Rambler's Top100
История Суфизма
Цель и путь Суфия
Пророк и шейхи
Шейх и ученик
Путь постижения Бога
О чудесах
Суфизм и наука
Суфизм в России
Библиотека
Изречения Мудрых
Гостевая книга
Карта сайта
О проекте
Главная

 Подписаться на новости



"Божественное знание" (´Илм-и ладуни)


Фасл о видах знаний



Следует понимать, что знание бывает двух видов - от божественного закона и от разума. Большинство наук от божественного закона причисляются сведущими в них к рациональным точно так же, как большинство рациональных наук у разбирающихся в них, представляют собой знания от божественного закона.
"Кому Аллах не посылает света, тому - нет света" [Коран, 24:40].


Первый вид (см. схему видов знаний. А. X.) - знание от божественного закона подразделяется на два: основ и производных.
Знание основ, или знание Единобожия, является обращением и мистическим познанием Бога, Его предвечных, действенных и сущностных качеств, объяснявшихся разнообразными именами. Кроме того, это рассмотрение и изучение состояний пророков и последователей, имамов и сподвижников, обращение к смерти и жизни, к Дню воскрешения, сбора и Суда, достижение милости Творца - считается основой религиозных убеждений. Приверженность в рассуждениях изучающих настоящее знание такова: во-первых, аяты Благородного Корана, во-вторых, хадисы Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и в-третьих, рациональные доказательства и сравнительные доводы.


Знатоки данного знания заимствовали посылки диалектических умозаключений и его базис из логики и философии, используя, однако, большинство выражений и терминов не по назначению, истолковывая словосочетания и обороты типа "содержание", "форма", "доказательство", "аргумент", "довод" и им подобные таким образом, что смысл каждого из терминов у различных групп разный. Например, философы имеют в виду под словом "джаухар" (суть, содержание, субстанция) нечто своё, суфии - своё, а мутакаллимы - совсем другое. То же самое и с остальными вопросами. Целью нашего послания не ставится изучение смыслов и терминов, раскрытие убеждений и мнений данных вероучений, и мы не будем это обсуждать. Те, кто в основах убеждений и в знании единобожия уделяют исключительное внимание каламу, обсуждению и аргументированию, стали известны под прозвищем мутакаллимов, а наука калама обрела известность как знание единобожия.


В число знания основ входит толкование Корана, поскольку Коран - самое великое, благородное и ценное из писаний. В нём содержатся многие символы и тайны, к которым не всякий разум в состоянии пробиться, кроме тех, по отношению к кому в понимании Книги были оказаны милость и благоволение.


Благороднейший Посланник, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил:


"Нет ни одного знамения из знамений Корана, опричь содержащего в себе явное и сокрытое. А сокрытое в нём скрывает ещё до семи сокрытых" (в другом хадисе приведено: "до девяти сокрытых").
Кроме того, он изрек:


"Каждое слово из слов Корана обладает смысловой границей, и у каждого есть степень восхождения".


Всевышний Господь известил, что в Благородном Коране присутствуют все знания и истины, явное сущих и их тайны, от маленьких до великих, чувственных и постигаемых разумом, указав на это смыслом сказанного:
"Ни свежей, ни сухой былинки, что в Ясной Книге Бога означена бы не была" [Коран, 6: 59],
а также повелел:
"Чтоб над знаменьями ее могли бы поразмыслить все те, кто в разумении живет" [Коран, 38: 29].


Когда вопрос Корана является главнейшим из вопросов, а понимание его затруднительно, какой из комментаторов сможет как следует, с честью выполнить своё дело и какой из учёных мужей сможет справиться с разрешением его тайн? Да, каждый из комментаторов толковал Коран в меру своих сил и понимания, прилагая усилия к разъяснению его смысла по степени своего разума и знаний. Каждый что-то сказал, на самом деле не сказав ничего.


Наука о Коране складывается из знания основ, производных от божественного закона и рационального знания. Исходя из этого, комментатору необходимо рассматривать и изучать Коран с различных сторон: с точки зрения лексики, словосочетаний, аллегорий, со стороны грамматики, учитывать философские убеждения и мнения суфиев, чтобы его тафсир приблизился к истине и действительности. И всякий раз, довольствуясь какой-либо из сторон или удовлетворяясь одним направлением, он не сможет отстоять свою точку зрения.


Знание основ предполагает также знание преданий и притч. Благороднейший Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, был самым красноречивым среди арабов и неарабов. Его учитель от Бога повелевал ему божественным откровением (вахи), а его разум познал и объял всё сущее на небесах и на земле. В каждом из его выражений, в любом его слове - море тайн, сокровищница секретов. Посему столь важно и необходимо знать притчи, предания и наследие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.


Никто не в состоянии, как должно, обнаружить совершенное овладение словами Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и знанием пророческих высказываний, осознать их полностью, разве только поступать в соответствии с предписаниями Законодателя и выполнять их, делая безупречной свою душу и сохраняя своё сердце обращением к пути Истины и неуклонным руководством Шари´ата.


Тот, кто пожелает вступить на путь комментирования Корана и эзотерического толкования преданий и захочет, чтобы его разъяснения соответствовали истине, должен, прежде всего, обрести познания в лексикологии, проявить совершенное мастерство в синтаксисе, отличиться на поприще правил и основ морфологии, поскольку лексикология считается лестницей для иных наук. У не познавшего её нет пути к обретению знаний. Разумеется, пожелавший подняться на недосягаемый уровень, вынужден сначала готовить себе лестницу, а уж затем взбираться по ней. Для других наук лексикология также является средством подъёма, ибо она, как говорится, - фундамент и основа любого правила. Поэтому каждый из стремящихся к знанию должен испытывать потребность в лексикологии.


Первый предмет изысканий в области лексикологии - познание букв, из которых составлены отдельные слова. Затем следует ознакомиться с глаголами, например трёх- и четырёхбуквенными, и т. п. Лексиколог также должен обратить пристальное внимание на арабскую поэзию, в особенности на стихи доисламского периода, являющиеся в арабской поэзии лучшими и самыми ясными, несущими энергию мысли и пищу для духа.


Однако пристальное внимание к лексикологии, буквам, словам и арабской поэзии не освобождает от необходимости изучать грамматику. Грамматика для лексикологии, что весы для золота и серебра или логика для философии, она сродни метрическому размеру в стихах или метру для тканей и мере для зерна. Естественно, доколе не будет всякая вещь взвешена на пригодных для неё весах, дотоле не выявится её даже приблизительная сущность.


Стало быть, лексикология, считаясь одним из доказательств в знании единобожия, есть средство и преддверие к знанию толкования, хадисов и Корана. Без знания Единобожия душам людей не найти пути к спасению. Без него невозможно обезопасить себя в Судный день.


Вот таким было изложение знания основ убеждений или основ религии. Вторая разновидность знания от божественного закона представляет собой производное знание, или знание законов. Дело в том, что знания бывают теоретическими (умозрительными) и практическими. Знание основ - теоретическое, а производное знание - практическое.


Практическое знание включает в себя три вида прав.
Первый [вид] - право Всевышнего Господа, состоящее из столпов богопоклонения: вопросы ритуального омовения, молитва, пост, налог с имущества, паломничество, джихад, призывы к Аллаху, праздничные, пятничные и сверхобязательные молитвы и т.д.
Второй - права рабов божьих по отношению друг к другу, состоящие из общественных установлений и подразделяющиеся, в свою очередь, на два типа: права, ведущие к определению взаимоотношений, например, в торговле, партнёрстве, пожертвованиях, займах, наказаниях и всех вопросах чести, и права, определяющие односторонние акты и соглашения, как-то: брак, развод, освобождение от рабства, порабощение, вопросы и дела наследования. Эти два типа именуются термином фикх. Знание фикха - благородное, ибо оно, отвечая общим интересам, полезно и необходимо для всех людей.
Третий [вид] - право личности по отношению к своему духу, состоящее из знания черт натуры. Последние бывают либо порицаемыми, тогда их следует избегать, либо похвальными, тогда их нужно приобретать, украшая с их помощью дух. Они были раскрыты и разъяснены в славном Коране и пророческих преданиях.
Всякий, кто пожелает себя ими украсить, найдет вечный рай.


Что касается второго вида знаний из первичного деления, а именно рационального знания, то оно чрезвычайно сложное, ибо в нём возможны как истина, так и ей противоречащее. Данное знание подразделяется на три категории.


Первая категория представляет собой математические знания и логику. В число математических знаний входят: арифметика, имеющая дело с числами; геометрия, рассуждающая о размерах и формах; астрономия, изучающая и исследующая небо, звёзды, сферы земли и всё, с ними связанное. Определение дней рождения и предсказания по звёздам также происходят от этих знаний. К числу математических знаний относится и наука о музыке, занимающаяся соотношением струн и аккордов.


Что касается знания логики, то это - наука, изучающая человеческие представления и ведущая поиски в их понимании, в разъяснении границ и законов или в утвердительных суждениях, в раскрытии суждений по аналогии и аргументов. Основываясь на этом, знание логики сначала исходит из частностей, затем обсуждает составные части суждений и виды аналогий, а после - аргументы, являющиеся заключительными вопросами логики.


Вторая, или промежуточная, категория - естественное знание. В нём речь идет о чистых телах, фундаменте и столпах содержания, форм, движения, покоя, о свойствах небесных сфер, о воздействующих и реагирующих вещах. От этого знания происходят категории всего существующего, виды душ и тел, описания чувств, качество их постижения, а также - медицина, или знание живых организмов, определение недугов, качество лечения и его способы. Производными от данного знания являются метеорология, минералогия, химия и им подобные.


Третья, высшая из категорий, судит о бытии и его разделении на необходимое и возможное, изучает бытие Творца мира, Его качества, деяния, повеления, заповеди и волю, обстоятельства очерёдности появления от Него всего сущего, а также исследует высшие решения, простые субстанции, абстрактные интеллекты, совершенные души, ангельские и дьявольские состояния, в конце концов, вникая в пророческое знание, вопросы чудес и чудотворства, рассматривая состояния святых духов, качество сна и бодрствования, проблему внутреннего видения и т. п. Производными от данного знания служат чародейство, фокусничество и им подобное.


Для каждого из представленных знаний существуют свои внешние показатели, составные части, степени и объяснения, нуждающиеся в раскрытии, толковании и обосновании, от подробного изложения которых мы здесь воздержимся, предпочтя лаконичность.


Надлежит знать, что по своей сути рациональные науки просты, однако появилось состоящее из них знание, которое обладает всеми особенностями и признаками простых знаний. Это знание тасаввуфа и образа действия суфиев, так как знание суфиев, или особый суфийский путь, есть совокупность, соединяющая в себе два знания - рациональное и от божественного закона и имеющая в своей основе экстатические состояния, мистическое вкушение, экстаз, страсть, чистоту, образ действий, исчезновение, утверждение бедности и фана´, любви к Богу и божественной воли, устремления и стремящегося, равно как и других атрибутов и стоянок. Даст Аллах, мы в отдельной книге поговорим об этом тройственном знании. Сейчас же целью нашего послания является только изложение числа знаний и их видов, которые мы кратко и лаконично перечислили. А желающие подробностей и деталей могут обратиться к соответствующим книгам.


Сейчас, когда разговор о числе и классификации знаний подошёл к концу, следует окончательно удостовериться в том, что для понимания и постижения любого из этих знаний и отраслей знания существуют особые условия, которые невозможно познать ищущим знания, не обучаясь им.


Итак, после перечисления знаний и изложения их видов, есть необходимость выяснить пути обретения знания и мистического ведения, поскольку получение знания и обучение ему представлены определёнными путями, которые нужно обсудить подробно.



 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |  


Новое на сайте


Имам аль-Газали. Письмо к сыну

Где найти Истинного Шейха?

Виртуальные технологии "неисламского суфизма"



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2012 SUFIZM.RU. All right reserved. Дизайн: Эркен Кагаров kagarov@imadesign.ru
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru