Суфизм.Ру

Наставление правителям (Насихат аль-мулюк)


История первая


Пророк Муса, мир ему, во время разговора со Своим Господом на горе, попросил его: «Господи, покажи мне Твою Справедливость и Твое Правосудие». И сказал ему Всевышний: «О, Муса, ты, серьезный и отважный человек, и ты не сможешь стерпеть». Он ответил: «С Твоей Помощью я смогу». Он сказал: «Пойди к такому-то роднику, спрячься напротив него и смотри на Мое Могущество и Мое Знание сокровенного».

Муса, мир ему, пошел, поднялся на холм и спрятался там. Вдруг появился всадник, спустился с коня, совершил омовение водой из родника и напился из него. Затем он достал из-за пояса кошелек, в котором была тысяча динаров, и положил его рядом с собой; совершил молитву, потом сел на коня и, забыв кошелек, уехал. После него пришел мальчик, попил воды, взял кошелек и ушел. Потом пришел слепой старик, утолил свою жажду, совершил омовение и начал молитву. Тут всадник вспомнил о кошельке и вернулся к роднику, где увидел слепого старика и потребовал: «Я забыл здесь кошелек, в котором было тысяча золотых динаров, и никто, кроме тебя, сюда не приходил». Старик ответил: «Я слеп, как я мог видеть твой кошелек?» Всадник рассердился, обнажил свой меч и, ударив им, убил старика, но не нашел свой кошелек и ушел восвояси.

И сказал Муса, мир ему: «Господи, нет больше сил терпеть, и Ты Справедливейший, объясни же мне, что здесь происходит?». Спустился ангел Джибрил, мир ему, и поведал: «Создатель, да возвеличится Его Мощь, говорит тебе: “Я ведаю сокровенное, знаю тайное и знаю то, чего ты не знаешь! Тот ребенок, который взял кошелек, взял то, что принадлежит ему по праву: отец этого ребенка работал у этого всадника, и он должен был заплатить столько, сколько было в том кошельке. Он не отдал причитающееся ему, и отец ребенка умер, а сейчас его сын взял эти деньги вместо него. А тот слепой старик, до того, как ослепнуть, убил отца того всадника – теперь он отомстил за него, и каждый получил по заслугам. И Наша Справедливость и Правосудие точны, как ты сам видишь”».

Муса, когда узнал все это, пришел в изумление и попросил прощения у Аллаха.

Мы привели эту историю, чтобы разумеющие знали, что ничто не скроется от Аллаха, да будет славно Его Упоминание, и Он справедливо поступает с угнетенными и на этом и на том свете. Но мы беспечны, когда к нам приходит беда, и не знаем, откуда она пришла.

Спросили у Зулькарнейна (Александра Македонского): «Что в твоем царстве радует тебя больше всего?» Он сказал: «Две вещи: одна из них –справедливость и правосудие. А вторая – благодарение [мной] того, кто, чистосердечно поступая с людьми, больше всего совершил добра для меня».

И сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, Аллах любит благодеяние, Он даже любит человека, который, прежде чем зарезать барана, остро наточил нож, чтобы ускорить его избавление от мучений».

‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Не создал Аллах Всевышний на земле вещи лучше, чем справедливость. И справедливость – мерило Аллаха на Его земле, и того, кто соблюдет ее, Он введет в Рай».

И от ‘Умара, да будет доволен им Аллах, передают, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, в Раю есть степени для творящих благодеяния, даже для тех, кто оказывал добро всего лишь своей семье и слугам». Катада [1], толкуя аят Корана: «Чтобы вы не нарушали весов» (Коран, 55:8), сказал: «Он (Бог) имел в виду справедливость». И сказал: «О, сын Адама! Будь справедлив так, как ты хочешь, чтобы были справедливы с тобой».

И от Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, передали, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда Аллах Всевышний послал Адама, мир ему, на землю, Он сообщил ему четыре слова и сказал: «О Адам, твое знание и знание твоих потомков – в этих словах: одно слово – тебе, а другое – Мне. Третье слово – между Мной и тобой, и последнее – между тобой и людьми. Слово, которое Мне, это чтобы ты поклонялся Мне и не придавал Мне сотоварищей. А слово, которое тебе, это то, что Я воздам тебе за твои дела. То, что между Мной и тобой – это молитва от тебя и ответ от Меня. А то, что между тобой и людьми – это то, чтобы ты устанавливал справедливость и правосудие среди них».

Катада сказал: «Несправедливость бывает трех видов: несправедливость, которая не прощается ее содеявшему, и это придание сотоварищей Всевышнему Аллаху. Всевышний Аллах говорит: “Поистине, многобожие – великая несправедливость” (Коран, 31:13). И несправедливость, что чинится лишь временами – это несправедливость рабов друг к другу. И несправедливость, которая прощается содеявшему ее, и это несправедливость человека к самому себе, когда он совершает грехи, потом возвращается к своему Господу и кается. Ибо там, где Аллах, там и Его Милость».

Правитель должен быть верующим, любящим веру. Ибо правитель и вера – близнецы, как два брата, родившихся из одной утробы. И он должен заниматься делами религии и вовремя выполнять обязательные из них. И сторониться страстей, вредных нововведений, порицаемого, сомнительного и всего того, что приводит к нарушению законов религии. И если правитель узнает, что в его провинции есть человек, [искренность которого] в вере и в своем толке (мазхаб) в религии вызывают сомнение, то он должен приказать привести его, быть суровым с ним, бранить его и угрожать ему. И если тот поймет и раскается – останется невредимым, а если нет – получит наказание, и выгонит его правитель из своих владений, чтобы очистить их от его вредных новшеств в религии (бид‘а), и его владения освободятся от рабов своих страстей. И он должен делать ислам сильным, продолжая строительство пограничных застав, отправляя к ним войска и защитников, стараться для возвышения и возврата великолепия Сунны Пророка и его образа жизни, чтобы его хвалили перед Аллахом, и распространялось уважение к нему среди людей; чтобы враги боялись его силы, и возвысилось его достоинство и положение в глазах его противников, и возвеличился он среди равных себе. И он должен знать, что благочестие напрямую связано с благопристойностью правителя.

И царь должен следить за делами подданных, как малых, так и больших [числом], как великих, так и ничтожных из них, и не быть соучастником в порицаемых делах (поступках). Он должен уважать праведных,вознаграждать за хороший поступок и запрещать совершение дурных и тяжких проступков, наказывать за совершение дурного и не держать сторону того, кто постоянно совершал грехи, чтобы люди стремились совершать добрые дела и остерегались плохих. А если у правителя не будет собственной политики, и он не будет запрещать порочному быть порочным и позволит ему делать, то, что тот пожелает, – то расстроит свои дела во всех владениях.

И сказали мудрецы, что характер подданных зависит от характера правителей, потому что простой народ портится и становится безнравственным вслед за правителями. Ибо подданные учатся у них и подражают их характеру. Разве ты не знаешь из истории о том, что во время правления Валида ибн ‘Абд аль-Малика из династии Омейядов люди занимались строительством и сельским хозяйством, при правлении Сулеймана ибн ‘Абд аль-Малика люди погрязли в чревоугодии, украшением мест для принятия пищи и окуриванием его благовониями, удовлетворением своих желаний и исполнением прихотей. А при ‘Умаре ибн ‘Абд аль-‘Азизе люди проводили свое время в поклонении [Богу] и воздержании [от соблазнов мира].

Мухаммад ибн ‘Али ибн Фадл говорил: «Я не знал, что состояние подданных складывается в зависимости от обыкновения их правителей, пока не увидел, что люди во время Валида ибн ‘Абд аль-Малика занимались возведением виноградников и садов, уделяли внимание строительству домов и замков. И я видел, что они во время правления его брата Сулеймана интересовались лишь обилием еды и ее приятностью, что даже человек спрашивал другого: “Что ты сегодня приготовил?”. И я видел, что они в дни ‘Умар ибн ‘Абд аль-‘Азиза были заняты поклонением [Богу], посвящали себя чтению Корана и совершению добрых дел и помощи бедным». Так знай, что во все времена подданные берут пример со своего правителя, поступают, как он, и подражают его делам, дурным или благим из них, и его следованию за своими желаниями и исполнению прихотей, как случилось во [второй] истории…


[1]Катада ибн Ди‘ама (680 – 736 г. по хр. л.) – басрийский законовед (факих) и комментатор (муфассир) Корана, знаток арабского языка, преданий и генеалогии доисламских арабов; рано ослеп.

При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2006 SUFIZM.RU. All right reserved.
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru