Суфизм.Ру

Саид-афанди Чиркейский. Является ли принятие тариката желательным или обязательным?


Обязательно ли идти к Шейху? (2)


Теперь вернемся к нашему вопросу. Джамаль, тебе не дает покоя то, что в книге "Бустан аваристан" есть слова, которые, по-твоему, отвергают тарикат. Но смысл этих слов можно толковать по-разному. Как говорят, смысл поэмы в животе у поэта. У больших алимов есть особенность говорить, учитывая особенности времени, места, человека. Наверное, и Серажуддин Ободи, пусть откроется ему милость Аллаха, не хотел вложить в свои слова смысл отрицания тариката. Почему? Потому, что те, от кого они получили знания Шариата и тариката, тоже не говорили так, как мы уже упоминали. Джамаль, подумай внимательно, кут (пища, дающая живость) бывает двух видов - явный и тайный. От явной пищи сила идет к телу. От тайной - к сердцу и духу. А вот души-то никогда и не умирают. Наша цель здесь - их очищение. Вместе с тем, в человеке есть драгоценность, поддерживающая в нем живость - это нафс, который называют и животным духом. Вообще нафс называют разными именами. Первый его сифат - нафсуль амарат. Это нафс, всегда следующий за прихотями тела, повелевающий человеку только исполнение плохих деяний. Он также является домом и источником всего отрицательного, где скапливается все плохое. Нафс даже называют домом, где прячется Иблис. Для человека нафс считается большим врагом. Вообще среди врагов человека, Иблис считается самым страшным врагом, о чем сказал наш Пророк, мир ему и благословение. Тот нафс, о котором мы говорим, является общим для всех людей. Его пример подобен темной комнате, в которой нет света. Упоминание Аллаха и чтение зикра можно сравнить с включением лампочки в этой комнате. Джамаль, брат по вере, теперь для того, чтобы осветить комнату, нам необходимо включить свет?

Второй сыфат этого нафса называют нафсунлавамат. Такого сыфата нафс достигает путем упоминания Аллаха. Таким образом, зикр освещает прежний нафс сиянием (нур) Аллаха. Мы и ранее говорили о том, что зикр оказывает воздействие на все виды богослужения, например, совершение молитвы, чтение Корана, упоминание Аллаха(тасбих) - это все части зикра. Однако, Джамаль, ничто нам не принесет большей пользы, также как ничто не осветит наши сердца, как частое чтение зикра "Ля иляха илляллах" и "Аллах". Не сомневайтесь в этом. Если же возникнут малейшие сомнения, поинтересуйтесь у людей, которые читают зикр сами. Поэтому, и устаз Хасан Афанди (к.с.) сказал: "Чтение Корана, совершение намазов - это вирд кумалаов*, мюриды же читают зикр". Затем наши сердца освещаются настолько сильно, насколько часто мы упоминанием Аллаха. Подобно тому, как комната освещается светом лампочки, так и чем больше света, исходящего от сердца, тем больше самоуличающим становится нафс. Соответствуя своему образу жизни, повелевая плохими деяниями, если даже еще нет полного отрыва от отрицательного, благодаря силе света от Аллаха, нафс становится кающимся из-за каждого плохого поступка. Он постоянно уличает себя, и поэтому, его называют нафсун лавамат. Если человек, таким образом,постоянен в чтении зикра, все больше и больше будет увеличиваться сияние нафса и сердца, и тогда сила нафсун амарата уменьшится, и в итоге, зикр полностью обретет власть над нафсом. Далее нафс, отойдя от совершения плохих деяний, последует за всем хорошим и полностью покорится сердцу. Затем нафс называют нафсуль мутмаинат. Говоря коротко, нафсуль мутмаинат становится слугой сердца и начинает истинно служить Аллаху и искать приближения к Нему. Для того, чтобы человек стал обладателем нафсуль мутмаинат, мы видим, что он должен искать его. Ибо не принято, чтобы знания или мастерство приходили без поиска сами по себе. Теперь для того, чтобы нафс отошел от той ступени, когда он совершает только плохое и перешел ко второй ступени - лавамат, нужно принять тарикат. Приведу пример того, что сказано, если у человека нет уровня нафсуль мутмаинат, ему нельзя давать тарикат. Того, кто имеет уровень мутмаинат, мы сравним с человеком, имеющим средний уровень образования. Тому, кто хочет получить высшее образование, работу на больших заводах, фабриках даже простым рабочим, необходимо получить средние знания. Даже говорят, что в такое-то место не берут на работу тех, кто не имеет среднего образования. Причиной этому служит то, что не имеющий среднего образования, не справится с работой. И это верно. Что же теперь получилось? Средние уровни тариката (вилаят) тоже имеют свои степени, например: вилаяту-сугра, вилаяту-кубра, вилаяту-уля, и др. Для того, чтобы искать эти большие уровни, человек должен иметь нафсуль мутмаинат. Тот, кто не имеет такой уровень нафса, пусть не ищет больших уровней. Джамал, по-моему таков смысл тех слов в "Бустане". Иначе, также, как десять лет надо учиться, чтобы получить среднее образование, не выполняя того, что поручает шейх тариката, невозможно самим дойти до уровня лавамат.

Мы сравнили человека, имеющего нафсуль мутмаинат с человеком, получившим среднее образование. Как бы тяжело не было его получить, с поиском этого уровня знаний, можно сравнить тот уровень, через который мысегодня ищем приближения к Аллаху. О том, что дальше этого уровня, мы не станем даже говорить.

Теперь мы уподобим человека, который довел свой нафс до уровня нафсуль лавамат с человеком, закончившим 8 классов. Если даже государство считает обязательным довести человека до этого уровня знаний, отталкивать человека от того, чтобы он получил хотя бы уровень нафсуль лавамат, будет неверно. Я не думаю, что Ободи, пусть откроется для него милость Аллаха, говорил, что человек не должен приблизиться к Аллаху, хотя бы на этом уровне, т.е. не может использовать для этого тарикат. Джамал, подумай сам.

При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2006 SUFIZM.RU. All right reserved.
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru