Суфизм.Ру

Книга сокровенных смыслов молитвы (салят)


Достоинство совместной молитвы


Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:?Совместная молитва (салят аль-джама?а) превосходит [наградой за нее] молитву, исполненную в одиночку, в двадцать семь раз?[XXVI]. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не обнаружил на одной из совместных молитв некоторых людей и сказал: ?Я хотел приказать[человеку], руководящему молитвой [остановиться], а затем оторвать [занятых молитвой от их дела], чтобы повести к тем людям, которые отсутствовали на ней, и сжечь их дома?. А в другой передаче[хадиса]: ?Затем оторвать [занятых молитвой от их дела],чтобы повести их на тех, которые отсутствовали на ней, и приказать [сжечь жилища последних], и горели бы дома последних, как дрова. Если бы кто-то из [отсутствующих на молитве] знал, что он найдет там кость с кусочком жирного мяса или пару овечьих копыт, то он присутствовал бы на ней?(то есть, на вечерней совместной молитве (салят аль-?иша?)? аль Газали?[XXVII].?Усман ибн ?Аффан рассказал в [хадисе] марфу?ан: ?Кто присутствовал на вечерней совместной молитве, тот как будто молился половину ночи, а кто присутствовал на утренней совместной молитве, тот как будто молился всю ночь?[XXVIII] . Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ?Кто исполняет молитву совместно с другими, тот [словно] наполнит реку поклонением?.[XXIX]

Са?ид ибн аль-Мусаййиб говорил: ?Вот уже двадцать лет не случалось такого, чтобы призывающий на молитву совершил азан (призыв на молитву), а после него меня не было бы в мечети?. Мухаммад ибн Васи?[5] сказал: ?В этом мире мне желанны только три вещи: брат по вере, который, если согнусь [от невзгод], выпрямит меня; еда из дозволенной пищи, чтобы не нести ответственность [в Судный день]; и совместная молитва, где нет небрежности в ее исполнении, а ее достоинство засчитывается мне?. Рассказывают, что Абу ?Убайда ибн аль-Джаррах как-то в качестве имама[6] руководил совместной молитвой. Когда он освободился от нее, он сказал [присутствующим]: ?Все время шайтан не отступал от меня, пока я не возомнил, что у меня есть преимущество над другими. Никогда я больше не буду руководить молитвой в качестве имама?. Аль-Хасан аль-Басри говорил: ?Не молитесь за человеком (имамом), который не посещает ученых, [сведущих в молитве]?. [Факих Ибрахим ибн Йазид] аль-Наха?и сказал: ?Кто руководит совместной молитвой без должного знания, тот подобен человеку, который берется мерить воду моря и не узнает, много ее или мало?. Хатим аль-Асам говорил: ?Однажды я не успел на совместную молитву и меня утешил лишь один Абу Исхак [7].Если бы у меня умер ребенок, то мне бы выразили свое соболезнование десять тысяч людей, потому что [ныне] несчастье в религии переносится людьми легче, чем несчастье в земном мире?.

Ибн?Аббас сказал: ?Кто услышит призывающего [на совместную молитву] и не ответит [присутствием на ней], тот не проявит добра, как не проявят его и по отношению к нему?. Абу Хурайра сказал: ?Для сына Адамова лучше, чтобы его ухо было залито расплавленным свинцом, чем услышать призыв [на совместную молитву] и не ответить на него [присутствием на ней]?. Рассказывают, что Маймун ибн Махран [8] как-то пришел в мечеть, где ему сказали: ?Люди уже разошлись, [завершив совместную молитву]?. Он произнес: ??Поистине,мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы возвращаемся!? (Коран, 2:151 (156)).Поистине, достоинство этой молитвы дороже мне, чем правление над Ираком!? Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:?Если кто в течение сорока дней совершал[обязательные ежедневные] молитвы вместе с другими, не упустив [ни разу] возвеличивание для вхождения в молитвенное состояние (такбир аль-ихрам), то Аллах запишет для него два оправдания: для признания невиновным в лицемерии и для избавления от огня?[XXX].

Говорят, что если наступит Судный день, то будут оживлены [в числе других] люди, лица которых ? как сияющие звезды. Ангелы спросят их: ?Какие добрые дела вы творили?? Те ответят: ?Когда мы слышали призыв к совместной молитве, то приступали к очищению (тахара)[9]и ничто не отвлекало нас от него?. Затем будет оживлена группа людей, лица которых ? как светящиеся луны. Выслушав вопрос, они ответят: ?Мы совершали омовение до наступления времени [молитвы]?. Потом будет оживлена группа людей, лица которых ? как солнечные светила. Они скажут: ?Мы слышали призыв на молитву в мечети?. Рассказывают, что праведные предшественники три дня оплакивали себя, если упускали первое возвеличивание (такбир) [совместной молитвы для вхождения в молитвенное состояние], и семь дней ? если не успевали на совместную молитву?.
=======================================================================================================
[5]Мухаммад ибн Васи? аль-Азади аль-Басри Абу Бакр аз-Захиди (ум. в 783 по хр. л.) ? известный передатчик хадисов, в частности, к нему возводят хадисы Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи и ан-Наса?и.

[6]Имам (мн.ч. а?имма; от глагола ?амма ? ?стоять впереди?, руководить чем-либо?, предводительствовать?) ? предстоятель на молитве. Другие значения ? духовный руководитель, глава мусульманской общины. ИЭС, С. 97.

[7]Ахмад ибн Исхак ибн аль-Хасин ибн Джабир ибн Хандал ас-Сулами, известный исламский воин-подвижник, надежный передатчик хадисов Пророка Мухаммада.

[8]Маймун ибн Махран (ум. в 734 г. по хр. л.) ? видный ученый раннего ислама, известный своим аскетизмом и благочестием, надежный передатчик хадисов Пророка Мухаммада

[9]Тахара (?очищение?) ? ряд обрядовых действий, выводящих человека из состояния ритуальной нечистоты (джанаба), одно из ритуальных предписаний ислама. ИЭС, С,235.
________________________________________________________________________


[XXVI]Хадис ?Совместная молитва превосходит молитву, исполненную в одиночку, в двадцать семь раз? проводят аль-Бухари и Муслим.

[XXVII]Хадис ?Я хотел приказать руководящему молитвой [остановиться], а затем оторвать [занятых молитвой от их дела], чтобы повести к тем людям, которые отсутствовали на молитве и сжечь их дома?? приводят аль-Бухари и Муслим от Ибн ?Умара ибн аль-Хаттаба.

[XXVII]Хадис марфу? ?Усмана ибн ?Аффана ?Кто присутствовал на вечерней совместной молитве, тот как будто молился всю ночь? приводит Муслим, а ат-Тирмизи приводит этот хадис как хадис маукуф.

[XXIX]Я (аль-Хафиз аль-?Ираки) не обнаружил хадис ?Кто исполнит молитву совместно с другими, тот наполнит реку поклонением? как хадис марфу?. Этот хадис ? высказывание Са?ида аль-Мусаййиба в передаче Мухаммада ибн Насра в ?Китаб ас-Салят?.

[XXX]Хадис ?Если кто в течение сорока дней совершал молитвы с другими, не упустив возвеличивание (такбир аль-ихрам)?? приводит ат-Тирмизи от Анаса ибн Малика с надежным иснадом (изводом).

При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2006 SUFIZM.RU. All right reserved.
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru