Rambler's Top100
История Суфизма
Цель и путь Суфия
Пророк и шейхи
Шейх и ученик
Путь постижения Бога
О чудесах
Суфизм и наука
Суфизм в России
Библиотека
Изречения Мудрых
Гостевая книга
Карта сайта
О проекте
Главная

 Подписаться на новости



О том, что простые верующие считают достославными науками


Четвертое название ? памятование (зикр) и напоминание (тазкир)


Всевышний Аллах говорит:

?Напоминай, ведь напоминание помогает верующим!? (Коран 51: 55).О похвальности собраний для памятования (зикр) [3]

/Аллаха/ говорят многочисленные хадисы, такие, как это высказывание Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует: ?Если будете проходить мимо райских садов, то паситесь /там/? . Его спросили: ?Что это /на земле/ райские сады?? Он ответил: ?Собрания памятования (зикр) /Аллаха/?. В /другом/ хадисе говорится: ?Поистине, у Аллаха есть ангелы, путешествующие по миру, исключая ангелов людей [4]

которые, если увидят собрания памятования (зикра) Аллаха, то кричат друг другу: ?Направимся к устремлению своему!?, приходят к [участникам собрания/, окружают их и слушают. Так что памятуйте Аллаха и напоминайте самим себе /о Нем/!?[XIV]\

Это превратилось ныне в то, что ты видишь, в большинстве проповедников нашего времени, которые усердствуют в том, и это ? рассказы, стихи, /экстатические/ речения (шатх) в состоянии наития и /другие/ безудержно распространяющиеся бедствия (таммат). Что же до рассказов ,[5]

то это вредное нововведение (бид?а) /в религии/. Сохранился запрет первых /мусульман/ сидеть и слушать рассказчиков (куссасов). Они говорили: ?Этого не было во времена Посланника Аллаха, Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, ни во времена /халифов/ Абу Бакра ас-Сиддика и ?Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен ими Аллах! Потом явилась смута (фитна)и[6]

появились рассказчики-куссас?[XV] .

Передают, что Ибн ?Умар /ибн аль-Хаттаб/, да будет Аллах доволен ими обоими, вышел /однажды/ из мечети и сказал: ?Ничто не заставило меня выйти, кроме рассказчика. Если бы не он, я бы не вышел оттуда?. /Муфтий Сирии/ Дамра /ибн Раби?а ар_Рамли Абу а?Абд ар-Рахман/ сообщил: ?Я спросил Суфйана ас-Саури: ?Примем ли рассказчика, обратив к нему свои лица /для слушания/?? Он в ответ сказал: ?Обратите спинами свои к вредным нововведениям (бид?а)!?? Ибн ?Аун поведал: ?Как-то я вошел к Ибн Сирину и он спросил: ?Что нового было сегодня?? Я сказал: ?Аль-Амир запретил рассказчикам-куссас рассказывать?. Тогда он молвил: ?Он преуспел в правильном деле??. Однажды /ученый Сулейман ибн Махран/ ал-А?маш зашел в соборную мечеть Басры и увидел рассказчика-касса, ведущего свой рассказ и говорящего: ?Рассказывал мне ал-А?маш...?. Тогда аль-А?маш стал в середину круга /слушающих/ и стал выщипать волосы из своей подмышки. Тут рассказчик сказал: ?О, шейх, и не стыдно тебе?? Он сказал: ?За что? Я /следую/ Сунне /Пророка Мухаммада/, а ты /пребываешь/ во лжи. Я ал-А?маш и я не рассказывал /этого/ тебе?. Ахмад ибн Ханбал сказал: ?Наиболее лживы рассказчики-куссас и попрошайки?.

?Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, изгнал рассказчиков-куссас из соборной мечети Басры. Когда же он услышал речи ал-Хасана ал-Басри, то не прогнал его, ибо /аль-Хасан/ говорил про знание о будущей жизни на том свете, о размышлениях о смерти, предупреждал о пороках человеческой души, опасностях, что губят поступки людей, кознях шайтана и способе уберечься от них, напоминал о благодеяниях и милостях Господних и нерадивости раба Божьего в деле благодарения /Господа своего/ и разъяснял о низменной природе земного мира, указывая на его пороки, его бренность и недолговечность, и /равным образом, как и на/ опасность /Ада/ на том свете и ужасы его. Вот это и является достохвальным напоминанием (тазкир), одобряемым шари?атом (Законом). О побуждении к этому говорится в переданном Абу Зарром, да будет доволен им Аллах, хадисе Пророка Мухаммада, который сказал: ?Присутствие на собрании памятования (зикр) /Господа/ лучше молитвы в тысячу рака?атов. Присутствие на ученом собрании лучше посещения тысячи больных. Присутствие на ученом собрании лучше присутствия на тысяче похоронах?. Его спросили: ?О, Посланнник Аллаха, лучше и чтения Корана?? Он ответил: ?Приносит ли чтение Корана пользу без знания??[XVI]

/Абу Мухаммад/ ?Ата? /ибн Абу Раббах/, да смилуется над ним Аллах, сказал: ?Собрание для памятования (зикра) /Аллаха/ искупает /грех посещения/ семидесяти собраний для развлечений?. Любители приукрашивать /рассказы/ избрали эти хадисы как довод для очищения своих душ и перенесли понятие ?напоминание? (тазкир) на свои измышления. Они сошли с пути достохвального памятования (зикра) и занялись россказнями, к которым примешиваются противоречия, где есть добавления и выпадения мест. /Эти россказни/ отклоняются от рассказов, приводимых в Коране, и добавляют к ним /много вымышленного/. /Есть такие/ рассказы, слушать которые полезно, и есть/ такие, которые слушать вредно, хотя они и правдивы. Кто же откроет для себя эту дверь, для того правда смешается с ложью, а полезное с вредным. Отсюда проистекает запрет этого. Поэтому Ахмад ибн Ханбал, да смилуется над ним Аллах, сказал: ?Сколь нуждаются люди в правдивом рассказчике!?

[3]Зикр ? памятование как прославление Бога. Отправляется в индивидуальном или коллективном порядке.

[4]Ангелов, записывающих людские деяний.

[5] Имеется в виду рассказы так называемых куссас (ед. ч. касс), людей, подрабатывавших, сидя в мечетях или на базарах, пересказом сообщений о Пророке Мухаммаде и сподвижников с добавлением вымыслов и небылиц

> [6] После убийства 19 февраля 661 г. по хр. л. халифы ?Али ибн Абу Талиба в истории Арабском халифате началась длительная и кровопролитная полоса политической смуты и гражданской войны.

[XIV] Хадис ?Поистине, у Аллаха есть ангелы, путешествующие по воздуху, исключая ангелов людей?? привели аль-Бухари и Муслим (муттафикун ?алейхи) от Абу Хурайры без слов ?по воздуху?, а у ат-Тирмизи хадис приведен со словами ?путешествующие по земле?. Муслим же употребил слово ?все время движущиеся? (саййара)

[XV] Хадис ?Этого не было во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ?? привел Ибн Маджих от ?Абдаллаха ибн ?Умара ибн Хафса аль-?Умри, а тот ? от Нафи?а ибн ?Умара /аль-Хаттаба/ с хорошим изводом (иснадом). Этот хадис упомянут в первом разделе ?Книги знаний?

[XVI] Этот хадис упомянут в первом разделе ?Книги знаний?.

Перевод с арабского И.Насыров


 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |  


Новое на сайте


Имам аль-Газали. Письмо к сыну

Виртуальные технологии "неисламского суфизма"



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2012 SUFIZM.RU. All right reserved. Дизайн: Эркен Кагаров kagarov@imadesign.ru
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru