Rambler's Top100
История Суфизма
Цель и путь Суфия
Пророк и шейхи
Шейх и ученик
Путь постижения Бога
О чудесах
Суфизм и наука
Суфизм в России
Библиотека
Изречения Мудрых
Гостевая книга
Карта сайта
О проекте
Главная

 Подписаться на новости



Книга сокровенных смыслов молитвы (салят)


Достоинство смирения (хушу?)


Всевышний Аллах говорит: ?Поклоняйся же Мне и совершай молитву в Мое воспоминание!? (Коран, 20:14), ?И не будь небрежным!? (Коран, 7:204 (205)) и ?Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны, пока не будете понимать, что вы говорите? (Коран, 4:46 (43)). Одни [ученые] говорят, что ?пьяны? от излишнего внимания [к мирским делам], [другие] говорят, что ? от любви к мирскому. Вахб[10] сказал: ?Под этим подразумевается его [то есть, небрежения молитвой] ?внешнее? проявление?, и в этом ? указание на ?опьянение? земным миром, так как Всевышний разъясняет там же причину, говоря: ?пока не будете понимать, что вы говорите? (Коран, 4:46 (43))?.

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ?Если кто исполнит два рака?ата[11], не заговаривая с собой при этом о чем-то мирском, то ему будет прощено его последнее прегрешение?[xxxvi] . Он, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: ?Поистине, молитва (салят) ? это собранность, смиренность, мольба, вздохи и раскаяние; ты складываешь руки и произносишь: ?Боже! Боже!? Если кто так не сделает, то она [13]? [словно] выкидыш?[xxxvii]. В предшествующих [Священных] книгах рассказывается, что Аллах, Преславный Он, говорит: ?Не у каждого совершающего молитву Я ее приму, воистину, приму Я молитву того, кто смиряется перед Моим величием и не проявляет гордыню перед Моими рабами. Я дарую награду испытывающему нужду [во Мне] и жаждущему Моего Лика?.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ?Воистину, молитва (салят) вменена как обязанность, велено совершить паломничество-хаджж и обход (таваф) [Ка?абы], установлены обряды для отправления поминания (зикр) [восхваления] Аллаха?[xxxviii]. И если в твоем сердце не будет смирения и благоговения перед Поминаемым, Который есть искомое, то твоя молитва не имеет никакого значения?. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ?Если совершаешь молитву (салят), то исполни ее как молитву распрощавшегося?, то есть, распрощавшегося со свой душой, страстями и жизнью, и идущего [по Пути] к своему Господу Богу?[xxxIX] . Как говорит Всевышний: ?О человек! Ты стремишься к своему Господу устремлением и встретишь Его!? (Коран, 84:6), ?И бойтесь Аллаха; поистине, Аллах вас учит? (Коран, 2:282) и ?И бойтесь Аллаха, и знайте, что вы Его встретите? (Коран, 2:223).

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует,говорил: ?Тот, кого не удерживает его молитва (салят) от разврата и осуждаемого, не добьется от Аллаха ничего, кроме удаления [от Него]? [XI]. Молитва (салят) ? тайная беседа [с Ним],и как она состоится при наличии небрежения (гафла)? Бакр ибн?Абдаллах сказал:?О сын Адамов! Если пожелаешь войти в присутствие своего Господа без дозволения и разговаривать с Ним без переводчика, войди!? Его спросили: ?Как это [возможно]?? Он ответил: ?Соверши наилучшим образом омовение, войди в свой михраб , и вот ты уже вошел в присутствие твоего Господа Бога без дозволения и разговариваешь с Ним без переводчика?.[В хадисе] от ?Аиши рассказывается: ?Посланник Аллаха, да благословит Он его и приветствует, разговаривал с нами и с Ним. Если наступало время молитвы, то он, будучи поглощен величием Аллаха, Велик Он и Славен, делался таким, как будто он не знал нас, а мы не знали его?[X1I].Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует,сказал:?Аллах не смотрит на молитву (салят) того, кто не присутствует в ней одновременно сердцем и телом?[X1II>. Ибрахим (Авраам), друг Божий, если приступал к молитве, то звук его [бьющегося] сердца был слышен на две мили вокруг. Когда Са?ид ибн ат-Танавахи молился, то по его щекам на бороду беспрерывно стекали слезы. [В хадисе говорится]: ?Посланник Аллаха, да благословит Он его и приветствует, увидел человека, теребившего свою бороду во время [совместной] молитвы, и сказал: ?Если бы его сердце смирилось [перед Богом], то смирились бы и члены его [тела]?[X1III].камешками [во время молитвы] и произносившего: ?О Боже! Жени меня на райских девах-гуриях[15], черноглазых, большеоких!? [Аль-Хасан] сказал ему: ?Дурной жених! Просишь рук черноглазых, большеоких, а сам ты играешь камешками [в молитве]!? У Хальфы ибн Айуба спросили: ?Разве во время молитвы тебя не мучают мухи, и ты не отгоняешь их?? Он ответил: ?Я не приучаю себя ни к чему, что нарушало бы мою молитву (салят)?. Его спросили: ?Как ты выносишь это?? Он сказал в ответ: ?Нечестивцы проявляют терпение под кнутом султана, чтобы [люди говорили]: ?Такой-то ? очень терпеливый? и гордятся этим. А я стою перед моим Господом Богом и разве шелохнусь из-за мухи?? Про Муслима ибн Йасара рассказывают, что если он собирался совершить молитву (салят), то обращался к домашним: ?Вы разговаривайте, ибо я не буду слышать вас!? Еще рассказывают о нем, что однажды он совершал молитву в соборной мечети Басры и [вдруг] в ней обвалилась одна из ее сторон. Из-за этого собрались люди, а он не почувствовал ничего, пока не завершил молитву. ?Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах и да облагородит Он его лицо, когда наступало время молитвы (салят), сильно содрогался и у него менялся цвет лица. Его спросили: ?Что с тобой, о повелитель правоверных?? Он сказал: ?Наступило время залога (амана) [молитвы], который Всевышний предложил небесам, земле и горам, но они отказались ее понести и отказались от нее; и я ее понес?[16]. Рассказывают, что ?Али ибн аль Хусейн, если совершал омовение [перед молитвой], то его лицо покрывалось желтизной. Его спросили: ?Что случается с тобой при омовении?? Он спросил в ответ: ?А вы знаете,перед Кем я собираюсь предстать??

Рассказывают, что Ибн ?Аббас, да будет доволен им Аллах,говорил: ?[Пророк] Дауд (Давид), мир ему, сказал в своем тайном обращении [к Всевышнему]: ?О Боже! Кто поселится в Твоем Доме и чью молитву Ты принимаешь??? И Аллах ниспослал ему в откровении: ?О Дауд! Человек, который поселится в Моем Доме и чью молитву Я принимаю, ? это тот, кто смиряется перед Моим величием, у кого перехватывает горло от поминания (зикр) Меня, кто удерживает свою плотскую душу (нафс) от вожделений ради Меня, дает пищу голодному, поит водой странника, проявляет милосердие по отношению к попавшему в беду. Такой человек есть тот, чей свет сияет в небесах словно солнце. Если он обратится ко Мне с мольбой, Я отвечу ему, если попросит Меня, Я одарю его. Я буду добр к нему при его невежестве, при небрежении ? одарю воспоминанием (зикром), а во мраке ? дам свет. Поистине, среди людей он подобен [саду] Фирдоус из высоких садов Рая, чьи реки не высыхают и плоды не портятся?.

Рассказывают, что когда спросили Хатима ибн аль-Асама про молитву(салят), он ответил: ?Если наступает время молитвы, я наилучшим образом совершаю омовение, прихожу на то место, где собираюсь исполнить молитву, сажусь [и остаюсь так], пока не соберусь всеми членами тела в одно целое. Затем я встаю для молитвы и [мысленно] устанавливаю Ка?абу между своими бровями, Мост (Сират) [что над преисподней] ? под ногами, Рай ? справа, огонь [Ада] ? слева от себя, а ангел смерти ? [находится] за мной. И думаю я, что эта молитва ? последняя моя молитва (салят) [в этой жизни]. Потом я встаю между надеждой и страхом, возвеличиваю [Аллаха] истинным возвеличиванием (такбир)[17], читаю аяты Корана нараспев, со смирением совершаю поясной и земной поклоны, сажусь на левую икру, располагаюсь на левой ступне, ставлю правую ступню на ее большой палец, и с искренностью отправляю ее. А далее я не знаю, ? принята ли молитва от меня или нет?. Ибн ?Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: ?Два рака?ата [молитвы,проведенных] без проявлений неумеренности или небрежения в размышлениях [о милостях Аллаха], ? лучше проведения всей ночи [в молитвах] с небрежным сердцем?.
______________________________________________________________________________________________
[10]Саджда ? в различных местах Корана содержатся 14 (четырнадцать) аятов, по прочтению которых верующий, исполняющий каноническую молитву (салят), просто читающий Коран или слушающий чтеца Корана, должен, прочитав специальную молитву-до?а (саджда), совершить земной поклон

[11] Вахб ибн Манийа ибн аль-Камиль аль-Йамани Абу ?Абдаллах аль-Анбари (ум. в 733 г. по хр. л.) ? видный ученый раннего ислама из числа таби?ун (?последователей?), сорок лет отправлял должность судьи в Сан?а (Йемен), надежный передатчик хадисов Пророка Мухаммада.

[12]Рака?ат ? основа молитвы (салят), представляет собой цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением молитвенных формул и аятов Корана. См. ИЭС, С. 204.

[13]То есть, его молитва.

[14]Михраб (?святилище?) ? ниша в стене, обращенная в сторону Мекки, обозначающая направление (кибла), в котором обращены лица молящихся. Здесь это слово приводится не в буквальном его значении.

[15]?Так! И сопрягли Мы их с черноглазыми, большеокими? (Коран, 44:54).

[16] ?Мы предложили залог небесам и земле, и горам, но они отказались его понести и устрашились его; понес его человек, ? ведь он был обидчиком, неведающим? (Коран, 33:72).

[17]Такбир (?возвеличивание?) ? произнесение слов ?Аллаху акбар!? (Велик Аллах!). В начале молитвы такбир используется для вхождения в молитвенное состояние.

_________________________________________________________
[XXXIX] Хадис ?Если совершаешь молитву, то совершай ее как молитву распрощавшегося? приводят Ибн Маджих от Абу Айуба аль-Ансари, аль-Байхаки от Ибн ?Умара и Анаса ибн Малика, а также и аль-Хаким от Са?да ибн Аби аль-Ваккаса, добавив, что хадис ? с достоверным иснадом (изводом).

[x1]Хадис мурсаль с достоверным иснадом Тот, кого не удерживает его молитва от разврата и осуждаемого, не добьется от Аллаха ничего, кроме удаления? приводит ?Али ибн Ма?бад в ?Китаб ат-та?ат ва аль-ма?сийа?. Также этот хадис приводят ат-Табарани и Ибн аль-Мардавайхи: последний в своем тафсире Корана от Ибн ?Аббаса, а ат-Табарани ? в рассказе от Ибн Мас?уда со словами: ?Тот, кого его молитва не подвигла к совершению одобряемого и не заставила воздержаться от запрещенного? с достоверным иснадом.

[x1i]Хадис мурсаль ?Посланник Аллаха разговаривал с нами и с Ним. Если наступало время молитвы, то он делался таким, будто он не знал нас, а мы не знали его? приводит аль-Азади в ?Ад-Ду?афа? от Суэйда ибн Гафлы со словами: ?Пророк Мухаммад, если слышал азан (призыв на молитву), то делался таким, будто он не узнавал никого из людей?.

[x1ii]Я (аль-Хафиз аль?Ираки) не обнаружил источник хадиса ?Аллах не смотрит на молитву того, кто не присутствует в ней одновременно сердцем и телом?. Этот хадис приводит Мухаммад ибн Наср в ?Китаб ас-салят? о слов ?Усмана ибн Аби Дахраша как хадис мурсаль: ?Аллах не подступит близко к Своему рабу, пока не увидит его сердце, слитое с телом воедино?. Этот хадис приводит Абу Мансур ад-Дильми в ?Муснад аль-Фирдоус? от Абу ибн Ка?аба со слабым иснадом (изводом).
[x1iii]Хадис: ?Посланник Аллаха увидел человека, теребившего свою бороду во время молитвы, и сказал: ?Если бы его сердце смирилось, то смирились бы и члены его тела? приводит аль-Хаким в ?Ан-Навадир? от Абу Хурайры со слабым иснадом (изводом). Известно, что этот хадис дошел со слов Са?ида ибн аль-Мусаййиба, о чем рассказывает Абу аш-Шейба в ?Аль-Маснаф?.


 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |  


Новое на сайте


Имам аль-Газали. Письмо к сыну

Виртуальные технологии "неисламского суфизма"



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2012 SUFIZM.RU. All right reserved. Дизайн: Эркен Кагаров kagarov@imadesign.ru
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru