Rambler's Top100
История Суфизма
Цель и путь Суфия
Пророк и шейхи
Шейх и ученик
Путь постижения Бога
О чудесах
Суфизм и наука
Суфизм в России
Библиотека
Изречения Мудрых
Гостевая книга
Карта сайта
О проекте
Главная

 Подписаться на новости



Аль-Газали: Ихъя улюм ад-Дин/Книга сокровенных смыслов поста


Знай, что желательнее всего соблюдать пост в дни, обладающие преимуществом перед остальными, а такие дни встречаются в течение года, в течение месяца и в течение каждой недели. В течение года – кроме дней Рамадана – это день стояния на горе ‘Арафат, день ‘Ашуры, первые десять дней месяца Зу-ль-Хиджжа и первые десять дней месяца Мухаррам. И все священные месяцы – благодатное для поста время.

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, так усердно постился в течение месяца Ша’бан, как будто это был Рамадан[XXVI].В хадисе, приведенном Муслимом со слов Абу Хурайры, сообщается:

«Лучшее время для поста после Рамадана – Мухаррам, месяц Аллаха»[XXVII].

Ибо с него, [с месяца Мухаррам], начинается год, и предворение его благим деянием дает надежду на то, что благодать этого месяца не скоро иссякнет. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Один день поста в течение Мухаррама лучше тридцати дней поста в другие месяцы, а один день поста во время Рамадана лучше тридцати дней поста во время Мухаррама»[XXVIII].

В хадисе сказано:

«Тому, кто постился каждый четверг, каждую пятницу и каждую субботу священных месяцев, Аллах зачтет за каждый день поста поклонение девятисот лет».[XXIX]

В другом хадисе сказано:

«С середины Ша’бана до начала Рамадана постных дней нет»[XXX].Потому за несколько дней до наступления Рамадана желательно разговляться. А если связать пост в месяц Ша’бан с Рамаданом – то это допустимо[XXXI].

Посланник Аллаха, да благословит его Он и приветствует, однажды и поступил так, но зачастую от того воздерживался[XXXII]. Не разрешается [верующему] предварять Рамадан двумя или тремя днями поста, если только это не совпало с его установленным для себя порядком. Некоторые из сподвижников [Пророка] избегали поститься во время всего месяца Раджаба, дабы не уподоблять его Рамадану. Благодатные месяцы – Зу-ль-Хиджжа, Мухаррам, Раджаб и Ша’бан. Запретные месяцы – Зу-ль Ка’да, Зу-ль-Хиджжа, Мухаррам и Раджаб. Последний из них стоит особняком, а остальные три – друг за другом. Наиболее благодатный из месяцев – Зу-ль-Хиджжа, ибо это – месяц паломничества, и в нем известные дни. А Зу-ль-Ка’да – из запретных месяцев, он же из месяцев паломничества, а Шавваль – из месяцев паломничества, но не запретный. А Мухаррам и Раджаб – не из месяцев паломничества.

В хадисе сказано:

«Нет дней, в коих служение было бы приятней и дороже Аллаху, Велик Он и Славен, чем первые десять дней месяца Зу-ль-Хиджжа, и соблюдать пост в один из этих дней – все равно, что соблюдать пост в течение целого года. Каждый такой день засчитывается постящемуся за год, а проведение [одной] ночи [в первой трети этого месяца] в молитве равно молению в Ночь Могущества»

Кто-то спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

«Неужели Аллаху, Велик Он и Славен, то служение дороже, чем джихад (борьба) на пути Его?»

Он ему ответил:

«Дороже, кроме джихада того, кто пролил кровь и потерял коня»[XXXIII]. В каждом месяце благодатные дни – в начале, середине и конце, а середина его – благословенные дни полной луны – тринадцатое, четырнадцатое и пятнадцатое числа. А в неделе такими благодатными днями являются – понедельник, четверг и пятница. Пост и благие деяния в эти дни предпочтительны, ибо в эти дни воздается большая награда из-за их благодатности. Что касается непрерывного поста, то это пост в течение года. У начинающих суфиев (саликун) есть к этому разное отношение. Некоторые из них избегают его, так как есть хадисы, порицающие это[XXXIV]. И это правильно, ибо тому есть две причины:

Во-первых, при непрерывном посте нельзя есть, наряду со всеми ни во время двух праздников, ни в дни торжеств, ибо пост этот – постоянный, то есть на все времена.

Во-вторых, непрерывный пост есть отклонение от Сунны разговенья и правил окончания поста. Такой пост – непосильная тяжесть для души постящегося, хотя Аллах любит, когда пользуются Его облегчениями также, как Он любит строгое исполнение Его заповедей.

А если нет ничего из вышеупомянутого и если кто-то находит, что непрерывный пост ему по силам – пусть постится. Так поступали многие сподвижники Пророка и их последователи, да будет доволен ими Аллах! Поведал Абу Муса аль-Аш’ари, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Кто постится непрерывным постом, для того тесны врата и своды Ада»[XXXV].

То есть, нет ему там места. А ступенью ниже – пост с чередованием, при котором один день воздерживаются от пищи, а другой – нет, этот пост весьма тяжек для души, но действенен для ее обуздания. О пользе такого поста дошло много хадисов, ибо, соблюдая его, постящийся один день терпит, а в другой – благодарит Бога. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне были предоставлены ключи от сокровищ мира и клады земли, но отказался я от них. И сказал себе: “Буду голодать один день, а другой день кушать. А насытившись, буду благодарить Тебя, и смиренно молить Тебя, предавшись посту”»[XXXVI]. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал:

«Лучший пост – брата моего [пророка] Дауда: один день он постился, а на другой день ел»[XXXVII]. Отсюда возражение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Абдаллаху ибн ‘Амру, который сказал: «Могу выдержать и больше того поста». «Тогда постись один день, а в другой – употребляй пищу», – посоветовал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует! Тот ответил: «Желаю и еще лучшего [поста]». И молвил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Лучше этого ничего нет»[XXXVIII].

По словам ‘Аиши Пророк в течение всего месяца постился только в Рамадан, а в иные месяцы ел как обычно. А кто не выдержит поста с чередованием, пусть постится каждый третий день: день постится, а два – вкушает пищу. Если будет поститься три дня в начале месяца, три – в середине и три – в конце, то это составит одну треть месяца и совпадет с благодатными днями в начале, середине и конце месяца. А если будет поститься по понедельникам, четвергам и пятницам, то это близко к трети месяца. И как станет очевидной благодатность этих дней, то главное, чтобы человек понял смысл поста, и то, что предназначение [поста] в том, чтобы сделать чистым сердце и устремиться всей сущностью своей к Аллаху. Постигший тайны сокровенного (аль-батын) смотрит на свое состояние: иногда оно, возможно, требует продолжения поста, иногда его прерывания, а иногда, может быть, чередования поста с разговением. Если он поймет смысл поста и утвердится его решимость следовать по пути к вечной жизни посредством наблюдения за сердцем, то нет опасения за духовное благополучие его сердца. А это уже не требует постоянного порядка [в соблюдении поста].

Поэтому передают со слов ‘Аиши, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, «так постился, пока люди не стали говорить, что он никогда не ел, и так ел, пока люди не стали говорить, что он не постится, спал, пока люди не стали говорить, что он не совершает ночные молитвы, и бодрствовал, пока люди не стали говорить, что он не спит»[XXXIX]. Так было, потому что ему в свете пророчества открывалось то, как следует поступать в отношении каждого конкретного момента времени. Постигшим сокровенное не нравилось, если пост прерывался более чем на четыре дня, включая день праздника и дни торжеств. Они напоминали, что это ожесточает сердца, порождает дурные привычки и отворяет врата вожделений. Клянусь жизнью, так оно и случается с большинством людей, особенно с теми, кто принимает пищу дважды: днем и ночью. Вот что мы желали напомнить из порядка соблюдения добровольного поста, и лишь Аллаху ведома истина.

Закончена «Книга сокровенных смыслов поста». Хвала Аллаху за все благодеяния его, явные и тайные, и за все милости его, явные и тайные! Да благословит Он, приветствует и да облагородит предводителя нашего Мухаммада, род его и сподвижников и всякого избранного им раба из пределов земли и неба! Далее следует, если пожелает того Аллах, «Книга сокровенных смыслов паломничества (хаджжа)». Всякая помощь от Аллаха! Нет божества, кроме Него, и нет успеха, кроме как с Аллахом!

«Достаточно нам Аллаха, Он – прекрасный доверенный!» (Коран, 3:168 (173)).

Возрождение наук о вере. Книга сокровенных смыслов поста. 1 том.
Перевод с арабского И. Насыров


[XXVI] Хадис «Пророк так усердно постился в течение месяца Ша‘бан, как будто это был Рамадан» приводят аль-Бухари и Муслим от ‘Аиши.

[XXVII] Хадис «Лучшее время для поста после Рамадана – Мухаррам, месяц Аллаха» приводит Муслим от Абу Хурайры

[XXVIII] Я (аль-Хафиз аль-‘Ираки) не обнаружил источник цитирования хадиса «Один день поста в течение Мухаррама лучше тридцати дней поста в другие месяцы…».

[XXXIX] Хадис «Тому, кто постился каждый четверг, каждую пятницу и каждую субботу священных месяцев…» приводит аль-Азади в «Ад-Ду‘афа’у» от Анаса ибн Малика.

[XXX] Хадис «С середины Ша‘бана до начала Рамадана постных дней нет» приводят Ибн Маджих, Абу Дауд, ан-Наса’и и ат-Тирмизи от Абу Хурайры.

[XXXI] Хадис «Если связать пост в месяц Ша‘бан с Рамаданом – то это допустимо» приводят Абу Дауд и ан-Наса’и от ‘Аиши и другие авторы сборников «Сахих».

[XXXII] Хадис «Посланник Аллаха однажды так и поступил…» приводит Абу Дауд от ‘Аиши.

[XXXIII] Хадис «Нет дней, в коих служение было бы приятнее и дороже Аллаху, чем первые десять дней месяца Зу-ль-Хиджжжа…» приводит ат-Тирмизи от Абу Хурайры.

[XXXIV] «Некоторые избегают его, так как есть хадисы, порицающие это»: см. хадис «Не засчитвается пост тому, кто вечно (постоянно) поститься» приводит аль-Бухари от ‘Абдаллаха ибн ‘Амру.

[XXXV] Хадис от Абу Мусы аль-Аш‘ари «Кто постится непрерывным постом, для того тесны врата и своды Ада» приводят Ахмад ибн Ханбал и Ибн Хиббан.

[XXXVI] Хадис «Мне были предоставлены ключи от сокровищ мира…» приводит ат-Тирмизи от Абу Амамы.

[XXXVII] .Хадис «Лучший пост – пост моего брата Дауда» приводят аль-Бухари и Муслим от ‘Абдаллаха ибн ‘Амру

[XXXVIII] .Хадис от ‘Абдаллах ибн ‘Амру, который сказал [Пророку]: «Могу выдержать и больше того поста…» приводят аль-Бухари и Муслим.

[XXXIX] Хадис от ‘Аиши «Пророк так постился, пока люди не стали говорить, что он никогда не ел…» приводят аль-Бухари и Муслим


 | 1 | 2 | 3 | 4 |  


Новое на сайте


Имам аль-Газали. Письмо к сыну

Виртуальные технологии "неисламского суфизма"



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2012 SUFIZM.RU. All right reserved. Дизайн: Эркен Кагаров kagarov@imadesign.ru
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru