Суфизм.Ру

"Божественное знание" (´Илм-и ладуни)


Фасл о душе и духе человека


Всевышний Аллах сотворил человека из двух субстанций:


первая представляет собой приземлённую материю, тёмную, сложную и мутно-рыхлую, подверженную действующим силам природы, существования и разложения, и зависимую от постороннего;


вторая - включает в себя постигающий дух, чистый, простой и сияющий, служащий движущей силой и совершенствующий все орудия и тела. Он создал тело из веществ питающих и составных, взрастив его при помощи действующих сил природы, укрепив его устои, доведя до совершенства его структуру и определив его границы. Но неповторимую, совершенную и совершенствующую суть духа Он сотворил Своим сокровенным повелением.


Говоря о душе и духе, я не имею в виду силу, нуждающуюся в пище, или силы, возбуждающие страсть и гнев, или же ту силу, которая обретается в сердце и истекает чувствами, движением и жизнью из сердца в другие органы. Поскольку оные силы именуются животным духом, то чувства, движение, страсть и гнев считаются его армией и войском. Например, сила аппетита, существующая в человеке в результате работы печени, носит название физического духа, а пищеварение и избавление от его последствий и атрибутов, равно как и все силы, связанные с размножением, воспроизводством потомства и другим, - физическими силами, состоящими на службе у тела. Тело же обслуживает животный дух. Последний забирает названные силы у тела и задействует их по своему желанию.


Что касается души, то это - простая и совершенная субстанция, достоинство и особенность которой сведены только к тому, чтобы вспоминать, размышлять, обдумывать, определять и проницать. Она впитывает в себя все знания, никогда не зная усталости и утомления от принятия и постижения отвлечённых, нематериальных вещей. Эта суть души главенствует над духами и подчиняет себе все силы, которые находятся у неё в услужении, послушны её повелениям.


У каждой группы есть своё особое название для разумной человеческой души, то есть для её сути. Философы именуют её "разумная душа", Коран для неё использует выражение "упокоившаяся душа" и "дух от повеления", суфии истолковывают её как "сердце". Разница в именах, а суть - одна, и в ней нет расхождений. Поэтому "сердце" ли, "дух" ли в наших оборотах, или "упокоившаяся" в выражении Корана, все они - имена "разумной души", состоящей из простой, активной и постигающей субстанции. И где бы ни зашла речь об абсолютном духе или о сердце, будет иметься в виду именно данная чистая субстанция.


Суфии называют животный дух душой. И в Шари´ате используется этот же подход, подобно тому как было сказано: "Злейший враг твой - твоя душа, пребывающая меж боков твоих".
Говоря так, Законодатель (Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует) применяет слово "душа" и, помимо того, подчёркивает, что та душа, которая расположена между двух твоих боков. Использование данного слова указывает на силу страсти и гнева, поднимающуюся из сердца. А сердце - как раз то, что находится промеж двух боков.


Теперь, после мистического познания имён души, следует знать, что исследователи и знающие мужи, обладая различными убеждениями и мнениями, по-разному истолковывают истину этой изящной субстанции. Мутакаллимы, известные и отличающиеся в схоластике, подразумевают под душой тело, говоря, что душа - тонкое тело в отличие от плотных тел. По их убеждению, между духом и телом нет большей разницы, кроме как в тонкости и плотности.


Некоторые посчитали дух преходящим явлением, так, в этом убеждена часть врачей. Другие полагали дух кровью. Все эти группы удовлетворились только своими фантазиями и не стали искать альтернативу.


Надобно знать, что дух бывает трёх видов: тело, преходящее явление и чистая суть. Животный дух есть определённое тело, субтильное, подобное горящему фитилю, находящемуся за стеклом сердца, то есть той пирамидальной формы, что подвешена в груди: жизнь - освещение от того фитиля; кровь - его масло; чувства и движение - его свет; страсть, рвение и гнев - дым от него, а сила аппетита, заложенная в печени, считается его обслугой, охраной и представительством.


Данный дух присутствует во всех животных и также в человеке, ибо он сам есть тело, а его следами служат внешние свойства. Этот дух не приучен к знанию и совершенству. Не может он постичь сотворённое и не знакома ему истина Творца. Он - пленный слуга, который умирает со смертью тела, разрушаясь сам, вместе с его разрушением. Если крови прибавится, то по причине перегрева этот фитиль потухнет. Если в нём возникнет изъян, то из-за переохлаждения он также погаснет, а его угасание приведет к смерти и уничтожению тела.


Не этот дух является адресатом Всевышнего Господа, и не ему вменены в обязанность религиозные заповеди. То, что животные и звери не становятся теми, к кому обращаются, и теми, кому должно выполнять заповеди Шари´ата, но человек взял на себя обязанности адресата, произошло ради нечто такого, что является его особенным свойством, которым не обладают животные. Это нечто и есть та разумная душа, тот упокоившийся дух. И данный дух - не тело, не преходящее явление, но - божественное веление, как было изволено:

"Скажи, дух от повеления Господа моего" [Коран, 17: 87].


И ещё было сказано:

"О ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство!" [Коран, 89: 27-28].


Повеление Господа не является ни телом, ни внешней формой, но - одной божественной силой, подобно Перворазуму, Скрижали, Перу, которые суть чистые субстанции, не связанные с материей и состоящие из нематериального света, рационального и внечувственного. Дух, или - в нашем выражении - сердце, подобен такой же чистой, не подверженной разложению субстанции, которая никогда не исчезнет, не погибнет и не превратится в ничто, а отделится от тела в ожидании Дня воскрешения, когда она снова возвратится к нему, как об этом упомянуто в Шари´ате.


В философских науках было доказано убедительными доводами и ясными аргументами, что разумная душа человека не является ни телом, ни преходящим явлением, но - сутью, чистой, предвечной, не приемлющей разложения и вечной. Здесь нам нет нужды раскрывать аргументы и приводить доказательства. Всякий, кто пожелает, сможет обратиться к связанным с этой отраслью книгам и почерпнуть познания оттуда. Тот путь, который мы избрали, не путь аргументов и доказательств, а путь откровения, очевидности, убеждённости в видении и вере.


Всевышний Господь порой приписывал человеческий дух Своему повелению, а иногда - относил к Своему благородству, говоря:

"И вдохну в него Моего духа" [Коран, 38: 72].


А также приказывая:


"Скажи, дух от повеления Господа моего" [Коран, 17: 87].


И ещё сказав:


"И Мы вдохнули в неё (Марию) от духа Нашего" [Коран, 66: 12].


Естественно, Всевышний Господь выше и величественнее того, чтобы соотносить с Собой тело либо преходящее явление, которые - презренны, ничтожны, подвержены отмиранию и тлену, изменению и разложению. О том же говорил Законодатель, да благословит его Аллах и да приветствует:
"Духи - регулярные войска".


И ещё он сказал:
"Духи павших мученической смертью пребывают в зобах зелёных птиц".


Форма же после исчезновения и смерти своего содержания сама исчезает и уходит в небытие, поскольку она не предвечна по сути. А тело, как упоминается в книгах по врачеванию, разлагается на составные части, которые у него были до составления из материи и формы.


Когда мы сталкиваемся с подобными аятами, преданиями и рациональными доводами, то понимаем, что дух - особая субстанция, простая, нематериальная, совершенная и живая по сути, так как годность и негодность религии и религиозных учений проистекают из него. А физический и животный духи, как и все силы тела, - его подданные, исполнители его приказаний. Эта простая субстанция постигает виды знаний и истины существ без обращения к лицам и их вере. Дух способен постигать истину человечности, не видя человека, равно как, не испытывая потребности видеть лиц и особ, он постигает ангельские и дьявольские создания, поскольку чувства людей неспособны их разглядеть, но могут постичь их суть.


Ряд суфиев утверждает, что как у тела есть глаз, видящий внешнее, так и у сердца есть видение, которым оно зрит истины. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил:
"Только в рабе божьем и в его сердце есть два ока, которыми он постигает сокровенное". В воле Всевышнего Аллаха оказать благорасположение к рабу и раскрыть его сердце для видения того, что скрыто от его очей.


И этот дух не умирает со смертью тела, ибо Господь пригласил его к своему престолу, повелев:
"Возвратись к Господу твоему" [Коран, 89: 28].
Однако он отказывается от тела, отделяясь от него. Составной частью отказа является вывод из строя животных и физических сил и остановка движения, истолковываемая как смерть.


Упование и обращение людей Пути, то есть суфиев, к духу и сердцу - несравнимо больше их упования на личность и тело. Поскольку дух - от Всевышнего Господа, постольку он проживает в теле подобно страннику и скитальцу. Всё его внимание обращено к своей основе и своему источнику. Поэтому в случае, если он окрепнет и его не затянет в трясину натуры, то широкое использование им своей основы и цели принесёт больше пользы, чем её приходит к нему от тела.


После того как выяснилось, что дух - это простая субстанция, и стало известно, что каждое тело поневоле требует пространства, а каждая форма не в состоянии пребывать без основания, следует усвоить, что данная простая субстанция не растворима ни в каком месте и не размещается ни в какой точке. Тело не служит местом для духа или помещением для души, но инструментом духа, орудием души и верховым животным сердца. А дух не связан с органами тела точно так же, как не существует и отдельно от них. Тем не менее его среда обитания в теле, которое он использует.


Самый первый свет торжествует в мозге, а первый мозг - место торжества его особенного сияния. Передняя доля мозга считается - его охраной, средняя - советником и руководителем, задняя - его кладовой с хранителем, органы тела - его пешими и конными силами, животный дух - его прислугой, дух физический - его представителем и ходатаем, само же тело - его верховым животным, мир - ареной для него, жизнь - его капиталом, движение - его торговой деятельностью, знание - его прибылью, мир загробный - его целью и устремлением, божественный закон - его путём, похотливая душа - врагом в его сердце, порицающая душа - предостерегающими угрызениями совести, внешние чувства - его лазутчиками и помощниками, религия - его сторожем, разум - его учителем, чувства - его учеником, а Творец мира наблюдает за ним со стороны. Дух в том описании, о котором шла речь, и с теми орудиями и инструментами, которые были перечислены, не обращается всецело к материальному телу и не смыкается с ним, но, всесторонне используя его, устремляет взгляд к своему Творцу, пользуясь телом определённое время по Его повелению.


Стало быть, в таком путешествии и в течение его у духа нет другого занятия, кроме как приобретать мистическое познание и обучаться знаниям, поскольку украшать дух в вечном мире будут только наряд и красота знаний, а имущество с потомством, которые скрашивают жизнь мирскую, не смогут это сделать. Подобно тому, как глаза видят лица, уши слышат голоса, язык готов изрекать, животный дух хмелеет от плотских наслаждений, физический дух влюблён в животные удовольствия, точно так же и святой дух, упокоившееся сердце человека в течение всей жизни не ищет ничего другого, кроме знания и мистического ведения, не прикипая сердцем ни к чему другому. Всю свою жизнь он постоянно украшает красотой знания. Если же его привлекает что-то иное, кроме знания, то ради выгоды и интересов тела, а не в качестве цели и устремления.


Сейчас, когда стали понятными состояния духа, его стойкость и предвечность, его любовь, приверженность мистическому ведению и знанию, есть необходимость обратить внимание на классификацию знаний. И хотя у них много видов, мы всё же кратко их перечислим.


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2006 SUFIZM.RU. All right reserved.
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru