Rambler's Top100
История Суфизма
Цель и путь Суфия
Пророк и шейхи
Шейх и ученик
Путь постижения Бога
О чудесах
Суфизм и наука
Суфизм в России
Библиотека
Изречения Мудрых
Гостевая книга
Карта сайта
О проекте
Главная

 Подписаться на новости



О том, что простые верующие считают достославными науками


Разъяснение того, что подменено было в названиях наук(2)


Знай, что смешение порицаемых наук с шариатскими науками происходит от извращения достохвальных названий, их подмены и переноса с низменными целями на такие значения и смыслы, которых не желали праведные предшественники и /люди/ первого века /ислама/. И это пять названий /видов знаний/: фикх, ?илм (знание), таухид (учение о Единобожии), тазкир (памятование Аллаха) и хикма (мудрость). Это достохвальные имена-названия, и те, кто отличается ими, ? обладатели высоких положений в религии. Однако ныне эти имена перешли к порицаемым значениям и стали сердца отвращаться от дурных поступков тех, кто отличается этими значениями, также из-за того, что имена эти широко присваивается последним.

Первое название ? фикх. В этой отрасли своевольно распоряжаются путем выделения /самостоятельных вопросов/ (специализации), не опираясь на традиции (накл), так как раздробили его через знание малоизвестных второстепенных ответвлений (деталей) при составлении фатв, и путем придания излишнего внимание частностям в их причинах, погружения в излишнее многословие и заучивания работ, с этим связанных. А кто в наибольшей степени погружается в это и более всех занимается этим, того называют крупнейшим факихом.

Название ?фикх? применялось в первом веке /ислама/ для обозначения знания пути к будущей жизни на том свете и знания особенностей тех опасностей, /которым подвергаются/ души и причин, что портят деяния людские, для обозначения оберегающей силы путем презрения бренного мира (ад-дунйа), стремления к благодати на том свете (аль-ахира) и страха, что целиком охватывает сердце. На это указывает тебе слова Всевышнего: ?... чтобы они изучали религию и чтобы увещевали свой народ, когда вернутся к ним...?(Коран, 9: 122).То, чем обретается такое увещевание и устрашение, ? это и есть тот самый фикх, без /всяких/ ответвлений, /касающихся/ развода, отпуска /рабов/ на волю, /порядка/ клятвенных заверений, купля-продажа товара, не имеющегося в наличии, и аренды(иджары). Поэтому-то посредством этого и не добиться увещевания и устрашения, напротив, полное посвящение себя /изучению мелких деталей фикха/ ожесточает сердце и освобождает его от страха /перед наказанием в Аду/, как мы видим теперь то в /людях,/ целиком предающихся этому занятию.

Всевышний Аллах говорит: ?У них сердца, которыми они не понимают?(Коран 7:179).Имел Он этим в виду смысл веры, а не знание фатв. Поистине, фикх и понимание в /арабском/ языке ? слова с одним значением. Дело только в обычае употребления данного понятия в старину и ныне. Всевышний говорит: ?Ведь вы страшнее в их душах, чем Аллах. Это ? за то, что они ? народ, который не разумеет?(Коран 59:13). Бог отнес малость их страха перед Собой и то, что они столь большое значение придают мощи созданий Его, к малости их понимания (фикха). Посмотри же, было ли это вследствие несоблюдения различных выводов из фатв или же это следствие отсутствия того, что мы упомянули выше из знаний.

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал тем, что прибыли к нему /от арабских племен, принявших ислам/: ?Ученые, мудрецы и факихи /чуть не сравнялись с пророками/?.[VIII]

Са?да ибн Ибрахима аз-Зухри, да смилуется над ним, Аллах, спросили: ?Кто из жителей Медины наиболее сведущ в фикхе?? Он ответил: ?Те, что наиболее страшатся Всевышнего Аллаха?. Он, таким образом, словно указывал на плоды фикха. Богобоязненность ? это плод потаенного знания, а не фатв и постановлений.

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: ?Не напомнить ли мне вам касательно факиха, /лучшего/ всякого факиха??[IX]

/Люди, слушавшие его/, ответили: ?Да, конечно?. Он сказал: ?/Это тот,/ кто не вселял в людей отчаяние в милости Аллаха, кто не обнадеживает людей от ухищрений Аллаха, кто не отнимал у них надежды в /благость/ Духа Господнего и не оставлял Корана, желая чего-то другого?. Анас ибн Малик, когда передавал высказывание Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует: ?Поистине, сидеть вместе с людьми, что поминают Всевышнего Аллаха от зари до восхода солнца, любезнее для меня, нежели отпустить на волю четверых рабов?[X] ,

сказал: ?Повернулся я к Зайду ар-Ракаши и Зийаду ан-Намири и сказал: ?Разве были собрания памятования (зикр) /Аллаха/ словно эти ваши собраниям, /на которых/ один из вас обращал увещевание свое к друзьям своим и пересказывал хадис. Мы же сидели, памятуя веру, размышляя о Коране, усваивали знания о религии и считали благость Аллаха, /ниспосланную/ нам, фикхом (способностью понимания

Он /Анас ибн Малик/ назвал размышление о Коране /, равно как/ и счел благоденствие, фикхом. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует: ?Не поймет раб [Божий] фикх полностью, пока не возненавидит людей во имя Самого Аллаха и пока не увидит у Корана многие стороны?

Предавали также со ссылкой на Абу ад-Дарда? /продолжение этого хадиса/ Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует: ?Затем обратится он к душе своей и возненавидит ее еще больше?. Фаркад /ибн Йа?куб/ ас-Санджи спросил о чем-то ал-Хасана аль-Басри и тот ответил ему. Тогда сказал /Фаркад ас-Санджи/: ?А факихи не согласны с тобой?. И ал-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, сказал: ?Потеряла тебя навсегда матушка твоя, Фаркадка! Разве ты видел своими глазами /настоящего/ факиха? Ведь факих ? это тот, кто неприхотлив в мире этом (аскет), старается ради будущей жизни на том свете, проницателен и сведущ в религии своей, неустанно молится Господу своему, богобоязнен, удерживает душу свою /тяги/ к имуществу мусульман, неповинен в /присвоении/ достояния их и добрый советчик обществу их?. И ведь не сказал /ал-Хасан/ среди всего этого: ?Назубок знающий подробности фатв?. Я не говорю, что наименование фикха не было тогда применимым к фатвам касательно общеупотребительных постановлений (правовых решений), однако было /лишь/ путем общеобязательности и всеохватности /фатв/ или же путем присоединения /знания фатв/ в дополнение /к знаниям о будущей жизни/. И /факихи в старину/ больше стремились к познанию будущей жизни на том свете. И, поистине, от этого обособления /знания фатв/ возникает обман, побуждающий людей посвящать себя исключительному занятию этим /фатвами/ и отказаться от науки о будущей жизни на том свете и установлениях сердец. Они нашли в этом пособника в /несовершенной человеческой/ природе. Ведь, поистине, знание сокрытого (потаенного) неясно, свершать благие поступки согласно ему трудно и осуществление через /такое знание/ желания власти, судейства, высокого положения и богатства сложно. И тогда шайтан (дьявол) отыскал место для приукрашивания этого в сердцах через ограничение /содержания/ наименования ?аль-фикх?, которое /само по себе является/ наименованием достославным в /религиозном/ Законе.


[VIII] Хадис ?Ученые, мудрецы и факихи /чуть не сравнялись с пророками/? привели Абу На?им в ?Аль-Хилийа?, аль-Байхаки в ?Аз-Зухд? и аль-Хатыб в ?Ат-Тарихе? от Сувайда ибн аль-Хариса со слабым изводом (иснадом).

[Ix] Хадис ?Не напомнить ли мне вам касательно факиха, /лучшего/всякого факиха?? и т. д. приведен Абу Бакром ибн Лал в ?Макарим аль-ахлак?, Абу Бакром ибн ас-Сунни и Ибн ?Абд аль-Бирром от ?Али /ибн Аби Талиба/, а Ибн ?бд аль-Бирр отметил, что большинство /мухаддисов/ приводят этот хадис от ?Али ибн Аби Талиба.

[X] Хадис ?Поистине, сидеть вместе с людьми, что поминают Всевышнего Аллаха от зари до восхода солнца?? привел Абу Дауд от Анаса /ибн Малика/ с хорошим изводом (иснадом).
Хадис ?Не поймет раб Божий фикх полностью, пока не возненавидит людей во имя Самого Аллаха?? привел Ибн ?Абд аль-Бирр от Шаддада ибн Ауса и добавил, что этот хадис не может считаться как хадис марфу?.



 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |  


Новое на сайте


Имам аль-Газали. Письмо к сыну

Виртуальные технологии "неисламского суфизма"



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2012 SUFIZM.RU. All right reserved. Дизайн: Эркен Кагаров kagarov@imadesign.ru
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru