Rambler's Top100
История Суфизма
Цель и путь Суфия
Пророк и шейхи
Шейх и ученик
Путь постижения Бога
О чудесах
Суфизм и наука
Суфизм в России
Библиотека
Изречения Мудрых
Гостевая книга
Карта сайта
О проекте
Главная

 Подписаться на новости



"О разуме, его достоинстве, сущности и составляющих его частях"


Абу Хамид аль-Газали "Ихья улюм ад-дин". Глава седьмая


Разъяснение о достоинстве разума

Знай, что это [понятие] не нуждается в вычурных церемониях, особенно при его разъяснении. Достоинство знания выявляется разумом, ведь разум - источник знания, его начало и основание. Знание проистекает из него в том же русле, в котором плод происходит от дерева, свет происходит от Солнца, а видение происходит от глаза.

Как же нам не возвысить то, что являет собой средство достижения счастья и благополучия - как в этом, так и в том мире? Или как сомневаться в нем? - ведь даже животное, несмотря на ограниченность его здравого смысла, уважает разум до того, что самое крупное, особо свирепое и наиболее сильное из них, если увидит изображение человека, стесняет себя при нем и приближается к нему, чтобы ощутить его [разум], так как оно наделено восприятием могущества.

А поэтому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:"Наставник среди своего народа подобен пророку среди его общины".

А ведь это происходит не из-за обилия его богатства и не вследствие величия его особы, и не потому, что возросла его сила, но только благодаря прибавлению его опыта, который является плодом его разума.

А поэтому тюрки, курды, неотесанные арабы и остальные люди, несмотря на то, что их положение близко к положению животных, находили естественно необходимым почитать наставников (шейхов). Поэтому же, когда многие из упорных [врагов веры] вознамерились убить Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а их взгляды упали на него, и они имели счастье лицезреть его благородный лик, то они подошли к нему, и для них стало видимым сияние света пророчества на его лице, хотя этот свет и был сокрыт в его душе недрами разума. Так что достоинство разума - это то, что постигается по необходимости.

Поистине мы стремимся привести здесь то, что встречается в преданиях (ахбар) и стихах Корана (айат) относительно достоинства разума. Господь Всевышний назвал его светом в Своем высказывании: "Аллах - свет небес и земли. Его свет - точно ниша" [24:35].

А еще Он назвал знание, которому поучаются духом, вдохновением и жизнью, и сказал Всевышний:

"И так мы внушили тебе дух от Нашего веления" [42:52],
а еще Он сказал, хвала Ему:
"Разве тот, кто был мертвым, и Мы оживили его и дали ему свет, с которым он идет среди людей, похож на того, кто во мраке и не выходит из него?" [6:122].
А когда Он упомянул свет и мрак, то Он подразумевал знание и невежество, как в другом Его речении:
"Выводит их из мрака к свету" [5:18(16)].


А Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"О люди, вразумляйтесь от вашего Господа, давайте друг другу рекомендации при помощи разума, определяйтесь в том, что вы повелеваете, и в том, что вы запрещаете. Знайте, что разумный человек - это тот, кто повинуется Господу, хотя бы этот человек был некрасив на вид, ничтожен в своей важности, низок по своему положению и имел внешность оборванца. А глупец - это тот, кто бунтует против Господа Всевышнего, хотя бы этот человек и был привлекателен на вид, велик в своей важности, знатен по своему положению, имел прекрасную внешность и был бы красноречивым. Ведь обезьяны и свиньи разумнее перед ликом Господа Всевышнего, чем тот, кто не повинуется Ему. Не прельщайтесь же возвеличиванием людей мира сего; остерегайтесь их - поистине они из тех, кто находится в убытке".


А еще Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Первое, что сотворил Всевышний - это разум. Он сказал ему: "Выступи вперед", и он приблизился. Затем Он сказал ему: "Отступи назад", и он отдалился. Затем Господь Всемогущий и Великий сказал: "Клянусь Своим могуществом и величием, Я не создал более драгоценного для Меня творения, чем ты. При помощи тебя Я забираю и посредством тебя Я дарую; при помощи тебя Я вознаграждаю и посредством тебя Я наказываю".


А если ты скажешь: "А этот разум, если он был случайным явлением (акциденцией), то как же он был сотворен раньше, чем тела и организмы? А если он был сущностью (веществом), то как же он является веществом, существующим самостоятельно, и не присоединяется к чему-либо?" Знай же, что все это - из знаний об откровении (´ильм аль-мукашафа), и не подобает упоминать об этом при помощи знаний об отношениях (´ильм аль-му´амаля), а наше устремление сейчас - упоминание знаний об отношениях.


Сообщалось, что Анас, да будет доволен им Всевышний, говорил:
"Люди восхваляли некоего человека при Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, до тех пор, пока не начали преувеличивать. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: "А каков разум этого человека?" Он ответили: "Но ведь мы рассказываем тебе о его старании в поклонении [Господу] и его самостоятельном решении о категориях блага; зачем ты спрашиваешь нас о его разуме?" А он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине невежество поражает глупца более, чем распутство - нечестивца, а назавтра рабы Аллаха возвысятся в степенях милости от их Господа сообразно достоинствам их разума".


А ´Умар, да будет доволен им Всевышний, говорил:
"Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Пример того достоинства, которое приобретает человек - это разум. Он направляет своего обладателя к правильному пути и отклоняет его от погибели. Вера раба Аллаха не будет полной и религия его не будет праведной до тех пор, пока его разум не дойдет до совершенства".
Он сказал также, да благословит его Аллах и приветствует:
"Поистине, пусть даже человек получит посредством своего благонравия звание постящегося и поднявшегося [на молитву], все же его добрый нрав не будет совершенным до тех пор, пока не будет совершенным его разум - ведь тогда будет полной его вера, и он будет повиноваться своему Господу и не подчинится своему врагу Иблису".


А со слов Абу Са´ида аль-Хидри, да будет доволен им Всевышний, сообщалось:
"Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: "У всего сущего есть основа, а основа верующего - его разум. Поклонение же его [Господу] будет соответствовать в своем достоинстве его разуму. Разве вы не слышали высказывания: "Нечестивцы пребудут в адском огне"? Ведь "если бы мы слушали или разумели, то не были бы мы среди обитателей огня" [67:10].


А со слов ´Умара, да будет доволен им Всевышний, известно, что он говорил Тамиму ад-Дари:
"Что суть руководство среди вас?" Тот сказал: "Разум". ´Умар ответил: "Ты сказал истинную правду. Я спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о том же, о чем спросил тебя, и он сказал мне то же, что и ты. А затем он сказал: "Я спросил Джабра´ила, да пребудет над ним мир: "Что суть руководство?" Он ответил: "Разум".


А со слов аль-Бара´ ибн ´Азиба, да будет доволен им Всевышний, сообщалось:
"Однажды вопросы, обращенные к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стали многочисленны, и он сказал: "О люди, поистине у всего сущего есть свое орудие, а орудие зрелого мужа - это его разум, а наилучшие среди вас в доказательстве и знании доводов - это наидостойнейшие по своему разуму".


А со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Всевышний, сообщалось:
"Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся из похода на [гору] Ухуд, он услышал, что люди говорят: "Такой-то храбрее, чем такой-то, а такой-то сражался беззаветно и выказал свою полную силу, чего не обнаружил такой-то", и тому подобное. На это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Что касается этого, то у вас нет знания на этот счет". Они сказали: "Как это, о Посланник Аллаха?" Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: "Поистине они сражались сообразно той мере, в какой Всевышний распределил среди них разум, а их намерения и победа соответствовали достоинству их разума. На долю тех, кому пришелся разум, он выпал в разной степени, а когда наступит День страшного суда, им будут уделены степени сообразно достоинству их намерений и разума".


А со слов Бара´ ибн ´Азиба известно, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Ангелы проявляют усердие и прилежание в своем повиновении Господу, хвала Ему, Всевышнему, при помощи своего разума; а верующие из сынов Адамовых проявляют старание сообразно достоинству их разума и деяний в повиновении Господу Всемогущему и Великому, который умножил им разум".


А со слов ´А´иши, да будет доволен ею Всевышний, сообщалось:
"Я спросила: "О Посланник Аллаха, посредством чего люди превосходят друг друга в сем мире?" Он ответил: "Посредством разума". Я спросила: "А в загробной жизни?" Он ответил: "Тоже посредством разума". Я сказала: "Вот как, но ведь разве их не вознаграждают за их деяния и поступки?". А он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "О ´А´иша, а разве могут они совершать поступки сообразно иной мере, нежели та, в которой Всемогущий и Великий даровал им разум? Вот, соответственно достоинству разума, который им был дарован, они совершали деяния, а по мере того, что они делали, они и вознаграждаются".


А со слов Ибн ´Аббаса, да будет доволен им Всевышний, известно:
"Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "У всего сущего имеются свои орудия и приспособления, а поистине орудие верующего - это разум; у всякого человека найдется верховое животное, а верховое животное зрелого мужа - это разум; у всего сущего имеется основание, а основание религии - это разум; у всех людей существуют устремления, а устремление рабов Аллаха - это разум; у каждой общины существует побуждение, а побуждение поклоняющихся Господу - это разум; у всякого торговца имеется товар, а товар прилежных [верующих] - это разум; у каждого домочадца существует доверенный блюститель, а блюститель домов правдивейших из людей - это разум; а на всякое разрушение существует созидание, а созидание загробной жизни - это разум; а у всякого мужа имеется потомок, которого он приписывает себе и о котором вспоминает, а потомок правдивейших из людей, которого они приписывают себе и о котором вспоминают - это разум; а для любого путешествия необходима палатка, а палатка верующих - это разум".


А еще он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Поистине, самый любимый из верующих у Господа Всемогущего и Великого - это тот, кто утруждает себя на пути повиновения Господу Всемогущему и Великому, и сердечно относится к рабам Аллаха. Господь совершенствует его разум и дает наставления его душе; верующий же понимает это, действует посредством сего во дни своей жизни, и поистине имеет успех, преуспевает и благоденствует".


А еще Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
"Тот из вас, кто наиболее совершенен разумом, сильнее всех вас в опасении перед Господом Всевышним. Он лучше всех вас понимает в том, что Он повелевает вам и что запрещает, хотя бы сам он меньше вас всех обременял себя повиновением [Всевышнему]".



Перевод с арабского И.Насыров


 | 1 | 2 | 3 |  


Новое на сайте


Имам аль-Газали. Письмо к сыну

Виртуальные технологии "неисламского суфизма"



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2012 SUFIZM.RU. All right reserved. Дизайн: Эркен Кагаров kagarov@imadesign.ru
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru