Rambler's Top100
История Суфизма
Цель и путь Суфия
Пророк и шейхи
Шейх и ученик
Путь постижения Бога
О чудесах
Суфизм и наука
Суфизм в России
Библиотека
Изречения Мудрых
Гостевая книга
Карта сайта
О проекте
Главная

 Подписаться на новости



О наиболее ясных доказательствах для подтверждения мусульманского вероучения


Третий раздел (отрывок). О наиболее ясных доказательствах для подтверждения мусульманского вероучения, изложенных в нашем сочинении, составленном в Иерусалиме (аль-Кудс)


И мы говорим: Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Слава и хвала Всевышнему, выделившего светом достоверного знания (йакин) людей Сунны, почтившего обладателей истины обретением верного пути к столпам религии (ислама), уберегшего их от блужданий отклонившихся от [верного пути] и заблуждений безбожников, оказавшего им содействие в следовании предводителю (саййиду) посланников Божьих, Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и указавшего им брать пример с благородных сподвижников Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, осчастливившего их возможностью следовать по стопам праведных первых мусульман, благодаря чему люди Сунны и истины стали руководствоваться требованиями разума, словно ухватившись за вервие прочное, держаться пути первых праведных мусульман и их основ веры посредством ясного метода.

Люди Сунны и истины соединили выводы разума и положения доставленного [нам] религиозного Закона (шари‘а) [шари‘ата]. Они убедились, что чисто словесное произнесение слов «Ла илаха илла Ллаха» (Нет никакого бога, кроме Аллаха, Единого Бога), коими они исповедуют веру, не приносит никакой пользы и результата, если только не будут полностью выяснены основы, обозначенные словами исповедания веры (шахада): «Ла илаха илла Ллаха Мухаммад расул Аллахи» (Нет никакого бога, кроме Аллаха, а Мухаммад – посланник Его).

Они удостоверились, что столь краткие и лаконичные слова исповедания веры содержат в себе подтверждение сущности Бога, Его атрибутов (качеств) и действий, [а также] подтверждение правдивости Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и поняли, что вера (иман) покоится на четырех столпах, каждый из которых, в свою очередь, опирается на десять оснований.

Первый столп – знание о сущности Бога и сей столп зиждется на десяти основаниях, кои есть: знание о существовании (вуджуд) Всевышнего Бога, знание о Его вечности (кидам) и Его извечности (бака’), знание о том, что Он – не субстанция (джаухар), не тело (джисм) и не акциденция (‘арад) [количественно-качественная определенность], знание о том, что к Богу неприменимы пространственные характеристики (джиха) [земного мира], что Он не располагается в [определенном] месте, что Он будет виден [людям на том свете] и что Он – Один.

Второй столп – знание о Его атрибутах (аусаф) и этот столп зиждется на десяти основаниях, кои есть: знание о Нем, что Он – Живой (аль-Хайй), Всеведущий и Всезнающий (аль-‘Алим), Всемогущий (аль-Кадир), Желающий (Волящий) (аль-Мурид), Всеслышащий (ас-Сами‘), Всевидящий (аль-Басыр), Говорящий (аль-Мутакаллим), что Он не сливается с явлениями [земного мира], воплощаясь или вселяясь в них, и что Его речь, знание и воля – предвечны.

Третий столп – знание о деяниях (аф‘ал) Всевышнего Бога и содержит сей столп десять оснований, кои есть: [вера в то, что] действия рабов Божьих, творимые через них Богом, приобретаются рабами Божьими, [как вменяемые им в ответственность], что все их поступки совершаются в согласии с Его промыслом, что Он ничем не ограничен в создании Своих тварей (халк), что Он может возложить на людей невозможное для них, что Он волен как Создатель (аль-Бари‘) обрекать их на страдания и муки, что Он не связан долгом заботы о праведных [поскольку Он ни перед кем не обязан], что должное [для Его рабов] определяется только требованиями Божественного Закона (шари‘а), что послание Им в сей мир пророков, мир им, безусловно допустимо и что пророчество нашего Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, подтверждено неповторимыми чудесами (му‘джизат).



Четвертый столп – «услышанное» [все переданное Пророком Мухаммадом, положения веры на основе традиции] и зиждется этот столп на десяти основаниях, кои есть:

- подтверждение [веры] в День воскресения [из мертвых] и в Судный день;

- в вопросы Мункира и Накира [к умершему человеку в могиле];

- в наказание [грешников] в могилах;

- в Весы Правосудия (Мизан) [в Судный день];

- в Мост (Сират) [для прохождения праведных в Рай];

- в создание Богом Рая (аль-Джанна) и огненной геенны.

требования и правила, которыми должна руководствоваться верховная [политическая и религиозная] власть (имамат) мусульманской общины, знание о том, что достоинство сподвижников Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, проистекает от степени их близости [по времени к жизни Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует], и [последнее, десятое основание – это] условия, соблюдение которых обязательно для [избрания кого-либо] главой верховной власти (имамат) в мусульманской общине.

Что касается

первого столпа> из столпов веры (иман), то это есть знание о Сущности [самости] (зат) Бога и [о том], что Он – Один, и этот столп объемлет десять оснований (усул).

Первое основание: познание бытия Бога

Все то, чем Коран доказывает [существование Бога] – лучше того, лучами которого освещаются, и того, что вытекает из рассмотрения умом. После разъяснения (баййан) Бога [в аятах Корана о Своем существовании] нет иных разъяснений.

Всевышний говорит: «Разве Мы не сделали землю подстилкой и горы – опорой; и создали Мы вас парами; и сделали сон ваш отдыхом, и сделали ночь покровом, и сделали день временем жизни, и построили над вами семь твердей, и сделали пылающий светильник, и низвели из выжимающих дождь воду обильную, чтобы произвести ею зерна и растения и сады густые» (Коран, 78:7-8).

Всевышний говорит:

«Поистине, в творении небес и земли, в смешении ночи и дня, в корабле, который плывет по морю с тем, что полезно людям, в воде, что низвел Аллах с неба и оживил ею землю после ее смерти, и рассеял на ней всяких животных, и в смене ветров, и в облаке подчиненном, между небом и землей, – знамения людям разумным!» (Коран, 2:164)

«Разве вы не видите, как сотворил Аллах семь небес рядами? И сделал месяц на них светом, а солнце сделал светильником. И Аллах взрастил вас из земли растением, потом возвращает вас в нее и выводит изведением» (Коран, 71:15-18)

«Видели ли вы то, что извергаете семенем, – вы ли творите это или Мы творцы?»(Коран, 56:58-59)

и так далее до Его слов:

«Мы сделали его напоминанием и припасом для людей, находящихся в пустыне» (Коран, 56:73).


И от каждого человека, обладающего хотя бы каплей ума, если он поразмыслит над самой малой долей значений, содержащихся в этих аятах Корана, проведет своим взглядом по чудесным творениям Всевышнего на земле и небесах и узрит восхитительные природные качества и свойства животных и растений, не скроется то обстоятельство, что эти чудесные деяния и их мудрое устроение нуждаются в Создателе (ас-Сани‘), устраивающего все это, в Действователе (аль-Фа‘ил), распоряжающегося [всем] и предопределяющего судьбу всего, и что, напротив, в самой природе человеческой души содержится готовность признать и свидетельствовать о своей изначальной [врожденной] подчиненности Божественной воле и покорности к требования, вытекающим из Его помыслов.

Поэтому Всевышний говорит:

«Разве об Аллахе есть сомнение, Творце небес и земли?»(Коран 14:10).

И потому Он послал Своих пророков, да благословит их Аллах, призывать людей к Единобожию (таухид), чтобы люди сказали:

Ла илаха илла Ллаха»


(Нет никакого бога, кроме Аллаха [Единого Бога]), а не говорили: «У нас – [свой] Бог и у мира [других] – [свой] Бог». Это [чувство предпочтения Единобожия] является врожденным свойством их разума, с начала их роста и расцвета молодости.


И поэтому Бог говорит:

«А если ты их спросишь: “Кто сотворил небеса и землю?” – они, конечно, скажут: “Аллах”» (Коран 31:25).

Бог говорит:

«Обрати же свой лик к религии верных – по устроению Аллаха, который устроил людей так. Нет изменений в творении Аллаха, это – вера прямая» (Коран 30:30).

Следовательно, природное устроение человека и доводы Корана избавляют [нас] от нужды приводить рациональные аргументы и доказательства [в пользу существования Бога]. Но мы, стремясь [из благочестия] к уяснению [сути вопроса] и следуя ученым-богословам, [подготовим доводы и] скажем:



Рациональное доказательство бытия Бога

С точки зрения разума и здравого понимания очевидно и бесспорно, что возникшее (хадис) нуждается в причине, вызывающей его возникновение. Этот мир – возникшее, следовательно, он зависит от причины, послужившей толчком к его возникновению. Что касается нашего высказывания «Возникшее (хадис) нуждается в причине, вызывающей его возникновение», то это ясно и очевидно. Всякое возникшее отличается временем и можно мысленно определить его предшествование [по времени] или задержку. А отличие возникшего посредством времени от [всего] того, что было до него и что будет после него, с необходимостью вызывает потребность в том, кто определяет [это время]. Что же касается нашего высказывания: «Этот мир – возникшее», то доказательством этого утверждения служит то, что материальные тела не свободны от движения и покоя, которые [движение и покой] – возникшие, а все, что зависит от возникших [явлений], представляет собой возникшее. И это доказательство содержит три утверждения:

Первое: это наше утверждение «Материальные тела не свободны от движения и покоя». [Это ясно] и постигается с интуитивной очевидностью и с необходимостью, без нужды в размышлении и логическом исследовании. Кто думает, что есть тело, лишенное движения и покоя, тот словно несомый на палубе корабля невежества и сбившийся с разумного пути.

Второе: Наше утверждение: «Они [движение и покой] – возникшие». На это указывает их следование друг за другом и существование каждого из них после другого. И подобное свойственно всем материальным телам, попавшим в поле зрения или нет. Относительно любого материального тела разум требует возможности движения этого тела. А также разум обосновывает способность к покою любого движущегося тела. Новое есть возникшее из-за беспрецедентности, а прежнее – [также] возникшее в силу своего небытия (‘адам) [отсутствия сейчас], так как, если бы утверждалась вечность прежнего [сошедшего на нет явления], то было бы невозможным его небытие. Ниже будут дано этому разъяснение в связи с доказательством вечности Создателя.

Третье:Наше утверждение «Все, что зависит от возникших (хавадис), представляет собой возникшее (хадис)». Это доказывается в нижеследующем порядке: если бы дело обстояло не так, то каждому возникшему предшествовали бы множество возникших, не имеющих самого первого [по порядку]. И если не отменить эти возникшие все целиком, [кроме первого из них], то не дойдет очереди для существования возникшего в настоящее время [сейчас]. А истечение того, что не имеет конца, – невозможно. И поэтому, если бы небесный свод имел сферы, которым нет конца и предела, то число этих сфер с необходимостью было бы:

1. четным или нечетным;

2. четным или нечетным одновременно, или не четным или не нечетным. Но невозможно, чтобы это число было четным и нечетным одновременно или не было четным и не было нечетным. Ибо это соединение отрицания и утверждения [а они – взаимоисключающие друг друга противоположности], так как утверждение одного из них отрицает другое и из отрицания одного из них следует утверждение другого и невозможно, чтобы [это число] было [только] четным, поскольку четное становится нечетным путем добавления одного [единицы]. А как не хватит тому, что не имеет конца и предела, [еще] одного? И невозможно, чтобы оно [число бесконечных сфер] было нечетным, так как нечетное становится четным путем прибавления единицы, а как не хватит [сферам], если число [их] – бесконечно, еще одного? И невозможно, чтобы их число было и не четным и не нечетным, так как в таком случае это число не будет бесконечным. Из этого следует вывод, что мир не лишен возникших [во времени] явлений и значит, сам является возникшим. И если его возникновение подтверждено, то с необходимостью следует понимание того, что мир нуждается в Создателе.

Перевод с арабского И.Насыров

Новое на сайте


Имам аль-Газали. Письмо к сыну

Виртуальные технологии "неисламского суфизма"



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2012 SUFIZM.RU. All right reserved. Дизайн: Эркен Кагаров kagarov@imadesign.ru
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru