Суфизм.Ру

Истолкование вероучения суннитов о двух частях аш-Шахады - одной из основ Ислама


Вторая (часть) речения


Вторая (часть) речения, а это ? свидетельствование о посланничестве (рисала) посланников, означает, что [Аллах] послал пророка, простого курайшита Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, со своим Посланием ко всем арабам и не-арабам, джиннам и людям и отменил своим Законом (шари?атом) [прежние] законоуложения [1], кроме того из них, что Он [вновь] подтвердил. Он предпочел (Мухаммада) всем прочим пророкам и сделал его предводителем (саййид) рода человеческого. Он [Аллах] укрепил полноту веры свидетельствованием о признании Единобожия, а это слова ?Нет никакого бога, кроме Аллаха? (Ла илаха илла Ллаха), ? пока с ним не соединилось свидетельствование о Посланнике, а это твои слова ?Мухаммад ? посланник Аллаха? (Мухаммадун расулу Ллахи), и вменил в обязанность людям признать его [Пророка Мухаммада] правдивым во всем том, о чем он [Пророк] сообщил из вещей мирской жизни и потустороннего мира; что не принимается вера раба Божьего, пока он не уверует в то, [что последует] после смерти, о чем сообщил [Посланник].

И начало этого ? вопрошание Мункара и Накира [2], а это ? два ужасных, внушающих страх существа, которые усаживают раба в его могиле прямо, обладающим духом и телом, и спрашивают его о Единобожии и посланничестве, говоря ему: ?Кто твой Господь Бог, какова твоя вера, кто твой пророк?? ?Это ? два могильных мучителя? [3], а ?их вопрошание ? начало мучения после смерти? [4]; что он верит в наказание в могиле [5], что оно ? истинно, а Его приговор ? справедлив к телу и духу [его, раба Божьего], как Он того пожелает; что он верит в Весы (Мизан) с двумя чашами и сторожком [6], ? по величине их описывают подобными ярусам небес и земли, ? могуществом Всевышнего Аллаха на них взвешиваются деяния [людей], а разновески в тот день ? тяжести пылинки и горчичного семени ради установления полной справедливости; списки добрых дел в прекрасном виде кладут на светлую чашу, и весы отягощаются ими соразмерно их достоинствам пред Аллахом по милости Аллаха, списки же плохих дел в безобразном виде бросают на темную чашу, и весы облегчаются ими по справедливости Аллаха; что он [раб Божий] верит в то, что Путь (ас-Сират) ? истина [7], а это ? мост, протянутый над главной частью преисподней, острее меча и тоньше волоска, ноги неверующих по приговору Аллаха, хвала Ему, скользят по нему, и они низвергаются в Ад, ноги же верующих по милости Аллаха твердо держатся на мосту, и они отправляются в постоянное жилище (Рай ? Дар аль-карар); что он верит в посещаемый водоем [8], водоем Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, из которого верующие пьют перед вхождением в Рай, после прохождения Моста: кто выпил из него глоток, тот после него никогда не испытает жажды; ширина пруда ? пространство, преодолеваемое за месяц, вода его ? белее молока, слаще меда, вокруг него ? кувшины, количество которых ? по числу звезд на небе [9], в водоеме ? два сточных желоба [10], которые вливается в него из (райской реки) аль-Каусар; что он верит в отчет (аль-Хисаб) (Божий Суд) и в различие людей в нем, подразделяемых на оспариваемых в [День] отчета (В Судный день), прощаемых в этот День и тех, кто входит в Рай без отчета [11], а это ? приближенные (мукаррабун) [к Аллаху]; Всевышний Аллах спросит тех, кого Он пожелает из пророков, о сообщении (ими) Послания, и тех, кого Он пожелает из неверующих, об обвинении [ими] во лжи посланников , спросит людей, вводивших недозволенные новшества (мубтади?а) о Сунне [12], спросит мусульман о деяниях [13] что он верит в выведение исповедующих Единобожие (муваххидун) из Ада после наказания, так что в преисподней по милости Всевышнего Аллаха не останется ни одного единобожника [14] и ни один единобожник не будет вечно пребывать в аду; что он верит в заступничество (шафа?а) пророков [15], затем ? ученых мужей (?улама?), затем ? мучеников за веру (шухада?), затем ? всех мусульман в соответствии с их достоинством и местом перед Всевышним Аллахом, а кто из верующих остался, не имея заступника, тот будет выведен [из Ада] по милости Аллаха, Велик Он и Славен, и ни один верующий не будет вечно пребывать в Аду, нет, тот, в чьем сердце была вера весом хотя бы с пылинку, будет выведен из него; что он признает достоинство сподвижников [Посланника], да будет доволен ими Аллах, в порядке их [заслуг], что самый достойный из людей после Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, ? Абу Бакр ас-Сиддик, затем ? ?Умар ибн аль-Хаттаб, затем ? ?Усман ибн ?Аффан, затем ? ?Али ибн Аби Талиб, да будет доволен ими Аллах [16]; что он [раб Божий] хорошего мнения о всех сподвижниках и восхваляет их [17]; как восхваляет Аллаха, Всемогущ Он и Велик, и Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует всех их!

Все это ? из того, о чем сообщают рассказы [выдающихся имамов, основателей мазхабов] и о чем свидетельствуют предания [праведных предшественников], и кто признал все это, будучи убежденным в этом, тот ? из числа людей истины (ахл аль-хакк) и приверженцев Сунны, тот оставил толпу заблуждения (далал) и людей ?недозволенных новшеств? [в религии] (аль-бид?а). И мы просим у Аллаха совершенства достоверного знания (йакин) и твердости в вере для нас и для всех мусульман благодаря Его милости, ибо Он ? самый милостивый из милосердных, и да благословит Аллах нашего предводителя Мухаммада и каждого избранного раба!



[1] С которыми были посланы к своим народам прежние посланники.

[2] Хадис о вопрошании Мункира и Накира привели ат-Тирмизи и Ибн Хиббан от Абу Хурайры: ?Когда мертвого похоронят, к нему предстанут два черных голубоглазых ангела. Один ? аль-Мункир, другой ? ан-Накир?. В обоих сборниках ?Сахих? [аль-Бухари и Муслима] приведен хадис от Анаса ибн Малика: ?После того, как раба Божьего предадут земле и удалятся его близкие, и еще будет слышен шорох их сандалий, к нему предстанут два ангела, и он сядет [перед ними]?.
Хадис ?Это ? два могильных мучителя? приведен Ахмадом ибн Ханбалом и Ибн Хиббаном от ?Абдаллаха ибн ?Умара ибн аль-Хаттаба, рассказавшего, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул о двух могильных мучителях и ?Умар ибн аль-Хаттаб сказал: ?Разве умы наши возражают??


[3] Хадис ?Это ? два могильных мучителя? приведен Ахмадом ибн Ханбалом и Ибн Хиббаном от ?Абдаллаха ибн ?Умара ибн аль-Хаттаба, рассказавшего, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул о двух могильных мучителях и ?Умар ибн аль-Хаттаб сказал: ?Разве умы наши возражают??

[4] Я (аль-Хафиз аль-?Ираки) не обнаружил источника цитирования хадиса ?А их вопрошание ? начало мучения после смерти?.

[5] Оба шейха [аль-Бухари и Муслим] привели хадис о наказании в могиле от ?Аиши: ?Вы [люди] будете подвергаться наказанию в могиле?. Оба шейха привели в хадисе от Абу Хурайры и ?Аиши мольбу Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, к Аллаху с просьбой уберечь его от наказания могилы.

[6] Хадис о Весах (Мизан) с двумя чашами и сторожком, что по величине подобны ярусам небес и земли привел аль-Байхаки от ?Умара, передавшего хадис: ?Вера (иман) ? чтобы ты верил в Аллаха, в Его ангелов, в Его книги, в Его посланников, в Рай, в Ад и Весы?. У Муслима этот хадис приведен без упоминания Весов (Мизан). Абу Дауд привел хадис от ?Аиши: ?При Весах ? места; никто не будет упомянут у Весов, пока не станет известно ? легок ли его вес или тяжел?. В хадисе, приведенном Ибн Мардавайхом от ?Аиши, добавлено толкование слов ?Аиши: ?Мы уже знаем о Весах ? они из двух чаш, в одну ложится что-то, в другую ? что-то другое, одна перевешивает, а другая оказывается легче?. В хадисе, приведенном ат-Тирмизи от Анаса ибн Малика, приводятся слова [Пророка]: ?Позови меня у Весов, [о, ?Аиша]!? В хадисе от ?Абдаллаха ибн ?Умара говорится: ?Лист бумаги с записями ложится на одну чашу, а на другую ? другой лист?. Ибн Шахин привел в сочинении ?Китаб ас-Сунна? хадис от Ибн ?Аббаса: ?Чаша Весов ? как ярус всего земного мира?.

[7] Хадис ?Вера в Сират, а это ? мост, протянутый над главной частью преисподней (Адом), острее меча и тоньше волоска? привели оба шейха [аль-Бухари и Муслим] от Абу Хурайры, рассказавшего хадис: ?Сират (Мост) будет установлен над преисподней?. Оба шейха привели [также] хадис от Абу Са?ида: ?Затем будет установлен Мост над преисподней?. В хадисе Муслима от Абу Са?ида добавлено: ?Мост тоньше волоска и острее меча. Ахмад ибн Ханбал возвел хадис к ?Аише, а аль-Байхаки в ?Ша?б аль-иман? привел хадис, возведя к Анасу ибн Малику, а в другой книге привел хадис как слабый (да?иф), приведя этот хадис как хадис мурсиль от ?Убайда ибн ?Амира и со слов Ибн Мас?уда: ?Мост ? как острие меча?. И концовка хадиса указывает, что этот хадис ? хадис марфу?.


[8] Хадис о вере в посещаемый водоем, из которого пьют верующие, привел Муслим от Анаса ибн Малика в связи с ниспосланием аята ?Поистине, Мы даровали тебе обильный? (Коран, 108:1). [Хадис]: ?Это ? водоем, из которого будет пить моя община, где сосуды ? по числу звезд [на небе]?. Оба шейха [аль-Бухари и Муслим] привели хадис от ?Ибн Мас?уда, ?Укбы ибн ?Амира, Джандабы, Сахля ибн Са?да: ?Я щедро наделю вас из водоема? и хадис от Ибн ?Умара ?Что же для вас, то ? водоем?. В ?Сахих? [Муслима] хадис о водоеме упомянут с передачей от Абу Хурайры, Абу Са?ида, ?Абдаллаха ибн ?Умара, Хузайфы, Абу Зарра, Джаниса ибн Самра, Харисы ибн Вахба, ?Аишы, ?Умм Саламы и Асма?.

[9]Хадис ?Кто выпил из него глоток, тот после него никогда не испытает жажды; ширина пруда ? пространство, преодолеваемое за месяц; вода его ? белее молока, слаще меда, вокруг него ? кувшины-Бухари и Муслим] от ?Абдаллаха ибн ?Амру. Они также привели хадис от Анаса ибн Малика, где сказано: ?Кувшины ? число которых как число звезд на небе?, А у Муслима приведен также хадис, где говорится: ?[Кувшины, число которых] больше числа звезд на небе?.

[10] Хадис ?В водоеме ? два сточных желоба, которые вливаются в него [из райской реки] аль-Каусар? привел Муслим от Саубана Йагта, где говорится: ?В водоеме ? два желоба, которые тянутся из Рая, один ? из золота, другой ? из серебра (олова)?.

[11] Хадис ?Вера в отчет (аль-Хисаб) и в различие людей в нем, подразделяемых на оспариваемых [в день] отчета, прощаемых в этот день и тех, кто входит в Рай без отчета? привел аль-Байхаки от ?Умара ибн аль-Хаттаба, спросившего Пророка Мухаммада: ?О, Посланник Аллаха, что есть вера??, а тот ответил: ?Вера в Аллаха, в Его ангелов, Его книги, Его посланников, в смерть и в воскрешение после смерти, в отчет [в Судный день], в Рай, в Ад, и в божественное предопределение (аль-кадар)?. У Муслима этот хадис приведен без упоминания отчета. Оба шейха [аль-Бухари и Муслим] привели хадис от ?Аиши: ?Кто будет оспариваем [в день] отчета, тому ? наказание?. Она спросила: ?Разве Аллах не говорит: ?Будет наказан легким наказанием??? Он [Пророк] сказал: ?Это ? день отчета?. Оба шейха привели хадис от Ибн ?Аббаса: ?Представлю другим общинам и скажу: ?Это ? моя община и в ней есть семьдесят тысяч тех, которые войдут в Рай без отчета и без наказания?.У Муслима приведен хадис от Абу Хурайры и ?Амрана ибн Хасина: ?Семьдесят тысяч войдут в Рай без отчета и наказания?. Аль-Байхаки привел хадис от ?Амру ибн Хазма с добавлением: ?И к каждому из семидесяти тысяч Он присовокупит семьдесят тысяч?. Ахмад ибн Ханбал привел хадис от ?Абдрахмана ибн Аби Бакра с нижеследующим добавлением: ?Он [?Абдрахман] спросил: ?Разве ты не попросил увеличения?? Он [Пророк] ответил: ?Просил увеличения и Он присовокупил к каждому из семидесяти тысяч семьдесят тысяч?. [?Абдрахман] вновь спросил: ?Разве не попросил увеличения?? [Пророк] ответил: ?Я уже попросил увеличения и Он присовокупил вот столько?. И ?Абдрахман ибн Абу Бакр утешился?.

[12] Хадис о том, что Всевышний спросит людей, вводивших недозволенные новшества, о Сунне привел Ибн Маджих от ?Аиши, которая привела хадис: ?Кто обсуждал Божественное предопределение (аль-кадар), будет спрошен об этом в Судный день? и от Абу Хурайры: ?Всякий, кто молится, уповая на что-то [другое, кроме Бога], предстанет в Судный день как обязанный ответить за тот свой призыв, что он обращал к тому [другому]?. Иснады (изводы) обоих хадисов слабые.

[3]Хадис о том, что Всевышний спросит мусульман о деяниях привели авторы [всех шести] сборников под названием ?Сахих? от Абу Хурайры, который привел хадис: ?Первое, о чем будет спрошен раб Божий в Судный день, ? это об исполнении обязательной ежедневной молитвы (салят)?. Об этом ниже в ?Книге о молитве (салят)?.

[14]Хадис о выведение исповедующих Единобожие (муваххидун) из Ада после наказания, так что в преисподней по милости Аллаха не останется ни одного единобожника, привели оба шейха [аль-Бухари и Муслим] от Абу Хурайры в виде пространного хадиса: ?Когда Аллах завершит Суд над Своими рабами и пожелает вывести из огня тех, кого Он пожелает вывести из Милости Своей, Он велит Своим ангелам вывести из огня тех, кто не придавал Ему сотоварища, тех, кого Он пожелает избавить от огня за то, что они говорили: ?Нет бога, кроме Аллаха??.

[15]Хадис о заступничестве пророков, затем ? ученых мужей, затем ? мучеников за веру, за тем ? всех мусульман в соответствии с их достоинством и местом перед Аллахом, а кто из верующих остался, не имея заступника, тот будет выведен из огня по милости Аллаха, и не один верующий не будет вечно пребывать в Аду, нет, тот, в чьем сердце была вера весом хотя бы с пылинку, будет выведен из него, привел Ибн Маджих [с изводом] от ?Усмана ибн ?Аффана, рассказавшего хадис: ?В Судный день три категории людей будут оказывать заступничество ? пророки, затем ученые мужи, затем мученики за веру?. Этот хадис упомянут в ?Книге знания?. Также хадис привели оба шейха [аль-Бухари и Муслим] от Абу Са?ида аль-Худари: ?Выведите из огня того, у кого в сердце была вера весом с пылинку?.

[16] Хадис о том, что самый достойный человек после Пророка Мухаммада, да благословит его Аллаха и приветствует, ? ?Абу Бакр ас-Сиддик, затем ? ?Умар ибн аль-Хаттаб, затем ? ?Усман ибн ?Аффан, затем ? ?Али ибн Аби Талиб привел аль-Бухари от Ибн ?Умара: ?Мы при жизни Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, отдавали предпочтение одним людям над другими, и отдавали предпочтение Абу Бакру, затем ? ?Умару ибн аль-Хаттабу, затем ??Усману ибн ?Аффану?. Абу Дауд привел этот хадис в следующем виде: ?Мы при жизни Посланника Аллаха отдавали предпочтение Абу Бакру, затем ? ?Умару ибн аль-Хаттабу, затем ? ?Усману ибн ?Аффану?. А ат-Табарани привел этот хадис с добавлением: ?Это слышал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и не порицал?.


[17]Хадис о том, что раб Божий хорошего мнения о всех сподвижниках и восхваляет их привел ат-Тирмизи от ?Абдаллаха ибн Магфала, рассказавшего хадис: ?Аллах с моими сподвижниками, не будьте о них плохого мнения!?, оба шейха [аль-Бухари и Муслим] от Абу Са?ида, рассказавшего хадис: ?Не порочьте моих сподвижников? и ат-Табарани от Ибн Мас?уда, рассказавшего хадис: ?Если упомянут моих сподвижников, то придерживайтесь [о них хорошего мнения]?.


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2006 SUFIZM.RU. All right reserved.
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru