Rambler's Top100
История Суфизма
Цель и путь Суфия
Пророк и шейхи
Шейх и ученик
Путь постижения Бога
О чудесах
Суфизм и наука
Суфизм в России
Библиотека
Изречения Мудрых
Гостевая книга
Карта сайта
О проекте
Главная

 Подписаться на новости



"Начало наставления на истинный путь"


Абу Хамид аль-Газали


Предисловие
 
Во имя Бога, Милостивого и Милосердного!


Эта книга написана шейхом Абу Хамидом Мухаммадом ибн Мухаммадом ибн Мухаммадом Аль-Газали ат-Туси, да будет свята его душа и освятится его могила; который является имамом, ученым, сильным знатоком мусульманского права, большим авторитетом Ислама. Аминь.


Он говорит:
"Хвала Аллаху, Которой достоин только Он Один. Да будет благословение и мир Его лучшему созданию - Мухаммаду, а также его семье и сподвижникам".
Далее!
О ты, страстно желающий и занятый изучением исламских наук и выявляющий искренность в этом желании и чрезмерную жажду к нему, знай, поистине если Ты хочешь получить знание для дискуссий, похвалы, чтобы быть впереди своих сверстников, склонять людей к себе и обогащаться, то этим ты рушишь свою религию и себя и продаешь Рай (Ахират) за мирские блага, и сделка твоя становится неприбыльной, а торговля - убыточной. А твой учитель становится для тебя помощником в твоих грехах и соучастником в твоем убытке. Твой учитель похож на того, кто продает саблю разбойникам, ибо Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Кто содействует в грехе хотя бы полусловом, тот становится соучастником этого греха".


Но если при изучении твоей целью является наставление на истинный путь, а не просто передача знаний, то Ты можешь радоваться, так как Ангелы расстилают тебе свои крылья, когда Ты ходишь, и рыбы в море просят прощения для тебя, когда ты гонишься за знаниями.
Но также в первую очередь тебе необходимо знать, что у правильного пути, являющегося плодом знаний, есть начало и конец, внешняя и внутренняя стороны. И никогда тебе не дойти до его конца, кроме как усовершенствовав его начало. И не приблизиться тебе к его внутренней стороне, не ознакомившись с его внешней стороной.


И вот я укажу тебе на начало наставления на истинный Путь, чтобы им Ты испытал свою страсть к земному и свое сердце.


Если ты найдешь свое сердце склонившимся к нему, а нафс свой - подчинившимся ему и принявшим его, то тогда ты можешь стремиться к концу правильного пути и погрузиться в море наук Ислама.
Но если ты найдешь свое сердце откладывающим его наставление на истинный путь на будущее и затягивающим требуемые им деяния, то знай, что нафс твой, склонившийся к изучению знаний, по существу является нафсом, влекущим тебя к злу, и твой нафс стал подчиняться проклятому шайтану, который поведет тебя за собой посредством обмана и завлечет постепенно в пучину бедствий. Его цель подвести тебя к злу под видом добра, и так он будет поступать до тех пор, пока не присоединит тебя к тем,
"...кто от деяний своих потерпит наибольший убыток, к тем, чьи усилия были потрачены впустую в их жизни на Земле, - они же думали, что делают прекрасные дела" (Сура "аль-Каф", аят 104).
При этом шайтан наущает тебе величие знаний и высокую степень алимов (ученых) и то, что известно об этом из хадисов.


В отличие от священных хадисов (аль-Хадис аль-Кудси), означающих непосредственное обращение Всевышнего Аллаха к своим рабам через Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, хадис - это мысли, внушенные Единым Творцом Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, который довел их до людей своими словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и отвлекает тебя от слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
"Кто приобрел много знаний и не встал на правильный путь, тот не приблизится к Аллаху, а лишь будет удаляться от Него" (приводит Ад-Дайлами).
И от слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
"Самый сильно наказуемый из людей в Судный День - это алим, который не взял пользу от своих знаний" (приводит Ат-Табарани).


Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также постоянно говорил:
"О Аллах, поистине я остерегаюсь знаний, не приносящих пользы на том и на этом свете, и от непокорного сердца, от не принимаемых Тобой деяний и от безответной мольбы, а также от ненасытного живота" (приводит имам Ахмад).
И от слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
"Я прошел в ночь моего вознесения мимо групп людей, режущих свои губы огненными ножницами. Я спросил: "Кто вы?" Они ответили: "Мы повелевали людям добро, но сами этого не делали, запрещали зло и сами совершали его" (приводит Ибн Хиббан).


О бедняга (мискин), никогда не поддавайся обману шайтана, а не то он потянет тебя за собой посредством своей веревки обмана. Горе невежде только один раз за его необученность, а алиму горе в тысячу раз за невыполнение им того, что знал.


Ты знай, что люди в получении знаний бывают в трех состояниях:


1. Человек, который получает знания в качестве духовной пищи для Ахирата и не стремится к нему, кроме как для довольства Всевышнего Аллаха и подготовки к загробной жизни. И он есть из счастливых людей.


2. Человек, который получает знания, чтобы воспользоваться ими для своей мирской жизни и чтобы достичь с их помощью величия, почета и богатства, зная об этом, чувствуя низость своего положения и цели. Он из тех, кто подвергается опасности. Если смерть предшествует его раскаянию, то его ждет плохой конец. И его дело останется зависящим от воли Аллаха. Если же ему удастся до момента смерти покаяться и добавить к своим знаниям соответствующее поведение и наверстать упущенное, то он присоединится к счастливым, так как "тот, кто раскаивается в грехах, подобен тому, у кого нет греха" (приводит Ибн Йаджах).


3. Третий человек - тот, которым руководит проклятый шайтан и который приобретает знания для увеличения своего земного богатства и для хвастовства своей славой, и для того, чтобы гордиться многочисленностью своих последователей. Он использует знания во всех ситуациях жизни в надежде достигнуть мирскую цель. И в то же время он считает в глубине своей души, что он поднялся на высокую ступень перед Аллахом из-за его чисто внешних характерных черт алимов и похожести на них одеждой и речью, хотя ему присуща собачья жадность к мирской жизни внешне и внутренне. И он из числа пропавших и обманутых глупцов, так как его надежда, что он войдет в Рай, удерживает его от покаяния. Также он предполагает, что он из числа благодетелей, а на самом же деле он невнимателен к слову Всевышнего Аллаха:
"О вы, кто верует, зачем вам говорить о том, чего вы не делаете сами?" (Сура "ас-Сафф", аят 2).
И он из тех, про которых сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует:
"Я за вас боюсь больше от ненастоящего Даджала" (приводит имам Ахмад).


Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул целый ряд хадисов, в которых подчеркиваются малые и большие признаки Судного Дня. Одним из них является появление Даджала (у христиан - Антихрист). Внешне - это человек, который, находясь под явным влиянием сатаны, обозначится в период жизни имама Махди - потомка Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и приближения земной цивилизации к своему завершению. Даджала убьет пророк Иисус, мир ему, будучи уполномоченным Всевышним Аллахом руководствоваться в земной жизни исключительно нормами Шариата. Цель Даджала - введение людей в заблуждение, и ему подобен алим, обладающий знаниями, но не претворяющий их в жизни. Хотя он и отводит людей от мирской суеты своим языком и речью, но побуждает к ней своими деяниями, поведением, поскольку язык поступков более красноречив и внушителен, нежели язык речи. Человеческая натура более склонна следовать за наблюдаемыми деяниями, чем за словами.


И поэтому то, что испортил этот обманутый шайтаном человек своими деяниями, намного значительнее того, что он исправил словами, потому что невежда не помышляет гоняться за мирскими благами, пока не решатся на это алимы. Таким образом, его знания становятся причиной ослушания рабов Аллаха. И его злой нафс играет с ним, заставляя следовать его страстям, мечтать, и призывает его упрекать Аллаха в том, что Он не воздает ему по знаниям. Нафс внушает ему, что он лучше, чем большинство рабов Аллаха.


И будь, о ищущий Истину, из первой группы. Ты остерегайся быть из числа людей второй группы. И скольких из откладывающих раскаяние с благими деяниями на неопределенное будущее опередила смерть, вследствие чего они понесли убыток.


Ты остерегайся и еще раз остерегайся быть из третьей группы, а то пропадешь без надежды на спасенье. И смерть не станет ждать твоего исправления.


И если ты спросишь, что является началом наставления на правильный Путь, чтобы проверить им свой нафс, то знай, что его начало - это внешняя богобоязненность, а конец - внутренняя богобоязненность. Как нет счастливого конца без богобоязненности, так нет и правильного пути без богобоязненных.


Богобоязненность означает следование наказам Всевышнего Аллаха и предостережение от Его запретов. Вот основные принципы, которые разделяют эту книгу на две части. И я хочу вкратце ознакомить тебя в этих двух частях с внешней богобоязненностью (к ним присоединена и третья часть, чтобы эта книга стала более богатой и всеохватывающей).



 | 1 | 2 | 3 |  


Новое на сайте


Имам аль-Газали. Письмо к сыну

Виртуальные технологии "неисламского суфизма"



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2012 SUFIZM.RU. All right reserved. Дизайн: Эркен Кагаров kagarov@imadesign.ru
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru