Суфизм.Ру

"О разуме, его достоинстве, сущности и составляющих его частях"


Разъяснение о сущности разума и его частях

Знай, что люди разошлись во мнениях об определении разума и его сущности, а большая часть людей пребывает в замешательстве от того, что это название применяется к различным понятиям, и это сделалось причиной их разногласий. А истина, раскрывающая покрывало над этим вопросом, состоит в том, что название "разум" применяется ко всем четырем сущностям - подобно тому, как название "´айн" (глаз, око) присваивается нескольким понятиям, и так далее. Не следует искать единого определения для всех частей разума; напротив, при помощи исследования каждой из этих частей мы обособляем ее.

Первая часть:

качество, которым человек отличается от всех животных, и посредством которого он предрасположен к восприятию теоретических знаний и занятию сокровенными мыслительными трудами.

Именно это подразумевал аль-Харис ибн Асад аль-Мухасиби, когда сказал об определении разума:

"Поистине он являет собой природную способность, посредством которой возникает восприятие умозрительных наук, так что это нечто вроде света, зароненного в душу, при помощи которого человек приготовляется к постижению вещей. Несправедливо поступает тот, кто не признает этого и относит разум только к простым необходимым знаниям: ведь поистине тогда тот, кто небрежен к знаниям и даже тот, кто спит, тоже назывались бы разумными на том основании, что у них наличествует эта природная способность даже при отсутствии у них знаний.

Подобно тому, как сама жизнь являет собой природную способность, посредством которой тело приготовлено к произвольным движениям и чувственному восприятию, разум - это природная способность, при помощи которой для некоторых животных возможно постижение умозрительных понятий.

А если допустимо поставить знак равенства между человеком и ослом в их природной способности и чувственном восприятии и сказать, что разница между ними состоит только в том, что Господь Всевышний в силу Своего обыкновения создает в человеке знания и не создает их в осле и других животных, то позволительно уравнять осла и минерал в их существовании, и сказать, что разница между ними состоит только в том, что Господь Всемогущий создает в осле особенные движения в силу Своего обыкновения. Поистине, если бы осел был в состоянии оказаться безжизненным минералом, то следовало бы сказать, что каждое такое движение наблюдается в нем.

А Господь, хвала Ему, Всевышнему, может сотворить их в нем в видимой для нас последовательности. Подобно этому следует сказать, что различие в движениях между ослом и минералом состоит только в природной способности, которая отличает осла и выражается посредством его жизненного существования. Равным образом и различие между человеком и животным в постижении умозрительных понятий состоит в природной способности, которая выражается в разуме, а он подобен зеркалу, которое отличается от других предметов по свойствам их вида и цвета в том смысле, что они характеризуются ими, а зеркало отполировано и отражает их. Так же и глаз отличается ото лба в своих качествах и формах, при помощи которых он по природе своей способен к видению.

Природная способность имеет такое же соотношение со знаниями, как соотношение глаза с видением, а соотношение Корана и религиозных законоположений (шариата) с этой природной способностью в их действии по обнаружению знаний для него подобно соотношению солнечного света со зрением, и таким образом надлежит понимать эту природную способность".

Вторая часть:

это знания, которые возникают в личности ребенка, уже различающего допустимость возможного и невероятность невозможного, как, например, знание того, что два больше, чем один, или того, что один человек не может одновременно находиться в двух местах.

Именно это подразумевал один из мутакаллимов, когда говорил об определении разума:

"Поистине он являет собой некоторые необходимые знания - такие, как знание о допустимости возможного и невероятности невозможного".

Он также, в сущности, прав, поскольку такие знания существуют, и их явно называют разумом. Поистине было бы безнравственно отрицать эту природную способность и утверждать, что не существует ничего, кроме этих знаний.

Третья часть:

это знания, которые черпаются из опыта по ходу развития жизненных обстоятельств. Поистине про того, кого сделали опытным испытания [жизни] и того, кого воспитали различные учения, обыкновенно говорят, что он разумен, а про того, кто не обладает этими качествами, говорят, что он неразумен, неискушен и глуп. Это другая разновидность знаний, которая тоже называется разумом.

Четвертая часть:

сила этой природной способности доходит до того, что человек познает последствия дел окружающего мира, подавляет в себе страсть, зовущую к преходящему наслаждению, и одолевает ее. Того, кто обладает этой способностью, называют разумным ввиду того, что его смелость и воздержанность возникают сообразно тому, чего требует понимание возможных последствий, а не вследствие быстротечной страсти. Это тоже одна из характерных черт человека, посредством которой он отличается от всех животных.
Так,

первая часть - это источник, основание и корень;

вторая часть - это ближайшая к нему ветвь;

третья часть - это ветвь от первого и второго, так как при помощи природной способности и необходимых знаний черпаются опытные знания;

четвертая часть - это конечный плод и высшее устремление.
Первые два возникают в естественном состоянии, вторые два - посредством их приобретения.

Поэтому ´Али, да возвеличит его Всевышний, сказал:

"Я заметил в человеке две разновидности разума:

Разум, данный природой, и разум, полученный от слушания.

Разум, полученный благодаря слушанию, бесполезен, если отсутствует разум от природы. Это подобно тому, что не приносит пользы Солнце, в то время, когда глазу недоступен его свет".

Первое подразумевается в высказывании Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

"Господь Всемогущий и Великий не создал более драгоценного для Него творения, чем разум".

А последнее имеется в виду в другом речении Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

"Если люди приблизились [к Господу] при помощи праведности и благочестивых деяний, то ты приблизься посредством своего разума".

Это же подразумевается в словах Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обращенных к Абу-д-Дарда´, да будет доволен им Всевышний:

"Прибавь себе разума, и возрастет твоя близость к Господу твоему". Тот ответил: "Ты мне дороже отца и матери! А как же мне это сделать?" Пророк ответил: "Сторонись того, что запретил Господь Всевышний, выполняй предписания Господа, хвала Ему, и ты будешь разумным. Действуй на пути праведных деяний и тогда возрастет твое положение и достоинство в этом преходящем мире; а в загробном мире, что последует после этого, ты достигнешь близости и достоинства у твоего Господа Всемогущего и Великого".

А со слов Са´ида ибн аль-Мусайиба сообщалось:

"Вот, ´Умар, Абу ибн Ка´б и Абу Хурейра, да будет доволен ими Всевышний, пришли как-то к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и спросили: "О Посланник Аллаха, кто самый знающий из людей?". Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: "Разумный". Они спросили: "А кто наиболее набожен из людей?" Он ответил: "Разумный". Они спросили: "А кто самый достойный из людей?" Он ответил: "Разумный". Они сказали: "Разве разумен не тот, у кого совершенно благородство, очевидно красноречие, щедра рука и знатно положение?" Он ответил, да благословит его Аллах и приветствует: "Но все это - только блага здешней жизни, а будущая - у твоего Господа для богобоязненных" [43:34(35)]; поистине разумный [человек] - это богобоязненный, хотя бы он и был в этом мире унижен и смиренен".

А в другом хадисе Посланник сказал, да благословит его Аллах и приветствует:

"Поистине разумный [человек] - это тот, кто уверовал в Господа, поверил Его посланникам и действовал в повиновении Ему".

Похоже, что корень этого названия пребывает в основе слова, выражающего эту природную способность, и равным образом обстоит дело с его употреблением. Поистине оно применяется к знаниям ввиду того, что они являются его плодом, подобно тому, как все сущее познается по его плодам, а говорят:

"Знание - это опасение, а знающий - это тот, кто опасается Господа Всевышнего".

Поистине страх Аллаха - это плод знания, но здесь употребляется как иносказательное выражение, а не для [обозначения] самой этой природной способности.

Впрочем, наше устремление состоит не в изысканиях относительно вариантов слов. Мы преследуем цель [показать], что эти четыре части реальны, а это название [´акль] применяется к ним всем в совокупности, и в существовании всех их нет противоречия, за исключением первой части. Ее существование подлинно, но она - это [только] основание. Эти знания как бы содержатся в этой природной способности в качестве естественного свойства, но, однако, проявляются в бытии только тогда, когда будет иметь место причина, выводящая их в бытие.

Так что в этих знаниях как бы нет ничего, поступающего извне, но они сокрыты в этой природной способности, а потом обнаруживаются. Примером этого может служить вода в земле. Она появляется только тогда, когда выкопан колодец; тогда она собирается и ее можно различить благодаря ощущениям, но, однако, к ней не добавляется ничего нового. Равным образом [ведет себя] масло в миндальном орехе и розовая вода в розах. Поэтому Всевышний сказал:

"И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и заставил их засвидетельствовать о самих себе: "Разве не Господь ваш Я?" Они сказали: "Да, мы свидетельствуем..."[7:171(172)].

Под этим [выражением] подразумевается признание их душ, а не утверждение их языков. Поистине, они разделились в утверждении своих языков ввиду того, что язык и личность существует как у тех, кто признает [Всевышнего], так и у тех, кто отрекается [от Него].

Поэтому Всевышний сказал:

"А если ты их спросишь, кто создал их, они, конечно, скажут: "Аллах" [43:87].

Смысл этого [высказывания] состоит в том, что если рассмотреть их дела, то их души и сокровенные чаяния засвидетельствуют о них.

"По устроению Аллаха, который устроил людей так" [30:29(30)],
то есть каждый человек по природе своей предрасположен к вере в Господа Всемогущего и Великого, но также и к познанию вещей в том, каковы они для него.

Я подразумеваю то, что оно [познание] как бы вложено в них для того, чтобы улучшить их способность быть воспринятыми. Затем, когда вера [в Господа] была уже водружена в душах посредством врожденного качества, люди разделились на две части: на тех, кто отстранился и забыл [о Всевышнем] - это безбожники, - и на тех, у кого душа блуждала, но затем вспомнила [о Нем] - такой [человек] подобен тому, кто имел в памяти слова исповедания веры (шахада) и забыл их по невнимательности, а потом припомнил.

А поэтому сказал Всемогущий и Великий: "Может быть, они опомнятся (вспомнят)!" [14:30(25), 28:43, 28:46, 28:51, 39:28(27), 44:58]
Чтобы... припомнили обладатели рассудка"[38:28(29)]

"Вспоминайте милость Аллаха к вам и Его завет, который Он заключил с вами" [5:10(7)] "И Мы облегчили Коран для поминания, но найдется ли хоть один припоминающий!" [54:17, 54:22, 54:32, 54:40].

То, что этот [приведенный здесь] образец можно назвать припоминанием, вполне вероятно. У припоминания существует как бы две разновидности. Одна из них - это воспоминание об образе, который существовал, присутствуя в душе [человека], но, однако, затем сокрылся. Другая же - это воспоминание об образе, который был вложен в него от природы. Это - истины, ясные для тех, кто рассматривает [вопрос] при помощи света разума, но затруднительные для того, у кого пользуется спросом слушание и подражание (таклид), а не исследование и созерцание.

А поэтому ты замечаешь, что [такой муж] пробирается на ощупь в подобных стихах Корана (айатах) и поступает с ними по своему произволу. Ведь в разъяснении припоминания при помощи признания душ существуют самые различные разновидности произвола; и вот, [такому мужу] представляется, что в преданиях (хабарах) и стихах Корана (айатах) находятся всяческие противоречия. Иной раз это чувство даже одерживает над ним верх - вплоть до того, что он начинает смотреть на хабары и айаты с пренебрежением и убеждает себя в том, что в их [доводах] присутствует слабость и шаткость. Он подобен слепцу, вошедшему в дом, спотыкающемуся о расставленные в нем сосуды и говорящему: "Что это происходит с этими сосудами? Почему бы не убрать их с пути и не поставить на место?" А ему отвечают: "Поистине они стоят на своих местах; это твое зрение пребывает в расстройстве".

Равным образом обстоит дело с расстройством разума. Здесь имеет место то же самое, только это расстройство опаснее и серьезнее, поскольку душа подобна всаднику, а тело - лошади, и слепота всадника приносит больший ущерб, чем слепота его коня.

А из-за сходства между внутренним разумом и внешним зрением Господь Всевышний сказал: "Сердце (ему) не солгало в том, что он видел" [53:11].
А еще Всевышний сказал: "И так Мы показываем Ибрахиму власть над небесами и землей" [6:75]

В противоположность этому [качеству] называется слепота. Так, Всевышний сказал:

"Ведь не слепы взоры, а слепы сердца, которые в груди" [22:45(46)].

А еще Всевышний сказал:

"А кто был слеп в этой (жизни), тот и в будущей - слеп и еще больше сбившийся с пути"[17:74(72)].



Некоторые из этих дел, которые были открыты пророкам, обнаруживались при помощи зрения, а другие - посредством разума, а все это в совокупности называется видением. Одним словом, для того, чей внутренний разум не оказался проницателен, доступна только оболочка религии и ее внешние образцы, а не ее ядро и сокровенная сущность. Таковы части того, чему присваивается название "разум".


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2006 SUFIZM.RU. All right reserved.
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru