
 

Об обязательности или желательности намаза витр

 
Один рака´ат [витра], поскольку он был прочитан для самого [Пророка], является желательным - суннат. Тот [рака´ат], что был совершен для Абу Бакра, стал надлежащим - ваджиб, а один рак´ат, прочитанный по повелению Всевышнего Истинного, стал обязательным - фард. Вот в чем причина мудрости намаза витр. Об этом написано в "Масабих".
 

О путевых намазах

 
Причина совершения путевых намазов [заключается в следующем]: "Посланник, мир ему, обязательные намазы, в которых было четыре рака´ата, читал, [сокращая] по два [рака´ата]. Когда путешественники в опасном месте читают четырехрак´атные обязательные намазы по два рака´ата, то это утверждено Кораном, а когда в спокойном и безопасном месте по два, то это подтверждено Сунной. И то, что Всевышний Истинный дал нам, немощным рабам, возможность читать обязательные намазы по два рака´ата, это проявление Его Заботы, Милосердия и Дара. Это написано в тафсире Абу-л-Лайса."
 

О том, почему не сокращаются утренний и вечерний намазы

 
Причина того, что утренний и вечерний намазы не сокращаются и не читаются [как] путевые, заключается в следующем: "Каждые два рака´ата - один намаз. Если в утреннем намазе сократить один рак´ат, он перестанет быть намазом. Вот почему он не сокращается. Если в вечернем намазе и в витре, оставив два рака´ата, сократить по одному, то [этот] один рак´ат не будет намазом. Вот в чем смысл того, что в них не разрешается сокращение. Об этом написано в "´Инайа".
 

О чтении обязательных намазов вслух или про себя

 
Причина того, что полуденный и предвечерний намазы читаются про себя в том, что до Хиджры все пять намазов читались вслух. При этом собирались неверные, слушали [намаз] и насмехались. Всевышний Истинный повелел: "Когда неверные, собравшись, хотят насмехаться и издеваться, не читайте [намаз] вслух". После этого полуденный и предвечерний намазы перестали читать вслух и стали читать про себя. Об этом написано в "Кифайа".
 

О тасбихе - прославлении Аллаха в начале намаза

 
Причина того, что начало каждого намаза начинается со слов "Cубханака", [заключается в следующем]. Рассказывается со слов Ибн Аббаса: "Когда Всевышний Истинный сотворил Великий Престол, он создал еще четырех ангелов, а это великие ангелы, крыльев у которых попарно сто пятьдесят тысяч, а количество их рук и ног знает только Всевышний Истинный. Этим ангелам Всевышний Истинный дал повеление принести Высочайший Престол. Эти четыре великих ангела взялись за Высочайший Престол всеми своими бессчетными руками. Они не успели и выдохнуть, как не осталось у них сил, и они упали на колени. Один из них сказал: "Субханака-Ллахумма ва би-хамдика". Еще один сказал: "Ва табарака-смука". И еще один сказал: "Ва та´ала джаддук". И еще один сказал: "Ва ла илаха гайрук". В знак уважения к их тасбихам - прославлениям Аллаха, Всевышний Истинный дал им сил, так что они принесли Высочайший Престол. Так что этим тасбихом начинают намаз, чтобы он помог обрести силы для несения ноши порученной [веры], и связал с довольством Милостивого. Вот в чем причина мудрости начинания намаза словами "Субханака" Это написано в "Шарх-и-хакайик".
 

О количестве руку´ и суджудов в рака´ате

 
Причина того, что в каждом рака?ате один руку´ и два суджуда, [заключается в следующем]. Имеется две цитаты:
Некоторые сказали, что Всевышний Истинный повелел шайтану совершить один суджуд, а поскольку он не выполнил повеление и стал отвергнутым, то в противовес этому теперь предписан еще один суджуд.
А некоторые сказали, что один суджуд указывает на то, что человек создан из праха, а другая на то, что он вернется в прах. Вот в чем причина мудрости того, что в каждом рака´ате один руку´ и два суджуда. Это написано в "Шарх-и-дурар".
 

Об ат-тахийате

 
Причина сидения в ка´да [заключается в следующем]: "Когда Мухаммад, благословение и мир ему, во время Ми´раджа лицезрел мир Единения, он, показывая покорность своему Господину, сказал: "Ат-тахийату ли-Ллахи ва-с-салавату ва-т-таййибат!" Тогда Всевышний Истинный, для того, чтобы принять Ми´радж своего возлюбленного друга, с благословенностью повелел: "Ас-саламу ´алайка, аййуха-н-наби, ва рахмату-Ллахи ва баракатух!" После этого Гордость Мира [Пророк] с милосердием к своей достигающей милости умме сказал: "Ас-саламу ´алайна ва ´aла ´ибади-Ллахи-с-салихин!" После этого Джабраил, мир ему, сказал: "Ашхаду ал-ла илаха илла-ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ´абдуху ва расулуху". Чтение ат-тахийата в ка´да намаза является надлежащим - ваджиб. Это написано в "Анвар".
И еще одно достоинство ат-тахийата

 
Всевышний Истинный сотворил в Раю предельное дерево, которое называется [деревом] ат-тахийата, на ветвях этого дерева создана птица, которая называется птицей салавата, а у корней этого дерева сотворил речку, которая называется речкой таййибата. Когда какой-либо раб читает в намазе ат-тахийат, эта птица ныряет в эту речку и выныривает из нее, а затем отряхивается. Из каждой капельки [слетающей с нее] творится по ангелу, который в Судный День будет просить прощения за того, кто читал эти тахийаты. Это написано в "Мифтах ас-са´адат". Тахийат также называют ташаххудом.
 

О чтении салават-славословий Пророку после ат-тахийата

 

Причина чтения салават-славословий Пророку после тахийата [заключается в следующем]: "Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывает, что хазрат Посланник, мир ему, повелевает: [О представители] моей уммы, произносите салават-словословия [Пророку], когда будете произносить ду´а, чтобы ваши ду´а были приняты в Чертогах Всемогущества. Если не будете в начале или конце своих ду´а возносить салават-славословий мне, то ваши ду´а не будут приняты, поскольку принятие ду´а у Аллаха зависит от благословенных салават-славословий. Вот какой имеется рассказ о благословенных салават-славословиях [Пророку]. И еще в "Равдат" приводится рассказ, что когда бы и где бы не было произнесено имя Мухаммада, является надлежащим - ваджиб, произнести благословенные салават-славословия [Пророку], подтвержденный четким утверждением [Корана]. Поскольку в ат-тахийате упоминается чистое имя [Пророка], поэтому после тахийата читаются благословенные салават-славословия. Вот ответы на твои вопросы и причины мудрости.

Слава Аллаху, и благословение Мухаммаду, благословение ему и мир!

При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2006 SUFIZM.RU. All right reserved.
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru