Суфизм.Ру

Из жизни Суфиев Дагестана


Письма


I


Бог совершает перевороты в жизни, Он же превращает сердце из одного положения в другое. То, что Ему угодно, сбудется, а чего он не пожелает, того не будет. Во имя Бога (это есть лучшее имя!), Ему же принадлежит хвала, и да будет благословение и мир избранному послу Его, Мухаммаду, потомкам и послушным товарищам его.

Искреннему моему брату, благочестивому имаму мусульман, венцу просвещенных умов и мудрецов, мулле Магомеду, да причислит его Бог к разряду приближенных к Себе святых мужей, находящихся под покровительством всехвального Мухаммада, над которым да будет благословение всех ангелов и людей, столь же великое, сколь велико знание Божие, столько же обширное, как и милосердие Его. Аминь!

После заявления поклона, очищенного от излишних pечей, и после обязательной молитвы от сего преданного странника, сообщаю вам, брат и господин мой, что я благополучно прибыл в Астрахань. По случаю болезни моих детей и жены, я не имел случая записать к вам письмо. А ныне они оправились, слава Богу. Душа наша, хотя она и не имела о вас сведений, однако, как известно Богу, постоянно думала о вас. Поймите и не будьте забывчивы. Брат, после разлуки с любимою особою вашею, Бог внушил мне желание осведомиться о вас, так, что день и ночь не было мне покоя. Слава Богу, среди такого нетерпеливого ожидания мы получили два почтеннейших, возлюбленных и желанных письма. Хвала Богу! Слава Богу´!

Брат, вы писали несколько слов о некоторых счастливых знамениях ваших. Хвала Богу! Нужно уповать на Него.

Брат, не обращайте особенного внимания на тоскливость и радость. Смотрите на то и на другое одинаково и равномерно. Тоска и радость для мюрида составляют два крыла.

Брат, посмотрите, как прекрасно сказал святой Ибрагим [12]: ?Иногда Бог познакомит Себя с рабом Своим, иногда нашлет на него страх; Он же распоряжается всяким сердцем. Посмотрим, что сделает Господь, но чтобы Он ни сделал, все сделает прекрасно! Иногда Он напоит сердце; иногда обрадует людей; иногда же внушает им любовь к Себе. Посмотрим, и т.д. Иногда Он опечалит душу Своего раба, иногда обрадует его, иногда же насылает на него тоску. Посмотрим, и т. д. Когда раб остается без помощи, Бог неожиданно поднимает завесу и излечивает его от болезни. Посмотрим, и т. д. Ты уповай на Бога; поручи Ему себя и успокойся, будь терпелив и доволен всем. Посмотрим, что Господь сделает; но чтобы Он ни сделал, все сделает прекрасно?!

Свет моих очей, после сегодняшнего дня следует только заняться тем, чтобы держать сердца в присутствии Бога и в бдительности, т.е. следует вывести из сердца все, что в нем есть, кроме Бога, и приобрести такое состояние сердца, какое человек ощущает в предсмертные минуты, а именно прекратить всякое сношение и связь со всем земным и обратить мысли только к Создателю-Господу. Передав себя в такое состояние, нужно произнести мысленно: ?Боже, ты мое желание, и благодарность Твоя есть мое искомое?, и в таком состоянии забыться. Да не будет тайною, что такого состояния сердце мюрида может достигнуть, по милости Всевышнего Бога, воспоминанием отрадного изречения. Воспоминание Бога отрадным изречением, т.е. лаилаха-иллаллах, лучше совершать следующим образом: сначала просто языком, потом сердцем, потом душою, потом тайною, потом сокровенною тайною и, наконец, тайною тайн [13]. Если произносить после всякой сотни раз или после двадцати одного раза: мухаммадун-расулуллах (Мухаммад есть посол Божий) - это очень одобрительно. Ты должен находиться в таком положении, как бы ты был под сводом какого-то здания, уединенного от всякого существа, и позабыл бы и свою плоть, и окружающие тебя предметы, не исключая их цвета, форм, ни духов вышнего и нижнего царств, ни тому подобных существ, и отрицать всякое бытие вне божества, признавая присутствие одного только верховного существа, которое не видимо и не имеет определенного образа. Все же остальное должно быть уничтожено словом ?нет? [14]. Поэтому нужно продолжать воспоминать Бога до тех пор, пока не почувствуешь такого состояния души.

Бедный Ахмед



У суфиев степени воспоминания разделяются на указанные здесь степени: мюрид сначала должен вспоминать языком, то есть как бы напоминать сердцу то, что оно забыло; потом переходят к воспоминанию душою, совершаемому внутренним движением, слышным только сердцу и телу, то есть переходит к чему-либо мысленно, без звука и слов; потом переходят к воспоминанию сердцем, так чтобы сердце занято было созерцанием красоты и величия Бога. Потом переходят к тайне, то есть сердце должно находиться в состоянии бдительности и в ожидании открытия Божественных тайн. Потом к сокровенной тайне, то есть находятся в состоянии созерцания света Божества в вышнем царстве. Что же касается последней степени, а именно воспоминания Бога тайною тайн, то никто из смертных не достигает на сем свете такой степени: она означает ? созерцать лицо Бога, как оно есть. Только одни правоверные воспользуются этой степенью в будущей жизни. Мюрид находится на одной степени воспоминания, ока не почувствует в себе перемены состояния, иногда в продолжении многих лет, причем произносит каждый день выше сказанное отрадное изречение по десятку тысяч раз. (Перев.)



II


Во имя Бога, милосердного и милостивейшего, Его же призываем на помощь и на Него же наше упование.

Хвала Богу, Господу миров, благословение и мир да будет послу его и царю нашему, Мухаммаду, потомкам и товарищам его. Аминь!

Дорогой, любезный, ожидание моего сердца, Гаджи-Рамазан-Эфенди, да увеличит Бог его сближение с Собою в сем и в будущем свете. Аминь!

О Боже милостивейший!
После сего, первое желание наше состоит в том, чтобы чистейшая душа ваша достигла на сем пути до своей цели, и чтобы вы, в отношении нравственного совершенства, уподобились верховному Создателю, а в отношении похвальных качеств - пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), и чтобы, будучи обезопасены от всех тревожных и неприятных мыслей и случаев сего мира, достигли до степени богосозерцания, и погрузившись в состояние уничтожения себя в Боге и пребывания с Богом, опьянели бы от божественного вдохновения. Во-вторых, вы обратились ко мне за разрешением некоторых вопросов относительно совершения обряда молитвы, называемой хатму-ховаджикан. Поэтому объясняю вам, что число камней, по которым совершается этот обряд, есть сто десять. Десять из них должны быть большими, а сто маленькими. Прежде всего, вы должны читать: ?Прости Господи? и ?Да будет благословение Бога над Мухаммадом?. Потом вы сделаете рабита [15]; далее раздадите людям семь камней из больших и скажете вслух: фатиха [16]; потом прочтете главу Корана Фатиха, потом соберете десять больших камней, а из ста маленьких сами возьмете 21, а остальные 79 раздадите другим, и из этих несколько возьмете сами. Потом пошлете благословение Пророку вслух; потом скажете: алям-нашрах [17]. Пока люди прочтут эту главу, вы окончите свою молитву; потом прочтете алям нашрах по числу тех камней, которые взяли сверх 21; по окончании этого, скажите вслух ихлас [18]. По прочтении этой главы, отделите один из больших камней и опять скажите ?ихлас?, и чтобы люди читали ее по 10 раз, по окончании чтения этой главы опять отделите другой камень из больших и сделайте то же самое. Таким образом, когда кончится 10 больших камней, ихлас прочтется 1000 раз; сверх сего, вы сами прочтете ихлас еще один раз, будет тысяча один. Потом опять скажите вслух салават [19]. Потом раздадите опять семь камней из больших и скажете:

фатиха. По окончании чтения этой главы окончится и самый обряд ховаджикан. По окончании всего этого прочтете сами или прикажете прочесть другому что-нибудь из Корана, а потом прочтете молитву, и нас вспомните в ней. Мы нуждаемся в молитвах молящихся Богу людей. Еще вы спрашиваете имена: какою пищею разрушать свой пост после солнечного заката? На это я отвечаю, что вы, послав благословение Пророку, можете разговеться или одним фиником или же несколькими глотками воды; еду же вы отложите до послевечернего намаза. А чтобы вам сообразиться с примером устада [20], вы не должны употреблять сытной и возбудительной пищи. Ибо умерщвление плоти не может состояться при употреблении возбудительной пищи. Прошу Всевышнего Создателя, чтобы Он не оставил стараний ваших без плода. Остальное сообщит вам словесно мулла Абдулла. Доверяю вам передать от меня поклон всем братьям и друзьям. Дорогой, избегайте лицемерия, злословия и высокомерия.

Что мне сказать? сами все знаете!

Юсуф Накшубандийский

III


Тому, который взошел на высшее место на небесах наук и познаний, хлебнувшему из вод учтивости, вытекающих из вкуснейших ключей, всаднику халата способности, стяжавшему приз первенства на скачках в равнине превосходства, посылаю поклон, за которым следует благоухание, и молитва которого принесется к вам восточным ветерком с полным уважением и почтением. Если вы соблаговолите узнать о положении раба вашего порога, то он остается на том же, на чем видела его ваша особа, а именно в чистосердечной преданности. Ничто его не смущает, кроме того, что глаза его не умещаются лицезрением вашей особы и разлуки с тем, которого он полюбил из всех людей. Желаем от Бога, чтобы Он дарил нам встречи с вами и тем устранил тягость разлуки, ради путешественника на небо [21], и чтобы Он соединил нас, как требует того сердце. Он щедpый! Еще доставляют к вам множество поклонов и молитв отец и брат наш и молятся за вашу жизнь.

Желающий постоянства вашему величию, сын ваш.

Джебраил



IV


Начинаю именем Бога; оно есть лучшее имя, Ему же принадлежит похвала. Благословения Его, мир и слава да будут над послом Его, Мухаммадом, над потомками его и последователями.

К свету моих очей, радости высоких особ, образцу преданности в явной честности, остатку прежних, другу последних и душевному брату, Гаджи-эфенди. О Боже, соединяющий возлюбленных, ты знаешь, что скрывается в сердцах, и знания Твои могут заменить мою словесную мольбу! Ради того, кого Ты возвеличил великими качествами, и прекрасными нравами [22], которому воссылаю чистейшие почести во всякое время. Аминь.

После доставления чистосердечного поклона и должных молитв сего удалившегося странника к порогу верности и чести, если будет иметься вопрос о слабом чужеземце, то, слава и хвала Богу, хоть мы и не достигли главной своей цели относительно посещения болгарских наших друзей и знакомых, но мы все, с семейством, находимся в полном здравии и, по благословению ваших молитв, охранены от всего, что считается вредным в глазах народа. Напев судьбы: ?боли сердца довольно с тебя? звенит в ушах, и, так же как Моисею, слышны слуху слова ?ты меня не увидишь?. В настоящее время, возвратившись, прибыл я в город Астрахань 12-го Джамадул-Ахира. Из г. Казани я писал к вашему счастью два письма и, будучи в недоумении, не получая на них ответа, я было принялся писать и в третий раз, с жалобою на долгое ожидание, но получил чрез Астраханского мулла Абдуллу дорогое письмо ваше, которое послужило ключом к письмам мулла Мусселима и Гуссеин-эфенди. Я удостоился, наконец, ответа, который довел меня до такой степени радости, что точно мы встретились с вами. Да, свет моих очей, довольно коротко написали. Бедный странник ваш оставил многое ради малости. Чего бы ни искали, будем искать во множестве. Жаждущего, который не мог утолить жажду свою в море сообщества с вами, вы захотели утолить одними брызгами вашего пера! Но сей чрезмерно любящий лишен всего!! Вы писали насчет священного путешествия вашего... Слава Богу, хвала Богу! Да сподобит Бог вас, нас и других ваших братьев; да облегчит Бог вам добрый путь и соединит нас с вами в доме Ислама! Аминь. Бог всемогущ!

Брат и господин мой, вы писали про сироту мулла Ал-хаза. Да, кому нет спокойствия, тому лучше в путь, чем оставаться на месте. Удивительно, что вы так скоро забыли мое письмо, писанное в прошлое время насчет путешествия в Мекку. Вашему счастию известно, что мое высшее желание состоит в путешествии в Гиджаз [23]. Больше этого никто на свете не пожелает. Саади бедняк, ради своего друга, испортил свою жизнь [24]. Братец, я никаким образом не мог ничего сделать насчет вышесказанного. Мое старание и мои хлопоты об этом узнаете, если придется встретиться. С равными затруднениями, от порядка известных дел, не вышло никакого последствия. Но нигде не видели и не слышали неприличного слова, ничего кроме почести и почтения. А все-таки, услышанные нами из-за плеч и сторон вести и рассказы разорвали сердце наше. Что Богу угодно, то и будет, а чего не угодно, того и не будет. Теперь, как посоветуйте, если вы останетесь в округе на некоторое время и если я попрошу паспорта чрез здешнее начальство? В случае, если спросят у народа обо мне, и вы будете там, вы могли бы содействовать тому, чтобы обо мне показали получше. Одним словом, что писать? Недоумения странника вам известны, после всех этих приводящих в сомнение вестей. Напишите ваш совет и ответ на наше письмо. Отчего Муртуз не отвечает на два письма наши? Да, кто удаляется от глаз, тот удаляется и от сердца! Вопреки всему, приведите его в движение и постарайтесь прислать его письма вместе со своими. Надеемся на молитвы друзей и знакомых. Братец, был ли урожай на шелк в вашем доме в прошлом году? И какое хозяйство, как живут? Помогают ли им друзья наши и почитают ли их? Скот и дом благополучно ли обстоят?


V


Ученому боговеду, брату и ягоде моего сердца, гаджи-Рамазану-эфенди, посылаю полные поклоны и бесконечное почтение. Да будете вы постоянно осматриваемы глазом охранения и одарены паем богознания! Также поклон владетелю вдохновения милосердного Бога и миров Его, известному в царстве духов, хотя и неизвестному в царстве тел, любимому ученому и сделавшему себе ребро из самого настоящего Мухаммедова тариката, Мусселим-эфенди, и также нашим почтенным братьям, достойным любви и почестей, Гаджи Мустафе и другим. После отправления поклонов и заявлений нашей к вам любви, просим вас прислать две известных книжки. Если же вы присоедините к ним еще тетрадку Ховаджикан, то это будет с вашей стороны лишнее добро. Пред Богом не пропадут ваши труды без вознаграждения. Завещаем вам, чтобы вспомнили нас в ваших добрых молитвах и не забывали в чистых мольбах ваших, так как это есть дело любящих и братьев по вере Божией.

Бедный слуга наук и познаний. Гаджи-Ахмед.

VI


К помощи достигающих богосозерцания, венцу богобоязливых, душе моей души и царю моей жизни, гаджи Абдулле-эфенди. Велико высокое царство Божие!

После доставления бесконечных поклонов и безграничных молитв к любимой вашей особе, если найдете пoзволительным спросить о скучном положении сего брата вашего, утопающего в море грехов, то, слава Богу, до сей поры мы и семейство наше, с прочими родственниками, живы и здоровы. Ожидаем вашего возвращения. Не имеем никакой печали, кроме разлуки с вами. Надеемся, что Господь Бог соединит нас. Да не останется тайною для центра богознателей и венца муршидов, мавляна [25] эфенди, что после отъезда вашего отсюда мы не получили ни одного письма или какой-либо вести. Мать, братья и все родственники от малого до большого здоровы и премного кланяются вам. Надеемся на молитвы ваши.

Мухаррама 1285 года



VII


От ученика, придерживающегося за подол направляющих на добрый путь, нижайшего брата вашего, Мустафы. Бог справедлив. К солнцу богознателей, венцу богобоязливых, почтенному из почтенных и центру ученых, нашему шейху, основанию и муршиду, лучшему гаджи, гаджи А6дулле-эфенди. Да не прекратится над нами постоянное благословение ваше! Поклон вам и вашим товарищам. Да поможет вам Бог во всем, что Сам любит и чем остается доволен!

После сего, самое окончательное желание души нашей от Бога состоит в том, чтобы вы были здоровы и находились под охраною Бога, вместе с любимцами вашими, и чтобы Бог помог вам посетить храм и могилу пророка Своего (мир ему и благословение), ради святых Своих и великих шейхов. Если вы изволите удостоить нас, спросив о нас, то, слава Богу, мы все здоровы, молимся за вас и надеемся встретиться с вами без неприятностей. Нас ничто не тревожит, кроме разлуки с вами и любви к вам. Надеемся, что Бог соединит с вами. Мы этого желаем. Брат, ты не забывай нас в молитвах. Кланяются вам друзья и знакомые ваши и просят не забывать их в своих молитвах.

Мустафа

VIII


Посылаю лучшие поклоны, благословенные почести и богоприятные молитвы, соединенные c любовью, которую невозможно поместить на листах бумаги, к шейху, направляющему на прямой путь, Гаджи-эфенди. Да будут над вами постоянные почести, да снимется с вас всякая печаль, да закроется пред вами дорога опасностей и да погибнуть ваши враги! Аминь.

Если спросите о нас, мы совершенно здоровы, точно также как и оставили вас, погружены в любовь к вам и преданность, как это вы видели. Нас ничто не беспокоит, кроме страсти встретиться с вашею особою. Если же особенно спросите о сeм рабе, то тело его растаяло и сердце разрезалось.

?Когда хочу увидеть вас, и даль оградой стоит между нами, посылаю к вам черное на белом, чтобы вы видели предмет, похожий на мои глаза?.

Дай Бог, чтобы мы поскорее свиделись! Это легко сделать Богу.

Абакар

IX


Изящнее всего того, чем украшают заглавия книг, и красноречивее всего того, что рассказывают языки перьев из уст чернильниц, это - хвала Богу, который отгоняет от человека всякую печаль и облегчает всякую горесть. Да будет благословение и мир над почтеннейшим из людей и дражайшим из всех тварей, пророком Мухаммадом (мир ему и благословение). Этим снимается с сердца скорбь и отходит от него печаль. Да будет над ним мир и слава вековечные, также над его товарищами и потомками, всегда и во всякое время. После отправления благоуханных почестей и чистого благополучия к великой особе, прекрасному лику, роднику божественных тайн и познаний, почтенному шейху, отличающемуся совершенством муршиду, источнику тайн и почке цветов, посреднику в союзе добрых, свече друзей халвата [26], великому и по праву добившемуся пророку, гаджи двух святынь и посетителю Мекки и Медины, Гаджи-эфенди, да будет над ним вечное благословение Бoжие, да украсит Бог время продлением его жизни и да обольет его чашами своего вдохновения, ради царя обоих Mиров [27] и потомков его, Гасана и Гусейна! Если окажете милость - спросить про вашего слугу и грязь ваших стоп, то он жалуется на любовь свою к вам и на пламенное желание видеться с вами [28]. ?Пишу я к тебе, о желание мое, слезами, а не чернилами, божусь тобою! От плача растаяли зрачки моих глаз, и этот почерк из их черноты?.

Просит он, раб ваш, помощи от ароматического вашего дыхания и от обращения, исходящего из сердца, украшенного светом богознания. В них он нуждается, хотя бы он носил корону. Родственники, братья, друзья и другие аульные и окрестные люди все здоровы, как это видела ваша высокая особа, и продолжая находиться в полной к вам преданности и рабстве, молятся за продление вашего величия и ожидают узреть лицо ваше. У них нет ни горя, ни печали, кроме разлуки с вами, и нет болезни, кроме боли ожиданий встречи с вами. Да соединит нас Господь Бог в благословенной будущности и в прекрасном положении!

Ожидающий вашу красоту, грязь под ногами вашими,

Мустафа


X


Во имя Бога! Это есть лучшее из имен. Высокому и почтенному брату, благонравному, обладающему прекрасным характером и похвальными качествами, вместилищу превосходства, Гаджи-Рамазан-Эфенди. Да наградит его Бог своим благовонием и довольствием пророка Своего, Мухаммада. Да будет над ним благословение и мир Божий. Чистосердечный поклон, очищенный от излишних речей, и должную молитву посылает сей странник, который влюблен в порог счастия и чистоты. Потом извещаю вас, что плод полного милосердия, верной дружбы и братства, т.е. почтеннейшее письмо ваше, в котором каждая буква и точка распространяют благоухание и поют: ?Я вдохнул в него из своего духа, [29]?, которое сообщает нам о единстве сердец и писано из Потийской гавани, превратило благословенный праздник рамазана в особый для нас праздник. Хвала Богу. Да соединит нас Бог в прекрасное время дорогою встречею на благословенной земле, где земля есть небо! Братец, на два прежних письма, писанные с родины о беспокойстве, я получил ответы в Рамазан месяц, вместе с подарками, а не мог отвечать. Да возблагодарит Бог вас и всех мусульман!



XI


Хвала Богу, поставившему вас на место прямого направления, Его же просим, чтобы Он вам жаловал разного рода благодеяния, чтобы утвердил за вами то, на что мы надеемся, а именно - достигнуть степени истинных богознателей, чтобы Он облил вас светом богознания так, чтобы освещался горизонт очей и зрение умов. Бог щедр, у Него же ключи будущности. Да будет слух украшаться драгоценными, жемчужными словами вашими, а сердца смягчаться страхом ваших наставлений! Аминь.

После отправления к вам достодолжных молитв и заявления вам чистосердечной и непринужденной любви вместе с поклоном, который тоньше шелка и нежнее южного ветра, и после засвидетельствования нашей к вам любви, которой свидетель ваше сердце, объясняю вам, что причина, вызвавшая меня к начертанию сих строк, сосредоточивается только в любви нашей к благополучной особе вашей и в сильном желании нашем встретиться с вами. Да соединит нас Бог на радостях и да сделает Он нас жителями рая, где существуют гурии и дворцы. Если вы соблаговолите осведомиться о положении сего любящего вас брата с верною душою, то он находится в совершенном здоровье по милости ваших молитв. Его ничто не смущает, кроме разлуки с вашею особою, и все окружающее его, с семейством, точно так же. Они молятся за жизнь вашу день и ночь. Не забываются те приятные времена, которые прошли так скоро, и ночи, о которых остается только говорить: ?и у нас были в прошедшем времена и ночи?.

Я занят в вашей мечети обучением учеников тому, чему Бог меня научил.

Сестра наша (жена ваша) здорова, молится за вас. Родные все вспоминают и ожидают вас. Дай Бог, чтобы мы обнялись скоро. Знайте, что Бог дал нашей дочери сына, и мы его назвали Махмуд; да продлится его жизнь и да сделается он честным человеком! Кланяется вам наше семейство, в особенности мать наша и другие - сестры, братья, родные и друзья, каждый отдельно.

Нуждающийся в помощи богатого Бога,

Ибрагим

ХII


Уважаемый брат в Боге, ожидание моего сердца.

После доставления к вам, дорогому, поклона, из письма вашего, присланного к нам, видно и мы поняли, что вы прогневались на нас. Возможно ли это! Тогда бы мы поступили против устадов (да очистить Бог их великие тайны [30]): они приказывают так: или нужно уничтожить себя в устаде, или же уничтожить устада в себе. Потому что гневаться у них неприлично. Дорогой, мы никогда не будем на вас сердиться, и вам не следует [31], ибо вам известно, что мы имели только два сердаша: [32] один был Мухаммад-эфенди, а другой вы. Мухаммад-эфенди ушел (дело Божие), а вы пишете такое письмо... Предопределение принадлежит Богу, мы - Божии и к Нему же возвратимся. Это беда! Да обратить Бог конец к хорошему! Аминь. Не забывайте нас в добрых молитвах. Поклон.

Грязь стоп, Юсуф


[12]-В подлиннике следующая цитата написана стихами, разделенными на куплеты, с повторением после каждого из них слов: ?посмотрим?? и т.д.


[13]- У суфиев степени воспоминания разделяются на указанные здесь степени: мюрид сначала должен вспоминать языком, то есть как бы напоминать сердцу то, что оно забыло; потом переходят к воспоминанию душою, совершаемому внутренним движением, слышным только сердцу и телу, то есть переходит к чему-либо мысленно, без звука и слов; потом переходят к воспоминанию сердцем, так чтобы сердце занято было созерцанием красоты и величия Бога. Потом переходят к тайне, то есть сердце должно находиться в состоянии бдительности и в ожидании открытия Божественных тайн. Потом к сокровенной тайне, то есть находятся в состоянии созерцания света Божества в вышнем царстве. Что же касается последней степени, а именно воспоминания Бога тайною тайн, то никто из смертных не достигает на сем свете такой степени: она означает ? созерцать лицо Бога, как оно есть. Только одни правоверные воспользуются этой степенью в будущей жизни. Мюрид находится на одной степени воспоминания, ока не почувствует в себе перемены состояния, иногда в продолжении многих лет, причем произносит каждый день выше сказанное отрадное изречение по десятку тысяч раз. (Перев.)


[14]- То есть, когда ты скажешь: ?нет Бога, кроме?, все остальное должно исчезнуть из твоей мысли, а остаться только последующее ?единого Бога?.

[15]- То есть молчание, при мысленном обращении к Богу

[16]- Название одной из глав Корана. Обыкновенно один произносит это слово во всех молениях вслух, а потом читают эту главу шепотом.


[17]- Название одной из глав Корана


[18]- То же


[19]- То есть благословение Пророка


[20]- Учителя


[21]- Мухаммада (мир ему и благословение)


[22]- Т.е. Мухаммада (мир ему и благословение)


[23]- В Аравию


[24]- В подлиннике стихи


[25]- Господина, великого


[26]- Уединение


[27]- Мухаммада (мир ему и благословение)


[28]- В подлиннике следуют стихи


[29]-Слова Божии про Адама


[30]- Тайны здесь означают мысли, душу или сердце. Может обозначаться этим словом и могила, которая тже есть тайна, т.е. ?да очистит Бог их от дурных мыслей, или же гроб их от всего неприятного?.


[31]- Настоящее письмо написано учителем в тарикате к отставшему от него ученику, в виде выговора, и характеризует усвоенную им кротость во всем.


[32]- Друг тайны, тот, кому доверяют тайну.


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2006 SUFIZM.RU. All right reserved.
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru