Rambler's Top100
История Суфизма
Цель и путь Суфия
Пророк и шейхи
Шейх и ученик
Путь постижения Бога
О чудесах
Суфизм и наука
Суфизм в России
Библиотека
Изречения Мудрых
Гостевая книга
Карта сайта
О проекте
Главная

 Подписаться на новости



Аль-Газали: Ихъя улюм ад-Дин/Книга сокровенных смыслов поста


Условие первое: Наблюдение [для установления] начала месяца Рамадан[3]. Это [устанавливается] посредством видения воочию полумесяца, а если его скроют тучи, то с помощью отсчета тридцати дней от начала месяца Ша‘бан. Под видением воочию мы подразумеваем [достоверное] знание, и оно обретается со слов одного беспристрастного [свидетеля]. А появление полумесяца в месяце Шавваль [4] удостоверяется двумя беспристрастными свидетелями во избежание ущерба для поклонения [Богу]. И кто выслушал беспристрастного, правдивость которого развеяла сомнения, и доверился ему, тому надлежит [начинать соблюдать] пост, даже если судья еще не вынес подобного решения. И пусть каждый раб Божий в поклонении Всевышнему следует тому суждению, которое считает правильным. А если месяц виден в одном селении и не виден в другом, а между ними – менее двух переходов, поститься надо всем [в обоих селениях], а если [расстояние между ними] больше [этого], то для каждого селения принимается отдельное установление, и обязательное [предписание] не нарушается.

Условие второе: Намерение (нийа[т]) [соблюдать пост].
Для каждой ночи Рамадана – свое намерение, еженощное, определенное и категоричное. Поститься с одним намерением в течение всего Рамадана не годится, вот что мы имели в виду, говоря, что для каждой ночи – свое намерение. Если [верующий] принял намерение [поститься] днем [после рассвета], то ни пост месяца Рамадан, ни обязательный пост (саум фард)[5] не засчитываются, а засчитывается только добровольный пост (саум татавву‘), вот что мы имели в виду, говоря о еженощном намерении. Если же принято неопределенное намерение безусловно [соблюдать] пост, то есть, [соблюдать] безусловно обязательное предписание, пост не засчитывается, пока не принято намерение соблюсти предписание Аллаха, Велик Он и Славен, – [соблюдать] пост в месяц Рамадан. Пусть даже [верующий] примет намерение в ночь сомнения, [то есть, 30-го месяца Ша‘бан], поститься на следующий день, [говоря]: «Если он [этот день] будет из числа дней Рамадана», то пост его не засчитывается, поскольку [намерение] не столь категорично [твердо]. [Пост может быть засчитан], если только его намерение подкрепляется словами беспристрастного свидетеля [появления полумесяца], при этом вероятность ошибки беспристрастного или его обмана не устраняет категоричности [намерения]. Пост с таким намерением может быть засчитан также, если оно опирается на принцип неизменности состояния, как, например сомнение в последнюю ночь Рамадана, которое также не отменяет категоричности [намерения]. Действительно также намерение, принятое путем вынесения собственного суждения (иджтихад), как, например, намерение запертого [человека] в погребе поститься в Рамадан, основанное на предположении о наступлении месяца Рамадан. И его сомнение не может послужить препятствием для принятия намерения [поститься]. Притом что бы [верующий] ни думал в ночь сомнения (30-го числа месяца Ша‘бан), от категоричности намерения, высказанного языком, мало пользы, ибо место[нахождение] намерения – сердце, и нельзя представить в нем твердое намерение вместе с сомнением, как если бы он сказал в середине Рамадана: «Завтра буду поститься, если [следующий день] из числа дней Рамадана». От таких слов ему не будет вреда, ибо это – высказанная неуверенность, а в место[нахождении] намерения нельзя представить наличие сомнения, напротив, он [верующий] твердо уверен, что [этот день] – из [числа дней] месяца Рамадан. Если кто примет намерение [поститься на следующий день], а затем употребит пищу, то его намерение не становится недействительным. Если женщина, у которой месячные, примет намерение [поститься], а затем совершит религиозное очищение (тахара) до наступления рассвета, то ее пост будет действительным.

Условие третье: Ничего не принимать внутрь с умыслом, помня о посте. Его пост нарушается от употребления пищи, воды, нюханья лекарства или клизмы, но не нарушается, если выпускать кровь, сурьмить глаза, прочищать уши, а также уретру, только чтобы никакая капля не попала в мочевой пузырь. Если [он] случайно глотнул дорожной пыли, или ему внутрь попала муха или немного влаги при полоскании рта, то пост не считается прерванным, – если только он не переусердствует при полоскании рта, потому что [в этом случае] он допускает небрежность, а это то, что мы подразумевали, говоря: «С умыслом». А словами «помня о посте» мы желаем исключить случай рассеянности, хотя пост [человека, съевшего или выпившего воду по рассеянности] не прерывается. Что касается того, кто поест с умыслом перед рассветом или перед закатом, [полагая, что еще ночь, или что солнце уже зашло], и вдруг откроется ему, что на самом-то деле он ел днем, то ему следует возместить пост (аль-када’) [этого дня] в другое время. А если он останется при своем мнении, решив, что поступает правильно, то ему не нужно возмещать пост [этого дня] в другое время. Принимать пищу перед рассветом и в сумерках следует лишь полагаясь на собственное разумение и суждение (иджтихад).

Условие четвертое: Воздержание от соития (совокупления).
Факт соития определяется проникновением головки полового члена в женский орган. Если [верующий] совершает такое действие по забывчивости, то не прерывает пост. И тот, кто совершил совокупление ночью, или испытал поллюции и проснулся оскверненным, не прерывает поста. И тот, кого рассвет застанет с женой, и он тут же оставит ее, может продолжать поститься, а если не оставит, надлежит ему совершить искупление (аль-каффара).

Условие пятое: Воздержание от испускания семени, коим является его испускание умышленно путем соития или без него, ибо в этом случае пост прерывается.

В случае целования жены и возлежания с ней пост не прерывается, если только не произошло семяизвержение. Действо такое само по себе порицаемо, если только [верующий] не старик или является тем, кто в состоянии сдержать свою страсть. В поцелуях нет ничего плохого, но лучше воздержаться. А если, целуя ее, он боится, что испустит семя, и все равно целует, после чего испускает семя, то его пост прерывается из-за допущенной им небрежности.

Условие шестое: Воздержание от преднамеренного вызывания рвоты.
В опустошении чрева – нарушение поста, а если такое случается с ним неожиданно, то пост его не прерывыается. Если он проглотит мокроту с глотки или из легких, то пост его не прерывается в виде снисхождения из-за того, что это случается со всеми. Только нельзя глотать мокроту, уже поступившую в рот, [и которую он в состоянии выплюнуть], так как это прерывает пост.

Требований при прерывании поста – четыре: возмещение поста в другое время (аль-када’), возмещение искуплением (аль-каффара), возмещение пожертвованием (аль-фидйа), воздержание от яств в течение оставшейся части дня по примеру постящихся.

Требование возмещения поста (аль-када’) налагается на всех мусульман, которые обязаны соблюдать пост, и прервавших пост по уважительным или неуважительным причинам. Женщина, у которой месячные, должна возместить пост [тех дней Рамадана, в которые она не соблюдала его], также его должен возместить отступившийся от веры (муртадд). Требование возмещения не возлагается на неверного (кафира), малолетнего и психически больного. Непрерывность в возмещении [пропущенных дней поста] месяца Рамадан необязательна, можно и в разбивку поститься положенное число дней.

Искупление (аль-каффара) налагается только за грех совокупления. Что касается семяизвержения, употребления пищи и жидкости, то они искупления не требуют. Искуплением считается: освобождение одной рабыни или в случае невозможности выполнения этого, соблюдение поста в течение двух месяцев подряд, или, в случае физической невозможности, накормление шестидесяти бедняков пищей размером вмудд[6]каждому. Воздерживаться от пищи в течение оставшейся части дня надлежит каждому, кто прервал пост греховно или по небрежности. В течение оставшейся части дня не воздерживаются [от пищи и воды] женщина, у которой месячные, если она очистилась днем, и путешественник, если он прибыл [к пункту назначения], употребив [днем] пищу, из поездки в два перехода. Воздерживаться надо, если хотя бы один богобоязненный подтвердил появление молодого месяца в ночь сомнения [30-го числа месяца Ша‘бан]. Соблюдать пост в поездке лучше, чем не соблюдать, если только ему невмоготу. Он не прерывает пост в день отъезда [из местности], где он проживал в начале [месяца поста]. После приезда ему, конечно, лучше не есть [до захода солнца], если прибыл постящимся.

Пожертвования (аль-фидйа) делают беременная женщина и кормящая мать, что принимали пищу, дорожа здоровьем младенцев. За каждый пропущенный день – мера (мудд) пшеницы в пользу бедных наряду с возмещением (аль-када’) прерванного поста. Меру пшеницы за каждый пропущенный день жертвует и престарелый.

Соблюдаемых правил (Сунна), унаследованных от Пророка, – шесть. Откладывание на более позднее время предрассветного приема пищи (сухур); немедленное приступание к разговению (футур) с вкушением фиников или выпиванием воды перед [вечерней обязательной] молитвой (салят аль-магриб); отказ от использования зубочистки (мисвака) после полудня; проявление щедрости в Рамадан, о достоинствах которой было упомянуто в «Книге [сокровенных смыслов] закята»; изучение Корана и обучение ему; уединение (и‘тикаф) в мечети, особенно в последние десять дней месяца [Рамадан].

Таков был обычай Посланника Аллаха, да благословит его Он и приветствует! «Как подходила последняя треть месяца, свертывал он постель, затягивал пояс и усердно молился, побуждая к этому своих близких»[XV] . То есть, все они проявляли рвение в служении Аллаху, ибо на эти дни, вероятнее всего – нечетные, на 21-й, 23-й, 25-й или 27-й день месяца Рамадан, приходится Лайлат аль-кадр (Ночь Могущества).

Непрерывность уединения (и‘тикаф) [в мечети в последние десять дней Рамадана] желательна. Кто дал обет непрерывного уединения или принял такое намерение, нарушит уединение, если покинет мечеть без острой необходимости, например, ради посещения больного, явки в суд в качестве свидетеля, присутствия на похоронах или обновления ритуальной частоты. Можно выйти из мечети для отправления естественных надобностей, тогда непрерывность уединения не нарушится, и при этом ему можно совершить омовение дома. Отвлекаться на посторонние заботы нежелательно. «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выходил только по естественной надобности и даже о больных расспрашивал одних лишь прохожих»[XVI].

Непрерывность [уединения в мечети] нарушается совокуплением [дома] и не нарушается поцелуями. В мечети можно пользоваться благовониями, заключать браки, есть, спать и мыть руки в тазу для умывания. Во всем этом [верующий] нуждается для осуществления непрерывности уединения. Непрерывность не нарушается, если соблюдающий уединение выставит наружу какую-нибудь часть тела. Пророк, находясь в уединении в мечети, опускал голову и ‘Аиша причесывала его, находясь в [соседней] комнате[XVII].

Сколько бы раз соблюдающий уединение ни выходил из мечети для отправления естественных надобностей, [по возвращении] ему следует заново принять намерение [на уединение], если только он в начале не принял намерение совершить уединение в течение 10 дней подряд. Несмотря на это, лучше всего заново принять намерение.


[3] Рамадан – 9-й месяц лунного календаря, месяц поста. Ша‘бан – 8-й месяц лунного календаря.

[4] Шавваль – 10-й месяц лунного календаря.

[5] Саум фард («обязательный пост») – возмещение поста в другое время (аль-када’), или пост во имя исполнения обета.

[6] Мудд – мера сыпучих тел, равен одному манну без одной трети. Манн – мера веса, равная двум ратлям. Ратль – мера веса, равная 449, 28 граммам.


[XV] Хадис «Когда подходила последняя треть месяца, свертывал он постель…» приводят аль-Бухари и Муслим от ‘Аиши.

[XVI] Хадис «Пророк выходил только по естественной надобности и даже о больных расспрашивал одних лишь прохожих» приводят аль-Бухари и Муслим от ‘Аиши.

[XVII] Хадис «Пророк, находясь в уединении в мечети…» приводят аль-Бухари и Муслим от ‘Аиши


 | 1 | 2 | 3 | 4 |  


Новое на сайте


Имам аль-Газали. Письмо к сыну

Виртуальные технологии "неисламского суфизма"



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2012 SUFIZM.RU. All right reserved. Дизайн: Эркен Кагаров kagarov@imadesign.ru
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru