Суфизм.Ру

"Божественное знание" (´Илм-и ладуни)


Фасл о путях обретения знания



Следует знать, что человечество обретает мистическое знание и обучается знанию двумя путями: первый - путь человеческого обучения, второй - путь божественного наставления.


Первый путь есть тот обычный путь, путь чувственный, маршрутом которого следуют все рассудительные мужи. Но и он бывает двух видов: на одном из них, внешнем, знания осваиваются в процессе обучения, на другом - обретаются посредством размышления и обдумывания. Размышление и внутреннее обдумывание выступают в качестве обучения. Внешнее обретение знаний, то есть приобретение знаний, когда один человек использует другого, является частичным. А размышление и осознание есть использование духом Всеобщего духа. Естественно, что Всеобщий дух с точки зрения обучения и наставления сильнее и эффективнее любого учёного мужа и учителя.


В целом знание потенциально заложено в духе человеческом, как зерно, посаженное в землю, или как перл, покоящийся на дне моря, как драгоценный камень в руднике. Самообучение (та´аллюм) заключается в извлечении знания из возможного в реальное, тогда как обучение знанию (та´лим) состоит в выведении оного из потенциального положения в практическую фазу. Посему между духом ученика и духом учителя существует определённое подобие и родство. Учитель в разъяснениях подобен пахарю, ученик в их восприятии сродни пашне, потенциальное знание - как зерно, а знание реализовавшееся - словно росток. Когда дух ученика достигает ступени совершенства, то он как выросшее дерево или как перл, извлеченный со дна морского.


На этом основании всякий раз, когда телесная сила одерживает верх над духом, потребность ученика в наставлениях и учёбе возрастает, а на пути овладения знанием становятся необходимы приумноженные усилия, старания, большие затраты времени. И, наоборот, всякий раз, когда свет разума и видения берёт верх над телесными силами, ученик, немного поразмыслив и обдумав, избавляет себя от необходимости наставлений и учёбы, а способный и просветленный дух его постигает в течение часа размышлений такое, к осознанию чего бестолковый и темный дух не сможет прийти в течение года.


Поэтому некоторые обретают знания путём учёбы, а другие - путём размышления и обдумывания. Но в любом случае всякое наставление требует обдумывания, ибо человек не может обучаться всему познаваемому и всем общим и частным вещам наставлениями и учёбой. Но, изучая что-то, он вникает в это мыслями и размышлением, приходя, таким образом, к осознанию чего-то иного. Большинство рационалистических знаний, научных отраслей и открытий философов и учёных появилось, и было осознано ими силой мысли, глубиной проницательности, чистотой своей души с минимальными наставлениями и обучением. Если бы сие было не так, то человеку было бы обязательно всё познавать, учась, и постоянно пребывать при этом в плену мрака невежества, поскольку ни один дух не в состоянии охватить поочерёдным обучением совокупность всего частного и общего из ему потребного. Однако, как уже говорилось, некоторые предметы постигают обучением, другие масса людей понимает благодаря наблюдению и опыту, третьи - познают силой размышления и чистотой души, что служит основой подхода в работе учёных и его фундаментом в принципах наук.


Например, занимающийся геометрией не изучает и не сможет изучить сразу всё то требуемое, в чём он испытает нужду за время своей жизни. Тем не менее, обучаясь, он постигает общие понятия и принципы основ геометрии, а затем из этих общих принципов, сравнивая и размышляя про себя, извлекает и выводит частные случаи. Сходным образом врач не в силах обучиться у учителя и познать все нюансы болезней и специфические свойства массы лекарств. Большинство врачей приступают к лечению людей исходя из общих основ и универсальных принципов медицины. Астролог также изучает общие положения и основы астрологии, выводя из них различные умозаключения. То же самое касается ´фикха, нравственной этики и т. д. Этот закон справедлив и для изящных занятий. Для примера, в музыке один выдумывает стопы силой мысли, другой, учитывая инструмент, находит иной способ. Подобным же образом все дела и занятия, духовные и физические, на первых этапах осваиваются через учёбу, а впоследствии совершенствуются путём размышления и обдумывания.


Как только отворяются врата мысли и разума, человек начинает познавать, что представляют собой размышление, проницательность и внимание к искомому и возжеланному. Его грудь расширяется, а око становится видящим. Тогда потенциальные знания его духа без затрат и усилий достигают стадии воплощения. Что касается второго пути, то есть божественного наставления, то он тоже делится на два вида. Первый [вид] - божественное откровение (вахи). Оно бывает, когда дух достигнет степени совершенства, стряхнет со своих полов физические осквернения, выйдет за рамки и границы грёз и желаний, отведет взор от плотских страстей и мирских удовольствий, скинет путы материальных просьб и чаяний и устремится к Источнику Вселенной и своему Создателю, ища поддержки в милости своего Творца и опираясь на Его великодушие и покровительство. Тогда Господь Всевышний тоже, выражая Своё благоволение, удостаивает такой дух Своим особым вниманием и изысканной милостью. Отличая его божественным взором, вверяет его Скрижали, а Всеобщую душу наделяет пером, запечатлевающим в нём все знания.


Совершенный и святой дух подобен ученику, а Всеобщий разум - учителю, с помощью которого этот ученик охватывает все знания и истины, не раздумывая и не учась. Основы и представления полностью запечатлеваются в нем, как на листе бумаги, становясь доказательством благородного аята, ниспосланного Всевышним Своему Пророку:

"И научил тебя тому, чего ты прежде не знал" [Коран, 4: 113].


Знание пророков благороднее и превыше всех знаний людей, так как оно получено и обретено от Творца без посредника и без использования каких-либо средств.


Данная тема затрагивалась в случае с Адамом, да пребудет мир над ним, и ангелами, когда они за много лет жизни обучились различными путями и способами всем знаниям и наукам, постигли все истины, став, таким образом, самыми знающими творениями Господа и самыми посвященными в тайны созданиями во Вселенной, тогда как Адам не вкусил от знаний, поскольку не обучался им и не имел учителя. По этой причине ангелы смотрели на него свысока, с гордостью и высокомерием, говоря:
"Мы превосходим тебя в восхвалении и прославлении Господа, ибо посвящены во все знания и истины".


Адам, да пребудет над ним мир, в ответ на это чванство, отвратившись от всего, беспомощный и неспособный, обратился к Создателю с мольбой о покровительстве. Великий Господь обучил его всем истинам и знаниям, а затем представил их пред взором ангелов и сказал:

"Сообщите Мне имена эти, если вы правдивы" [Коран, 2: 29].
Ангелы увидели себя умаленными пред Адамом, и судно их величия и высокомерия пошло ко дну в море немощности и неспособности. Они обратились к Создателю:

"Мы знаем только то, чему Ты нас научил" [Коран, 2: 30].
Тогда Господь сказал Адаму, да пребудет над ним мир:


"Адам, назови им их" [Коран, 2: 31].
И Адам, мир ему, обучил ангелов всем истинам и таинствам.


Учёные мужи признают истину того, что знание, обретённое посредством вахи, мощнее, совершеннее и ценнее знаний, обретаемых через учёбу и наставления. Вахи - особенность пророков и наследуемое посланниками. Господь закрыл эти врата после нашего великого посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует. Великий вестник покорности перед Богом (Ислама) был печатью пророков, самым знающим и самым красноречивым из людей на земле. Он сам говорил:
"Мой Господь воспитал меня и довел воспитание до совершенства".
И ещё он сказал:


"Я - самый знающий из вас, но - и самый из страшащихся Аллаха".


Знание нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, совершеннее, могущественнее и превыше других знаний ещё и с той стороны, что получено оно божественным путём, а сам он никогда не приступал к учёбе и не обучался. Господь об этом сказал так:
"Его обучил крепкий силою [ангел]" [Коран, 53: 5].


Второй [вид] - божественное внушение (ильхам}.
Ильхам есть такой вид осознания, при котором индивидуальная душа человека приобретает у Всеобщей души, в меру своей чистоты, возможности и способности. Ильхам - своего рода пример вахи, поскольку вахи - это явное раскрытие и разъяснение скрытого повеления, а ильхам - предъявление его и указание на него.


Знание, приобретаемое посредством вахи, именуют пророческим (´ильм-и набави), а знание, получаемое через ильхам, - божественным (ладуни). Божественное знание представляет собой то знание, в постижении и достижении которого духом отсутствует какой-либо посредник между ним и его Творцом, только как будто свет от скрытого светильника освещает просветленное сердце и очищенную, блестящую душу.


Пояснить можно так:
во Всеобщей первичной душе, духовная связь которой с Перворазумом среди первичных элементарных сущностей подобна духовной связи Евы с Адамом, мир да пребудет над ним, пребывают все знания и истины. А, как уже говорилось, Всеобщий разум - совершеннее и превыше Всеобщей души. Сродни этому и Всеобщая душа - совершеннее, могущественнее, благороднее и выше других творений. Таким образом, милостью Всеобщего разума обретается вахи, а от благородства Всеобщей души нисходит ильхам. Посему вахи - украшение пророков, а ильхам - выход для святых. Так как душа находится под разумом, степень "святой" ниже степени пророка. Аналогично ильхам - ниже вахи и могущественнее видений (ру´йа).


Как было изложено, знание и мистическое ведение пророков и святых являются самыми совершенными и достойными из людских по знаний. Однако знание, обретённое с божественным откровением (вахи) и превосходящее знание от божественного внушения (ильхам), свойственно только пророкам. Так, оно было обретено Адамом, Моисеем (Мусой), Авраамом (Ибрахимом), Мухаммадом, да благословит их Аллах и да приветствует, и другими пророками.


Нужно знать, что пророчество (нубувват) не тождественно посланничеству (рисалят) и что они отличаются одно от другого. Пророчество представляет собой принятие истин и знаний, которые святая душа впитывает от Перворазума, от которых она приобретает, и которые она широко использует. А посланническая миссия предполагает распространение и проповедование этих истин и знаний другим подготовленным душам. Вполне возможно, что некая душа достигает степени вахи, вбирая в себя и приобретая истины и понятия от Перворазума, но по какой-то из причин и вследствие чего-то она не в состоянии их распространять.


Божественное знание (´ильм-и ладуни) не присуще только святым, но им пользовались также и пророки. Так, Хизр, да пребудет над ним мир, обладал подобным знанием, о чём Всевышний Господь известил в Благородном Коране, сказав:

"И дали познать ему знанием от Нас" [Коран, 18: 64].


Предводитель верующих ´Али бин Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, высказался на сей счет:


"Я запечатал свои уста, и в моём сердце отворились тысячи врат того знания, и каждые из них имели ещё по тысяче врат".
Кроме того, он сказал:


"Если бы для меня приготовили подушку и я бы сел на неё, то вершил бы суд над людьми Торы - по их Торе, над людьми Евангелия - по их Евангелию, а над людьми Корана - по их Корану".


Это - те степень и ступень, которые не обретаются с человеческой учёбой и с людскими наставлениями. Только силой божественного знания человек может дойти до такого уровня и достичь таких высот, украсив себя им. И опять Али, да будет доволен им Аллах, когда зашла речь об обязательстве Моисея, да пребудет над ним мир, так сказал о его сорокакратном расширении книги:
"Если бы Аллах призвал меня раскрыть смысл "Открывающей" ("Аль-Фатиха"), то я раскрыл бы его настолько, что он достиг бы сорокакратной границы [расширения]".


Подобный размер увеличения, расширения и охвата знаний, без использования божественного, мистического, небесного знания, недоступен и неосуществим.


Да, Творец всегда, когда пожелает, вводит раба божьего в Свои пределы и распространяет на него Свою милость, изымая покрывало между его душой и Хранимой Скрижалью. Тогда тайны и секреты становятся для него явными и очевидными, а тайный смысл и истины запечатлеваются так, что он может их объяснить и раскрыть, как пожелает, и кому пожелает.


Истинная мудрость - та, что исходит от божественного знания. Всякий, кто не взошёл до этой степени, - не прикоснулся к мудрости, ибо мудрость - из божественных даров и щедрот, как Он и сказал:
"Он дарует мудрость, кому пожелает; а кому дарована мудрость, тому даровано обильное благо. Но вспоминают об этом только обладатели разума!" [Коран, 2: 272].
Те, кто взошли на ступени божественного знания, избавлены от мук обучения и хлопот наставлений. Они меньше обучаются и больше обучают. Их усилия незначительны, а спокойствие продолжительно.


Следует знать, что за указанием доводов, сообщением о призыве и законченностью религии, о чём сказал Господь:
"Сегодня Я завершил для вас вашу религию" [Коран, 5: 5],
человек более не нуждается в посланниках и пророках. А изложение и выражение уже разъясненного отстоит далеко от необходимости и мудрости. Посему развитие божественного откровения (вахи) прекратилось, и врата посланничества (рисалят) закрылись.


Однако врата божественного внушения (ильхам) остаются открытыми, и сияющее лучение Всеобщей души не прекратилось, но постоянно продолжается, ибо людские души нуждаются в ней для использования, размышления, пробуждения и напоминания. Эта потребность неизбывна, хотя человеку не нужны более посланничество и пророчество. Тем не менее, находясь непрестанно под напором природных сил и материальных страстей и погружаясь в пучину разнообразных искусов и желаний, он испытывает потребность в напоминании, осознании и пробуждении. Поэтому Всевышний Господь, закрыв по Своей воле врата вахи, оставил по Своей милости и милосердию, равно как и для круговорота деяний, врата ильхама открытыми, дабы люди знали, что Господь милостив и благоволит рабам Своим, и всякому, кому пожелает, дарует бесчисленные блага.


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2006 SUFIZM.RU. All right reserved.
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru