Суфизм.Ру

Аль-Газали: Ихъя улюм ад-Дин/Книга сокровенных смыслов поста


Знай, что у поста – три степени: пост простых верующих (саум аль-‘умум), пост избранных (саум аль-хусус) и пост особо избранных (саум хусус аль-хусус).

Что касается поста простых верующих, то это воздержание от еды и соития, от плотских страстей, как было разъяснено выше. Пост избранных [состоит, помимо этого], в удержании глаз, ушей, языка, рук, ног и других органов от греха. Особо избранные, соблюдая пост, отрешают сердце от мирской суеты и бренных мыслей, обращая все помыслы только к Аллаху, Велик Он и Славен! Пост этих людей нарушается при мысли о чем-то другом, кроме Аллаха и Судного дня, и при мысли о мирском, кроме только мысли о том из земного мира, что служит для религии [средством поклонения], так как оно из припаса [для пути к блаженству] того света. Потому говорят обладатели освещенных [божественным Светом] сердец: «Кто будет обеспокоен в течение дня мыслью о том, чем разговеться, тому будет записано прегрешение из-за маловерия в милость Аллаха, Велик Он и Славен, посылающего ему обещанное пропитание». Это – степень пророков, правдивейших (сиддикун) и приближенных к Богу, и лучше не описывать его, а прямо изложить суть. Их пост – посвящение всего себя Аллаху и уход от всего, что кроме Него, согласно словам Всевышнего: «Скажи: “Аллах!” Потом оставь их забавляться в их пустых разговорах» (Коран, 6:91).

А пост избранных – это пост праведных, которые оберегают тела от прегрешений. А полнота поста достигается совершением шести дел.
Первое. Удержание себя от праздного любопытства и отведение взора от всего порицаемого и от всего того, что занимает сердце и отвлекает от поминания Аллаха, ибо сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Взгляд – одна из отравленных стрел шайтана, проклятого Аллахом, и тому, кто опустит глаза свои в страхе перед Аллахом, Могучим и Славным, дарует Он веру, сладость которой он ощутит в своем сердце»[XVIII] . А Джабир, со слов Анаса ибн Малика, поведал о том, что Посланник Аллаха, да благословит Он его и приветствует, сказал: «Пятью действиями нарушается пост: ложью, злословием, сплетнями, клятвопреступлением и сладострастным взглядом»[XIX].

Второе. Удерживание своего языка от болтовни, лжи, злословия, сплетен, грубости, брани и раздоров и соблюдение молчания, поминание Всеславного Аллаха и чтение Корана. Таков пост языка. Как сказал Суфйан [ас-Саури]: «Злословие нарушает пост». Это его изречение привел Бишр ибн аль-Харис. А Муджахид, по словам Лейса, сказал: «Два действа нарушают пост: злословие и ложь».

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пост – щит, и если один из вас постится, то пусть не злословит и не грубит. А если кто будет бранить его либо подвергать нападкам, то пусть скажет: “Я – постящийся! Я – постящийся!”»[XX] Сообщается, что две женщины во времена Посланника Аллаха, да благословит Он его и приветствует, соблюдали пост и к концу дня до того изнурились, что едва не расстались с жизнью. И тогда послали они человека к Посланнику Аллаха, да благословит Он его и приветствует, за разрешением прервать пост.

Посланник Аллаха послал им чашу, велев посланцу: «Скажи [им]: “Пусть каждая из вас исторгнет в нее съеденное”». И пошла у одной кровь с большими кусками мяса, и у другой тоже, пока не наполнился сосуд, и удивились тому люди, а Пророк сказал: «Эти две соблюдали пост, воздерживаясь от дозволенного Аллахом и нарушали пост, совершая запретное, они сходились и злословили, обсуждая людей и исторгнутое ими есть плоть этих людей»[XXI].

Третье. Оберегание слуха от всего порицаемого, ибо все что запрещено говорить – запрещено слушать. Поэтому Аллах приравнял слушающего ложь к тому, кто вкушает запретное. Всевышний Аллах говорит: «Они постоянно слушают ложь, пожирают запретное» (Коран, 5:46 (42)).

Всевышний также говорит:

«Что бы их раввинам и книжникам удержать их от их греховных речей и пожирания ими незаконного…» (Коран, 5:68 (63)). И молчаливо соглашаться со злословящим – грех.

Всевышний говорит:

«Ведь тогда вы подобны им» (Коран, 4:139 (140)).

И поэтому Пророк говорил:

«Злословящий и слушающий – соучастники в грехе».[XXII]

Четвертое. Оберегание остальных частей тела от грехов: ног и рук от порицаемого и чрева от сомнительного при разговении. Нет смысла в посте, если воздерживаться от разрешенного (халяль), а затем разговляться запретным (харамом). Такой постящийся подобен тому, кто строя дворец разрушает город. Дозволенная пища вредит не сама по себе, а своим обилием. Пост требует умеренности в еде. Избегающий обилия лекарств из опасения причинить себе вред, глуп, если вместо того примет какую-нибудь отраву. Запретное (харам) – яд, убивающий веру, а разрешенное (халяль) – лекарство, полезное в малом количестве и приносящее вред избытком, цель поста – умеренность в дозволенном.

Пророк сказал:

«Сколько таких постящихся, которые, соблюдая пост, испытывают лишь голод и жажду!»».[XXIII]

Одни говорят, что это те, кто нарушает пост, вкусив запретного, другие говорят, что это те, кто воздерживается без нужды от разрешенной пищи и злословит, что само по себе грех, третьи говорят, что это те, кто не оберегает свою плоть от греха.

Пятое. Умеренность в потреблении разрешенной пищи при разговении, не набивая чрева своего, ибо для Аллаха, Велик Он и Славен, нет ничего ненавистнее чрева, переполненного разрешенным (халяль). Какую пользу принесет пост, от которого – гибель врагу Аллаха и обуздание страстей, если с лихвой восполнять, что не доел он днем, при наступлении темноты, может быть, даже дополняя это различными яствами? Установился даже такой обычай: делают запасы и потребляют в Рамадан больше, чем в иные месяцы. Ведь известно, что пост требует умеренности и обуздания страстей, дабы укрепить благочестием душу. А если терпеть от рассвета до заката, разжигая желания, а потом наброситься на изысканные яства и насытиться, только увеличит он удовольствие от пищи и укрепит плоть свою, и тогда возрастут вожделения, что спали бы, если бы он оставил свое чрево в привычных ее потребностях. Дух же и тайна поста – в усмирении сил, коими пользуется шайтан, устремляя тебя к злу. А того усмирения не добиться иначе, как умеренностью, то есть вкушать не больше того, что обычно вкушает вечером, если [верующий] не соблюдает пост[7].А если соединить то, что он ест в обычные дни, с тем, что он кушает в вечернее время, от того поста не будет пользы.

Напротив, принято также [во время поста] не спать подолгу днем, дабы от голода и жажды постящийся ощутил слабость, и тогда наполнится чистотой его сердце и легче будет ему совершать добровольные ночные молитвы (салят ат-таджаххуд), и тогда, может быть, шайтан перестанет наущать его сердце, кое обратится своим взором к небесному царству (Малакут ас-сама’). Это царство приоткрывается в Лайлат аль-кадр (Ночь Могущества), о чем слова Всевышнего: «Поистине, Мы ниспослали его в ночь могущества» (Коран, 97:1). А тот, у кого сердце заслонено едой, между ним и царством небесным – завеса. И той преграды не снять одним лишь пустым чревом, а надо отречься от всего, что кроме Аллаха. В этом все дело. А начало всему – умеренность в еде, о чем будет сказано подробнее в «Книге о пище», если позволит Аллах, Велик Он и Славен!

Шестое. Пусть сердце его по разговении трепещет между страхом и надеждой, ибо не знает он, принят ли его пост – ведь тогда он будет из числа приближенных к Аллаху, или не принят – и тогда он будет из числа отвергнутых [Им]. И так надлежит чувствовать себя после каждого акта (вида) поклонения. Рассказывают, что аль-Хасан аль-Басри, встретив однажды неких смеющихся и предающихся забавам [людей], сказал им: «Аллах, Велик Он и Славен, превратил месяц Рамадан в ристалище, на котором люди состязаются в послушании Ему, и пришедшие первыми радуются, а отставшие – огорчены. И весьма удивительно видеть предающихся забавам в день, когда преуспевшие – в радости, а отставшие – в скорби. Клянусь Аллахом, если бы суть дела раскрылась, то творящий благое остался бы занят благим, а творящий зло – со своим злом, то есть радость обласканного заняла бы его от забав, а печаль отвергнутого закрыла бы пред ним врата смеха».

А про Ахнафа ибн Кайса такое речение:

«Сказали ему: “Ты – старец, и от поста тебе хуже”. Он ответил: “Я готовлюсь к долгому странствию, – ответил он, – и легче мне претерпеть от послушания Аллаху, Преславен Он, чем от наказания Его”».

Таковы сокровенные смыслы поста.

А если ты спросишь: «Если кто-то ограничится воздержанием чрева и плоти, пренебрегая этими сокровенными смыслами поста, а фукаха’ (ученые-правоведы) сказали, что пост его правилен, то тогда в чем же его [сокровенный] смысл?», то знай, что знатоки-правоведы подкрепляют внешние условия поста доводами более слабыми, чем те доводы, что приведены нами касательно сокрытых (внутренних) условий [поста], в особенности, о злословии и прочие, но нет у знатоков внешнего иного знания об обязанностях, кроме того, что облегчает всем небрежущим [тем светом], приверженным земному миру, нести бремя обязанности [соблюдения поста]. Благочестивые же ученые, помышляющие о том свете, полагают, что пост действителен только если он принят, а принят – если достиг цели.

Под целью поста они понимают облагораживание себя путем познания качеств Аллаха, кои вечны и неизменны, и воздержание по мере возможности от вожделений, подражая ангелам, которые лишены всяких вожделений. Человек выше животного, ибо способен светом разума обуздать страсти, и ниже ангелов, ибо подвержен страстям, и несет бремя испытаний в борьбе с ними. И всякий раз, когда он поддается страстям, он низко падает и превращается в животное, а всякий раз подавляя страсти, он приближается к степени ангелов. Ангелы же приближены к Аллаху, Велик Он и Славен, и так же приближен к Нему тот, кто уподобился им, стремясь быть похожим на них. Уподобившийся близкому близок и сам, а близость та не по месту, а по сопричастности к свойству ангелов.

И если такова суть поста в понимании обладателей сердец, то какова польза в откладывании приема пищи и в употреблении за ужином вдвое больше обычного вместе с обузданием других страстей в течение всего дня? Если подобные вещи имели пользу, то в чем же смысл слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

«Сколько постящихся, которые, соблюдая пост, испытывают лишь голод и жажду».

Потому сказал Абу ад-Дарда’:

«Как прекрасен сон мудрых и как сладка их трапеза, коей разговляются они! И почему они не порицают пост и бодрствование глупцов?»

Поступок весом с пылинку обладателей сердец и благочестия весомее и превосходнее, чем все бесчисленные акты поклонения ослепленных собственной гордыней людей. Поэтому один ученый сказал:

«Сколько же людей постятся подлинно, а сколько – притворно!»

Подлинно постящийся смиряет плоть, даже употребляя пищу и выпивая воду, а притворно постящийся дает ей волю, даже воздерживаясь от пищи.
Кто понимает суть поста и его сокровенную тайну, тот знает: кто воздерживается от еды и соития, но замешан в греховных делах, подобен тому, кто, находясь в состоянии осквернения, приступив к омовению, просто трижды протер какую-нибудь часть тела, и внешне выполнил предписание по числу, но пренебрег самым важным, а это – омовение, и молитва его будет отвергнута из-за его незнания [сути омовения]. А кто вкусит пищу, но убережет от скверны органы своего тела, тот подобен человеку, который омыл по одному разу части тела, [что предписано омыть по три раза перед молитвой], и молитва (салят) его, если пожелает того Аллах, будет принято, по причине полного выполнения им главного [и обязательного в омовении], хотя и пренебрег он желательным [количеством омовений частей тела]. А кто воздерживается от еды и соития и бежит от греховных дел подобен тому, кто трижды омывает каждую часть тела, соединив главное с желательным [омыванием частей тела по три раза], и в этом заключается завершенность [дела].

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пост – это заклад, и пусть каждый из вас бережет свой заклад»[XXIV].

Произнеся слова Всевышнего «Аллах поистине повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его и, когда вы судите среди людей, то судите по справедливости» (Коран, 4:61 (58)) и закрыв руками глаза и уши, Пророк сказал: «Слух – заклад, и зрение – заклад»[XXV]. И не будь они закладом поста, не повелел бы Пророк: «Пусть скажет: “Я – постящийся”»,то есть, «Язык мой дан мне на хранение, и я никак не могу дать ему волю, чтобы ответить тебе [упреком или бранью]».
И поскольку выяснилось, что в любом служении Богу есть явные и тайные стороны, внешняя оболочка и ядро, а у оболочки – степени, а у каждой степени – части, то решай теперь сам, довольно ли тебе одной оболочки без ядра, или лучше примкнуть к обладателям сокровенного разума.


[7] То есть, в другие месяцы года.


[XVIII] Хадис «Взгляд – одна из отравленных стрел шайтана…» приводит аль-Хаким от Хузайфы.

[XIX] Хадис от Джабира «Пятью действиями нарушается пост…» приводит аль-Азади в «Ад-Ду‘афа’у».

[XX] Хадис «Пост – щит…» приводят аль-Бухари и Муслим от Абу Хурайры.

[XXI] Хадис «Две женщины во времена Пророка соблюдали пост…» приводит Ахмад ибн Ханбал от ‘Убайда, вольноотпущенника Посланника Аллаха.

[XXII] Хадис «Злословящий и слушающий – соучастники в грехе» приводит ат-Табарани от Ибн ‘Умара со слабым иснадом (изводом).

[XXIII] Хадис «Сколько таких постящихся, которые, соблюдая пост, испытывают лишь голод и жажду!» приводит Ибн Маджих от Абу Хурайры.

[XXIV] Хадис «Пост – это заклад, и пусть каждый из вас бережет свой заклад» приводит аль-Хара’ити в «Макарим аль-ахлак» от Ибн Мас‘уда.

[XXV] Хадис «Произнеся слова Всевышнего Аллаха…» приводит Абу Дауд от Абу Хурайры.

При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2006 SUFIZM.RU. All right reserved.
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru