Речь (аль-калам)
Речь (аль-калам) [означает], что Всевышний ? говорящий, повелевающий, запрещающий, обещающий, грозящий посредством изначального, предвечного Слова (речи), существующего в Его сущности, ? оно не похоже на речь тварей, но не является ни звуком, который возникает от извлечения воздуха или стука тел, ни буквой, которая прерывается смыканием губ или приведением в движение языка; что Коран, Тора, Евангелие, аз-Забур [1] ? Его Священные Писания (Книги), ниспосланные Его посланникам, мир им, что Коран читается устами, записывается в списках, хранится в сердцах и что вместе с тем он [Коран] ? вечен, существует в сущности Аллаха Всевышнего, неотделим и неразделим при перемещении в сердца и на листы (бумаги); что Муса (Моисей), да благословит его Аллах и приветствует, слышал речь Аллаха не посредством звука и не посредством буквы, подобно тому, как в потустороннем мире праведники видят сущность Аллаха Всевышнего без субстанции и без акциденции (?арад) [2], и если у Него были эти атрибуты (качества), то Он был живым, знающим, могущим, желающим, слышащим, видящим, говорящим посредством жизни, могущества, знания, желания, слуха, зрения, речи, а не посредством чистой [лишенной атрибутов] сущности.
[1] Аз-Забур ? Священное Писание, ниспосланное пророку Дауду (Давиду), но впоследствии утраченное людьми. [2] То есть, не в виде тела, обладающего пространственно-временной и количественно-качественной определенностью. |