Суфизм.Ру

О том, что простые верующие считают достославными науками


Третья причина


Третья причина: Углубление в науку, от которого глубоко погрузившийся в нее человек не получает пользы, предосудительно само по себе, как изучение подробностей в науках прежде их основ и сокровенного в них прежде явного, и как, к примеру, исследование Божественных тайн. Ибо исследуют их философы и мутакаллимы, не ограничиваясь только ими. Ограничились же и остановились на одном из путей к ним лишь пророки и аулийа (приближенные Бога). Следует заставить людей воздержаться от изучения этих тайн и обратить их к тому, о чем говорит шари‘ат (Закон). Этого достаточно для преуспевшего /в уверовании в Аллаха/. Сколько же людей причинило себе вред, погружаясь в науки без остатка! Если бы они не углублялись в них, то состояние их религиозности ныне было бы лучше того состояния, каковой оно стало. /Таким образом/, невозможно отрицать пагубности науки для некоторых людей, подобно тому, как вредны птичье мясо и разные изысканные сладости грудному младенцу. Более того, может быть невежество в некоторых делах полезно для человека.

Рассказывают, что некий муж пожаловался врачу на бесплодие жены своей, /на то,/ что она не рожает. Тогда врач пощупал ее пульс и сказал ей: «Нет тебе нужды излечиваться от бесплодия, ибо через сорок дней ты умрешь. На это указывает /твой/ пульс». Женщина испытала сильный ужас, жизнь стала невыносимой для нее. Она достала свое достояние и раздала его, а также составила завещание. Она не ела и /почти ничего/ не пила, пока не истек срок, но не умерла. Тогда ее муж пришел к врачу и известил: «Она не умерла». Врач сказал: «Я знал это. Теперь совокупись с ней и она родит». /Муж/ спросил: «Как это?» Врач разъяснил ему: «Я нашел ее /твою жену/ полной – жир скопился в устье ее матки; и я и знал, что она похудеет только под угрозой смерти. Тогда я напугал ее этим до того, что она /в итоге/ похудела и устранилось препятствие к деторождению».

Вот что указывает тебе на опасность, /исходящую от/ некоторых наук, и объясняет тебе смысл слов Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует: «Упаси нас Аллах от знания, что не приносит пользы»[V] .

Извлеки же наставление из этого рассказа и не будь въедливым исследователем в тех науках, которые порицает шари‘ат и от которых он удерживает. Следуй примеру сподвижников Пророка Мухаммада, да будет доволен ими Аллах, и водись только с последователями Сунны. Ведь безопасность – в следовании /последователям Сунны/, а опасность – в исследовании /порицаемых/ предметов и своеволии. Не злоупотребляй ссылками на свое независимое мнение, свое понимание, свое доказательство и объяснение, а также на свое утверждение, что, мол, я изучаю вещи, чтобы узнать, каковы они /в сущности/. Какой же вред от размышлений (изысканий) в этих науках, а то, что от этого вреда обернется против тебя, будет еще большим вредом. Сколько всего, что ты стремишься постичь, и знание этого приносит тебе такой вред, который чуть не погубит тебя на том свет, если только Аллах не спасет тебя Своей милостью.

Знай же, что как искусный врач познает тайны в методах лечения, которые считает невозможными тот, кто не знает их, также и пророки – целители сердец и знатоки обстоятельств будущей жизни. Не суди же об их установлениях /для людей/ своим разумом, а то погибнешь. У скольких появлялся нарыв на пальце и разум подсказывал помазать его /мазью/, пока искусный врач не предупреждал, что надо помазать руку и с другой стороны ладони. А тот считает невозможным применение этого /способа/, находя его очень странным, ибо не знает, /каким образом/ разветвляются нервы, откуда они произрастают и каким образом плотно покрывают тело. Таковы же дела и на пути к будущей жизни, в тонкостях установлений шари‘ата (Закона) и в правилах его исполнения, в установлениях веры, придерживаясь которых, люди постигают тайны и невыразимые сокровенности, что не в силах охватить разум с его силой.

Равно как и в свойствах камней содержатся удивительные явления, знание о которых столь недоступно людям этого ремесла, что никто даже не смог выявить причины того, почему магнит притягивает железо. Все чудесное и удивительное в установлениях веры и предписаниях религии, а также их доставление пользы в очищении сердец и их исправлении для восхождения к соседству с Всевышним Аллахом и приятия дуновений Его благости, гораздо значительнее и велико по достоинству, нежели то, что содержат лекарства и целебные растения. И как умы не способны глубоко постичь пользу лекарств, хотя опыт и служит путем к познанию этого, также умы не способны постичь то, что приносит пользу в будущей жизни на том свете, да к тому же опыт никак не соприкасается с этим. Опыт имел бы отношение к этому, если бы к нам вернулся кто-либо из умерших и сообщил бы нам о принимаемых (богоугодных) и полезных делах, приближающих к Аллаху, помогающих снискивать Его милость, а также о делах, отдаляющих от Него, и равным образом /сообщил бы/ о /полезном и вредном/ для устоев веры. Но желать такого не стоит. Довольно для тебя из пользы, что доставляет ум, чтобы он наставил тебя /к вере/ в правдивость Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и дал понять истоки его указаний. Так освободи же свой ум после всего этого от самоволия и неукоснительно следуй примеру, ибо только так и спасешься. И мир /тебе/!

Поэтому-то и сказал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, от знания невежество, а от речения – немота»[VI] .
Понятно, что знание не бывает невежеством, однако и оно, как и невежество, способно нанести вред. Также Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Малый успех лучше обилия знания» . Пророк ‘Иса (Иисус), мир ему, сказал: «Как много деревьев, но не все они плодоносны, как много плодов, но не все они хороши, и как много наук, но не все они полезны!»


[V] Хадис «Упаси нас Аллах от знания, что не приносит пользы» рассказал Ибн ‘Абд аль-Бирр от Джабира с хорошим изводом (иснадом). Этот хадис приведен у Ибн Маджиха и начинается такими словами: «Упаси вас Аллах…» и т. д.

[VI] Хадис «Поистине, от знания – невежество, а от речения – немота» привел Абу Дауд от Бурайды и в его цепи возведения хадиса /дошел вариант/: «/Поистине, /и имея знание/, кое-кто проявляет невежество».

[VII] Я (аль-Хафиз аль-‘Ираки) не обнаружил источника (основания) хадиса «Малый успех лучше обилия знания». /Абу Мансур ад-Дильми/, автор сборника («Муснада») «Аль-Фирдоус» привел этот хадис от Абу ад-Дарда’и добавил: «Ум – равноценная замена знанию». Его сын в своем «Муснаде» (сборнике хадисов) этот хадис не привел.

При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2006 SUFIZM.RU. All right reserved.
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru