Суфизм.Ру

Истолкование вероучения суннитов о двух частях аш-Шахады - одной из основ Ислама


Очищение (ат-танзих)


Очищение (ат-танзих) [означает], что Он ? ни тело (джисм), представляемое в каком-либо виде, ни ограниченная, определенная размером субстанция (джаухар); что Он ? не сравним с телами ни в отношении определения размера, ни в отношении допущения делимости; Он ? ни субстанция, и субстанции не пребывают в нем, ни акциденция (?арад) [1], и акциденции не пребывают в нем, нет, Он ? не подобен существующему (мауджуд), и существующее не подобно Ему;

?Нет ничего, подобного Ему? (Коран, 42:9 (11)), и Он не подобен чему-либо; что Его не ограничивает размер, не окружают края, не охватывают стороны, не объемлют ни земли, ни небеса; что Он утвердился на Троне таким образом, как Он сказал, и в том смысле, как Он пожелал, ? утверждением, свободным от соприкосновения, пребывания, занятия места, помещения и перемещения, Его не несет Трон, нет, Трон и его носильщики несомы милостью Его могущества, принужденные Его властью, Он же ? над Троном и небом, над всем ? до пределов земли, таким возвышением, которое не превосходит Его близостью к Трону и небу, как не превосходит Его и удаленностью от земли и ее недр, нет, Он ? Возвышающийся над Троном и небом, как и Возвышающийся над землей и ее пределами. И вместе с тем, Он близок ко всему существующему, Он ближе к рабу Божьему, чем сонная артерия [2]:

?Он ? свидетель (шахид) над всем? (Коран, 34:46 (47)), поскольку Его близость не подобна близости тел, как не подобна Его сущность сущности тел; Он не пребывает ни в чем, как ничто не пребывает в Нем, Он ? превыше того, чтобы Его заключало в себе пространство, так же как и свободен от того, чтобы Его ограничивало время, нет, Он был до того, как сотворил время и пространство, и ныне Он ? в том состоянии, в котором был [до сотворения времени и пространства]; что Он отличается от всего, что сотворил, Своими атрибутами, ? нет в Его сущности ничего, кроме Него, и нет Его сущности ни в чем, кроме Него; что Он ? свободен от изменения и превращения, ? Его не постигают случайности и не поражают превратности, нет, в отношении качеств Своего величия Он не перестает быть свободным от исчезновения, а в отношении атрибутов [3] Своего совершенства ? не нуждающимся в дополнении совершенства; что в сущности Его ? бытие, познаваемое разумом, сущность, доступная взорам [людей на том свете] как милость и благодеяние с Его стороны к благочестивым в вечном жилище (потустороннем мире) и как завершение с Его стороны блаженства взирать на Его славный Лик.


[1] Арад (мн. ч. а?рад) ? у мутакаллимов обозначает всякую пространственно- временной и количественно-качественной определенность (охватывая, таким образом, и ?форму? и ?акциденцию? в их аристотелевской трактовке) тела: цвет, вкус, запах, теплота, холод, влажность, сухость и т. п.; измерения (длину, ширину, глубину) и фигуры; ?состояния?; человеческие действия и т. д. (см. выше).

[2] ?Мы ближе к нему, чем шейная артерия? (Коран, 50:15 (16)).

[3] То есть, качеств.

При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2006 SUFIZM.RU. All right reserved.
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru