Rambler's Top100
История Суфизма
Цель и путь Суфия
Пророк и шейхи
Шейх и ученик
Путь постижения Бога
О чудесах
Суфизм и наука
Суфизм в России
Библиотека
Изречения Мудрых
Гостевая книга
Карта сайта
О проекте
Главная

 Подписаться на новости



Аль-Газали: Ихъя улюм ад-Дин/Книга сокровенных смыслов поста


Хвала Аллаху, Который почтил безмерной милостью рабов Своих, защищая их от козней и происков шайтана! Расстроил Он надежду его и разрушил мечты, сделав пост крепостью и щитом для приближенных (аулийа) к Себе и открыв им [постом] для них врата Рая, и поведал им, что средством проникновения шайтана в их сердца являются тайные страсти, и что посредством усмирения их упокоившаяся душа (нафс мутма’инна)[1] обретает несокрушимую силу для победы над своим врагом. Благословение Мухаммаду, предводителю людей, сделавшему для них Сунну (Путь к Аллаху) легкой, и роду его, и сподвижникам, обладателям проницательного и большого ума, и всем им многие приветствия!

А далее: поистине, пост (саум) – четверть веры, исходя из слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Пост – половина терпения»[I] , и: «Терпение – половина веры»[II]. Пост отличается от других столпов веры тем, что он –исключительно для Всевышнего Аллаха, ибо Аллах сказал, как поведал Пророк, что «любое благое деяние вознаграждается от 10 до 700 раз, кроме поста, ибо он – для Меня и Я за него вознаграждаю»[III].

Ведь Всевышний говорит:

«Поистине, будет дана полностью терпеливым их награда без счета!» (Коран, 39:13 (10)). А поскольку пост – половина терпения, то, следовательно, вознаграждение за него превосходит установленные его размеры за другие добрые (благие) деяния.

Для уяснения значения достоинства поста тебе достаточно того, что сказал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоуханье мускуса. Аллах говорит: “Оставил он ради Меня свои желания, питье и еду. Пост – для Меня, и Я за него вознаграждаю”»[IV].

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Есть в Раю одни врата, название коим ар-Раййан – Врата напоения, и войдут в них лишь постившиеся, что непременно встретят Аллаха в награду за пост»[V].

И он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«У постящегося – две радости: радость от разговения и радость от встречи со своим Господом»[VI].

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Всему есть врата, и пост – врата поклонения Аллаху»[VII], и: «Сон постящегося – также поклонение Аллаху»[VIII], . Поведал Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, что Пророк однажды сказал: «Когда приходит месяц Рамадан, открываются врата Рая, врата Ада закрываются, и демоны приковываются цепями. И слышен Голос: “Взыскующий добра, приди! Жаждущий зла, прочь!» [IX]

Ваки’а[2]полагал, что слова Всевышнего «“Ешьте и пейте во здравие за то, что вы совершили раньше в дни прошлые”»(69:24) относятся к их воздержанию в дни поста, так как тогда они отказывали себе в еде и питье. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приравнял воздержание от мирского к посту, и сказал: «Всевышний Аллах гордится и хвалится перед ангелами набожным юношей, говоря: “О, юноша, оставивший желания свои ради Меня и посвятивший Мне свою молодость, ты для Меня – как один из Моих ангелов”»[X].

О постящемся Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах, Велик Он и Славен, говорит: “О, ангелы! Посмотрите на Моего раба! Ради Меня не ест и не пьет он, оставил желания свои и наслаждения!”»[XI] Полагают, что слова Всевышнего «Не ведает душа, что скрыто для них из услады глаз в награду за то, что они творили» (Коран, 32:17) относятся к посту, ибо Он говорит: «Будет дана полностью терпеливым их награда без счета» (Коран, 39:10). Постящемуся воздастся сторицей, и если он даже попытается представить себе эту награду, размеры ее превзойдут все его ожидания. И так должно быть, ибо пост – ради Аллаха и во имя Аллаха, и все обряды поклонение – [исполняются] ради Аллаха, и Ка’аба чтима во славу Аллаха, и вся земля – Его. И тому две причины.

Одна из них: пост – это воздержание и отказ, и в этом нет такого действия, кое можно увидеть [глазами]. Все обряды совершаются прилюдно, а пост видит лишь Аллах, Велик Он и Славен, ибо пост – внутреннее действие, совершаемое одним лишь терпением.

Вторая [причина]: пост – победа над врагом Аллаха, Велик Он и Славен, ибо орудие шайтана, проклятого Аллахом, – плотские страсти, которые усиливаются от еды и питья. Поэтому Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Шайтан подбирается к сыну Адама кровеносными путями. Сузьте его пути голодом»[XII] . И поэтому он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ‘Айше, да будет доволен ею Аллах: «Беспрерывно стучись во врата Рая». «Чем?» – спросила ‘Аиша. «Голодом» [XIII],– ответил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует! О достоинстве и пользе голода будет сказано подробно в Четверти «Губящие», в «Книге о вреде пищи и исцелении от него».

Из-за того, что пост в особенности является одолением шайтана, преградой его козням и сужением его путей [к человеку], его преимущество в том, что он предназначен исключительно для Аллаха. В одолении врага Аллаха – помощь Аллаху, Преславен Он, и помогший Аллаху и сам получит от Него помощь. Всевышний Аллах говорит: «Если поможете Аллаху, поможет Он вам и укрепит ваши стопы» (Коран, 47:8 (7)). Начало всему – усердие раба, награда же за это от Аллаха – ведение праведным путем. Поэтому Всевышний говорит: «А тех, которые усердствовали за Нас, – Мы поведем их по Нашим путям» (Коран, 29:69), а также: «Поистине Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними» (Коран, 13:12 (11)). А изменение – от избытка страстей, которые есть пастбища и угодья, на коих и пасутся дьяволы (шайтаны), и доколе на тех пастбищах и угодьях полно травы, они не оставляют их, а доколе не оставляют – не открывается рабу величие Аллаха, Преславен Он, и он не допускается для встречи с Ним. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сыны Адама (люди) давно обратили бы взоры на царство небес, если бы шайтаны не кружили вокруг их сердец»[XIV] . Поэтому стал пост вратами поклонения Аллаху и щитом [от Его врагов].

И поскольку его значимость обрела такую высокую степень, то следует разъяснить внешние и внутренние его условия, изложив устои, правила и внутренние условия [поста]. Разъясним это в трех разделах.


[1] «О ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство!» (Коран, 89:28-29).

[2] Ваки‘а ибн аль-Джаррах ибн Суфйан (ум. в 809 г. по хр. л.) – видный ученый раннего ислама, надежный передатчик хадисов



[I ] Хадис «Пост – половина терпения» приводят ат-Тирмизи от человека племени Бану Салим и Ибн Маджих от Абу Хурайры.


[II] Хадис «Терпение – половина веры» приводят Абу На‘им в «Аль-хилйа» и Аль-Хатыб в «Ат-Тарих» от Ибн Мас‘уда с хорошим иснадом (изводом).

[III] Хадис «Любое благое деяние вознаграждается от 10 до 700 раз, кроме поста, ибо он – для Меня…» приводят аль-Бухари и Муслим от Абу Хурайры.

[IV] Хадис «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, запах изо рта постящегося…» приводят аль-Бухари и Муслим.

[V] Хадис «Есть в Раю одни врата…» приводят аль-Бухари и Муслим от Сахля ибн Са‘да.

[VI] Хадис « У постящегося – две радости…» приводят аль-Бухари и Муслим от Абу Хурайры.

[VII] Хадис «Всему есть врата, и пост – врата поклонения Аллаху» приводят Ибн аль-Мубарак и вслед за ним Абу аш-Шайх в «Ас-Саваб» от Абу ад-Дарда’и со слабым иснадом (изводом).

[VIII] Хадис «Сон постящегося – также поклонение Аллаху» приводит Абу Мансур алд-Дильми в «Муснад аль-Фирдоус» от ‘Абдаллаха ибн Аби Ауфа.

[IX] Хадис «Когда приходит месяц Рамадан, открываются врата Рая…» приводят ат-Тирмизи, Ибн Маджих и аль-Хаким от Абу Хурайры.

[X] Хадис «Всевышний Аллах гордится и хвалится перед ангелами набожным юношей..» приводит ‘Ади от Ибн Мас‘уда.

[XI] Я (аль-Хафиз аль-‘Ираки) не обнаружил источник цитирования хадиса «Аллах говорит: “О ангелы! Посмотрите на Моего раба…”».

[XII]Хадис «Шайтан подбирается к сыну Адама кровеносными путями…» приводят аль-Бухари и Муслим от Сафии (жены Пророка).

[XIII] Я (аль-Хафиз аль-‘Ираки) не обнаружил источник цитирования хадиса «Беспрерывно стучись во врата Рая…».

[XIV] Хадис «Сыны Адама давно бы обратили взоры на царство небес…» приводит Ахмад ибн Ханбал от Абу Хурайры.


 | 1 | 2 | 3 | 4 |  


Новое на сайте


Имам аль-Газали. Письмо к сыну

Виртуальные технологии "неисламского суфизма"



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2012 SUFIZM.RU. All right reserved. Дизайн: Эркен Кагаров kagarov@imadesign.ru
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru