Фасл о знании, знающем и познаваемом Следует разбираться в том, что знание состоит из того представления, которое приобретает разумная человеческая душа об истинах отдельных вещей, отвлечённых от их внешней сущности, количества и качества, формы и содержания.
Знающий - тот, кто, обретя осведомлённость в вещах, постигает и представляет их. Познаваемое - то, что в результате представления отпечатывается и отражается в душе.
Также надлежит знать, что благородство и ценность знания зависит от ценности и благородства познаваемого, ранга и степени знающего в ранге и степени знания. Поскольку нет сомнения в том, что самое благородное, высокое и ценное из известного человеку - Единственный Господь, Знающий и Могущественный Творец, то знание о Боге, представляющее собой знание единобожия и теологию, - наивысшее, благороднейшее и превосходнейшее из знаний. Обретение этого знания является обязательным и необходимым условием для всех разумных и мудрых мужей, как о том заповедал Владеющий божественным законом, да благословит его Аллах и да приветствует: "Искать знание обязательно каждому мусульманину". Для обретения указанного знания он также повелел отправляться в странствия, сказав: "Ищите знание, даже если придется идти до Китая".
Сведущие в данном знании, являются самыми достойными и превосходными из знающих. По этой причине Великий Господь упомянул их в ряду высочайших в ранге, сказав: "Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме Него, и ангелы, и обладающие знанием" [Коран, 3: 16]. Поэтому совершенно ведающими в знании Единобожия являются пророки, за ними стоят наследующие им учёные мужи.
Хотя знание Единобожия и мистическое ведение о Всевышнем - суть высочайшие из знаний, совершенные по сути и благородные, тем не менее, это не служит поводом для отрицания других знаний. Однако данные знания основаны на предпосылках, которые следует извлекать из многих других различных знаний, типа астрологии, астрономии и прочих наук. Сходным образом и другие науки, классификацию которых мы изложим в своём месте, можно получить из знания Единобожия.
Следует обратить внимание на то, что любое знание по природе своей, невзирая на познаваемое, прекрасно и благородно, будь то даже колдовское знание, хотя ложное и вздорное, но - знание против невежества. А невежество - из необходимых предпосылок мрака, мрак же - из необходимых условий застоя, застой сочетается с небытием, тогда как знание есть синоним бытия и существования. Разумеется, бытие лучше небытия. Руководство, направление, истина, движение и свет - все они находятся в ряду бытия. Следовательно, поскольку бытие бывает превыше небытия, тогда знание тоже выше и превосходит невежество. Ибо последнее подобно слепоте и темноте, а первое - вид света и зрения. Разве равны меж собою слепой и зрячий, свет и мрак? Всевышний Господь указал на данные вопросы, повелев: "Скажи, разве сравняются те, которые знают, с теми, кто не знает?" [Коран, 39: 12].
Разобравшись в том, что знание лучше невежества, мы должны понять, что невежество - из необходимых предпосылок тела, а знание - от качеств духа. Следовательно, дух благороднее и величественнее тела.
У знания много видов, точно так же, как для знающего существуют многочисленные пути обретения знаний, о которых мы расскажем в отдельных разделах. То, что следует знать сейчас, после рассуждения о знании и ведении его преимущества, представляет собой мистическое познание души, служащей местом пребывания и зеркалом знаний, ибо тело не может быть вместилищем знания из-за ограниченности и предельности тел. Оно не соответствует приумножению знаний и их беспредельности. В телах не находит отражения ничего, кроме обычаев и правил, тогда как душа обладает способностью вбирать в себя все знания без ограничения и стеснения, непрестанно и без устали. Итак, далее мы немногословно поведаем о душе и душевных состояниях. |