Суфизм.Ру

Саид-афанди Чиркейский. Является ли принятие тариката желательным или обязательным?


Обязательно ли идти к Шейху? (1)


Шейх уль-Ислам Закария Ансари говорил, что тот, кто не знаком с суфиями, подобен одному хлебу без какой-либо другой пищи в придачу, кроме тех, кто получил духовное совершенство от Аллаха, кого сам Всевышний наделил тайными знаниями, создал с очищенными сердцами. Всем остальным необходимо изучать тайные науки для того, чтобы знать, что может привести к плохому и хорошему, какой образ жизни следует вести, какие качества следует в себе поощрять, а какие порицать. Для того, чтобы знать все это, недостаточно изучать обычные науки, и этому свидетельствуют алимы четырех мазхабов:

Алимы ханафистского мазхаба: ИбнХимам, Шабали, Шарнабалали, Хайрудин Рамали, Алхамавию и другие.

Алимы Шафиитского мазхаба: Ибн Абдуссалам, Ужат уль-Ислам имам Газали, ТаджуддинСабукий, Суюти, Шейх уль-Ислам Кази Закария Ансари, Ибн Хаджар Хайтами и другие алимы.

Алимы мазхаба имама Малика: Абуль Хасан Щазили, Абуль Аббас Мурси, Ибн Атаилах, Ибн АбиДжамрат, Насруддин Лаканию, Ахмад Заррук и.т.д.

Алимы мазхаба имама Ахмада: Абдуль Кадыр Гелани, Шейх уль-Ислам Абдулла Ансари, Ибн Наджар Футухию и др.

Названные алимы четырех мазхабов, изучив сначала очевидные науки, затем начали уделять больше внимание тайным наукам. Таким образом, они поняли, что полученных знаний недостаточно ипришли на суфийский путь. С чистым намерением и твердой убежденностью они сблизились с муршидами и извлекли для себя пользу. Сами четыре имама также приняли суфизм. Имам Шафии посещал духовные собрания суфиев. Имам Ахмад вначале, еще до того, как он узнал суфиев, говорил своему сыну: "Смотри, и близко не подходи к ним". После же того, как имам Ахмад ближе узнал суфиев, он завещал сыну придерживаться только их. Имам Абу Ханифа говорил, что, если бы и последние два года жизни он ничего не знал о суфизме, то он бы мог стать заблудшим. Он принял суфийский путь от своего ученика. Вообщем, если здесь приводить все, что сказано об обязательности тариката, то не хватит листьев. Для тех же, кто умеет мыслить, и этого достаточно.

Джамаль, брат по вере, ты говоришь, что у прежних дагестанских алимов было больше знаний, чем у нынешних. Я не знаю более правильных слов, чем эти. Но ты не думай, что все нынешние алимы знают о том, что те алимы были умнее их. Если бы они знали об этом, то в Дагестане намного легче было бы распространять Ислам. Для того, чтобы наглядно объяснить разницу между прежними алимами и нынешними, приведу два примера.


В Чиркее было два человека, оба хаджи, и оба были моими учителями в изучении явных наук. Пусть Аллах запишет им вознаграждение за каждую букву, которой они меня научили. Они говорили, что прежде в горах были алимы, которые не могли выпить глотка воды в доме сирот. В Чиркее жил большой алим прежних поколений Таймасхан Кади. У него был сын Мухамадали Кади, алим с еще большими возможностями. Когда этот сын приходил, отец вставал. Когда люди спросили, разве отец должен вставать, когда входит сын? Он ответил: "Хотя это и мой сын, у него больше знаний, чем у меня, из уважения к нему я должен вставать.


В Чиркее жил известный алим Хамзат хаджи. У него было традицией держать пост в месяц Рамазан на один день раньше, чем объявил дибир. Однако своей жене он говорил, что она не имеет права следовать за ним, и должна слушаться дибира. Так он не разрешал своей жене держать пост вместе с ним. Когда он узнал, что жена жарит хлеб в общей печи без очереди, он больше не пустил ее туда. Говорят, он заглядывал в книги всегда стоя. Жена задала ему вопрос, почему он стоит при чтении, разве нельзя читать сидя? Он отвечал: "Если сяду, захочется лечь, если лягу, захочется спать".

Патал хаджи, мой учитель рассказывал: "В молодостименя забрал в Гелбах один богатый человек по имени Мусакай для обучения детей Корану. Там был один хороший человек Дауд. У него был единственный сын, поэтому, по его желанию он засватал ему невесту и отправил ей подарки (жаизат), по тем временам, самые дорогие. После замужества эта невеста, по-своему желанию, собрав все вещи, пошла домой. Несмотря на попытки примирения, они не смогли найти общий язык и расстались. Тогда Дауд, ничего не потребовав назад, отправил вслед все, что осталось, сказав, что подаренное ей, должно принадлежать ей.

В Чиркее жил также алим Тахир хаджи. В течение 30 лет он работал дибиром и прочитал уроки юриспруденции (фикха) четыремстам ученикам. И после этого он сказал, что у него нет достаточных знаний по юриспруденции. Теперь посмотри, Джамаль, какая разница между нами и ими. Воистину, невозможно оценить человека, пока он рядом. Но мы и сегодня не можем дать им достойную оценку. Разве мало наук на арабском и родном языках они оставили нам? Мы в долгу перед ними, пусть Аллах даст нам разума идти по их пути.


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2006 SUFIZM.RU. All right reserved.
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru