Rambler's Top100
История Суфизма
Цель и путь Суфия
Пророк и шейхи
Шейх и ученик
Путь постижения Бога
О чудесах
Суфизм и наука
Суфизм в России
Библиотека
Изречения Мудрых
Гостевая книга
Карта сайта
О проекте
Главная

 Подписаться на новости



Двадцать пять лекарств


Уважаемый читатель!


Если ты болен, прими это послание как лечебное средство особого свойства. Отдаю его тебе в том виде, в каком источает его мое сердце, и не испорчено оно повторным анализом мысли. Да будет оно утешением для тебя в болезни твоей, ибо содержится в нем рецепт духовного очищения и пожелание скорейшего выздоровления от посетившего тебя в минуты твоей хвори Саида Нурси…Пусть не смутит и не покоробит тебя неуклюжесть и резкость некоторых моих слов. И упомяни меня в своих молитвах перед Всевышним.

ПЕРВОЕ ЛЕКАРСТВО

Послушай, о беспомощный больной!

Ты не волнуйся и потерпи. Твоя болезнь - не страдание, а утешение особого рода. Жизнь твоя подобна сокровищу или денежным накоплениям, и если нет в ней приобретений, то истратится она и опустеет, как кошель транжиры и распутника. Если же живешь ты безмятежно, в покое и отстраненности от путей познания - уйдет твоя жизнь очень быстро, как вода сквозь пальцы. Однако болезнь твоя - это путь и способ обретения огромной выгоды от того "наследства", которое даровано тебе Всевышним.
Болезнь препятствует быстрому течению жизни, одновременно задерживает и продлевает ее, с тем, чтобы закончилась она, лишь после того, как принесет она свои плоды. Поэтому и говорится в народе о болезни: "Время тягот длится долго, время веселья - быстротечно".

ВТОРОЕ ЛЕКАРСТВО

Послушай, о нетерпеливый больной!

Терпи и будь благодарен Всевышнему, ибо каждая минута поклонения Ему, совершенная в болезни, может быть приравнена к долгим часам смирения и покорности в дни, когда ты здоров и полон сил. Разве не слышал ты раньше о двух видах поклонения?

Одно из них предписано самим Творцом в Священном Коране: это молитва, пост или другие известные обряды. Второе же - не столь строго, но часто обладает огромной силой, ибо совершается в минуты болезни и бед, через которые человек во всей полноте осознает свою беспомощность и слабость. Обращаясь с просьбой о защите к Всевышнему Создателю и ища Его поддержки, человек совершает поклонение внутреннее - чистосердечное и искреннее.

Согласно достоверным хадисам, дни болезней верующего считаются поклонением уже и тогда, когда он не жалуется на Всевышнего Аллаха. Более того, достоверно известно, что есть такие терпеливые и восхваляющие Всевышнего Творца люди, минута болезни которых равносильна одному часу поклонения. Будь же благодарным Аллаху за то, что по причине болезни одна минута твоей земной жизни может равняться тысячам минут жизни вечной. Инша Аллах, это облегчит твои страдания!

ТРЕТЬЕ ЛЕКАРСТВО

Послушай, о несносный больной!

Смерть явившихся в этот мир и старость тех, кто прежде был молод, лишь еще раз доказывают, что человек явился на этот свет вовсе не ради удовольствия и наслаждений.

Человек же часто оказывается слеп, глуп и недальновиден: он живет беспокойной жизнью, полной грустных воспоминаний о былых удовольствиях в боязни грядущих невзгод. И это несмотря на то, что он является самым совершенным созданием, занимающим наивысшее положение среди остальных существ.

Человек не пришел в этот мир лишь для сладкой жизни, для легкого и беззаботного времяпрепровождения. Жизнь его подобно капиталу. И как он им распорядится для будущей жизни - зависит от него самого. Если не будет болезней, хорошее здоровье может привести человека к небрежности - жизнь полная удовольствий, заставит его забыть о Будущей жизни, и он не захочет вспоминать о смерти и о Творце, дающем жизнь и низводящем человека в могилу… Блестящее здоровье может стать причиной беспутной растраты ценной жизни-капитала на развлечения и удовольствия.

Болезнь мгновенно открывает глаза, говорит человеку и его телу: "Ты не бессмертен и не должен быть праздным, у тебя есть обязательства. Оставь свое высокомерие, подумай о Создателе. Знай, что рано или поздно ты попадешь в могилу и готовься к этому". Болезнь является верным предупреждением и духовным наставлением. Не следует на нее жаловаться. Если, пребывая в болезни, тебе слишком сложно восхвалять Всевышнего - то хотя бы проси у Него терпения…

ЧЕТВЕРТОЕ ЛЕКАРСТВО

Услышь, о сетующий на судьбу!

Разве вправе ты стенать и жаловаться? Ведь тело и органы - не твое имущество. Разве ты их создал? Или, может быть, приобрел их в лавке у торговца? Пойми, что истинный Владелец - Бог, Творец всего сущего, и Он распоряжается всем так, как угодно Его Воле. Так будь же благодарен и терпелив и не ропщи, ибо все, что делается - делается для твоего же блага.

В "Двадцать шестом слове" приводится следующий пример: довольно богатый, талантливый портной решил показать свое высокое мастерство и искусную работу. Мастер предложил нищему исполнить роль модели, на которого за определенную плату и всего на один час, он наденет свое изделие. Портной продолжит работу на этом человеке, придавая платью с помощью ножниц, ниток и иглы различный вид: он будет изменять, срезать, укорачивать и удлинять его, чтобы показать окружающим всевозможные грани своего мастерства. Так будет ли прав этот бедняга, если он скажет мастеру: "Ты стесняешь меня, укорачиваешь мою одежду, всячески портишь красоту и надоедаешь мне, заставляя принимать ту или иную позу"? Может ли этот нищий сказать, что такое поведение мастера "несправедливо и безжалостно"?

Узри же, о стенающий больной, что Всевышний Создатель наделил тебя "телесной одеждой", украшенной сердцем и чувствами, дал тебе оба глаза, уши и разум. Только Он распоряжается тобой и изменяет состояние твоих чувств и органов, являя тебе таким образом из милости Свои прекрасные Имена. Узнай же через болезнь свою Имя Всевышнего -

Шафи [1], так же, как при чувстве голода узнаешь иное Его Имя - Ар-Раззаку . Огорчения и несчастья содержат в себе сияние Мудрости и луч Милости. Если приоткроется занавес, то за ужасающей и пугающей болезнью найдешь ты прекрасную Мудрость и любовь Всевышнего.

ПЯТОЕ ЛЕКАРСТВО

Послушай, одержимый болезнями и постигни смысл происходящего с тобой!

Охватившая тебя болезнь - это одна из Милостей Всевышнего, Его особый дар тебе. За последние восемь-десять лет у меня побывало немало молодых людей, подвергнутых болезням и хворям, просивших меня (хоть я и не достоин этого) помолиться о них перед Всевышним. И заметил я, что всякий побывавший у меня больной молодой человек, в отличие от здоровой молодежи, задумывался о Вечной жизни… Не было у них опьянения здоровьем и молодостью. Так через свой недуг начинали избавляться они от невежества и от таящихся в нем животных страстей. А я наблюдал и г22оворил им, что переносимые болезни являются проявлением Милости Всевышнего Творца.

Говорил им так: "Друзья мои, я не против ваших болезней, и они не вызывают у меня чувства жалости к вашим страждущим телам. И будет ли вам польза от моей молитвы о вашем исцелении? Не лучше ли вам терпеть до тех пор, пока болезнь не пробудит вас полностью. А после того, как вы выполните долг больного, Всевышний Творец даст вам исцеление, если только пожелает".

Говорил также:



"О болезный юноша! Часть твоих здоровых сверстников, пребывает в невежестве, не думая о смерти, и забыв о Всевышнем. Мнимыми и быстротечными наслаждениями мирской жизни они разрушают свою Вечную жизнь. Своим страждущим взором ты видишь могилу - дом, куда попадешь во что бы то ни стало. Следовательно, болезнь для тебя - здоровье, а здоровье твоих друзей - в сущности - болезнь".

ШЕСТОЕ ЛЕКАРСТВО

Послушай, о взроптавший на судьбу больной!

Прошу тебя, подумай о прошедшей жизни, припомни былые удовольствия, беззаботные дни, а также время, наполненное горестями и печалью. И думается мне, что с уст твоих сорвется "Ах!" или "Ох!", а сердце будет восклицать: " Хвала Всевышнему Творцу!" или "Ва хасрета, ва эсефа! "[3]

Заметил ли ты, что воспоминания о прошедших несчастьях и трудностях, некогда постигших тебя, - теперь дают тебе внутреннее удовольствие и вызывают желание благодарить, и ты восклицаешь: "Хвала Создателю!"

То, отчего ты говоришь "Ва хасрета, ва эсефа!" - это наслаждение от осознания, что невзгоды и недуги позади, это радость избавления от боли. Однако исчезая, они нередко оставляют столь присущее человеку о2щущение душевной боли. И стоит только вспомнить о прошлых страданиях, как человека снова одолевают грусть и тоска. Один день запрещенного развлечения нередко вызывает у человека грусть в течение целого года. А временное однодневное огорчение - дает несколько дней внутреннего наслаждения, радость от получения вознаграждения и чувство избавления от того, что вызвало печаль. Подумай о результате твоей болезни, о сокрытом в нем вознаграждении. Скажи: "И это пройдет, о мой Создатель!", не жалуйся и возноси благодарность Аллаху.

ШЕСТОЕ ЛЕКАРСТВО [4]

Послушай, о мой болезный друг, страдающий при мысли об удовольствиях мирской жизни, ·

если бы этот мир был постоянным,

если бы на нашем пути не было смерти, если бы не дули ветры бренности и безрезультатности,

если бы в будущем, полном трудностей, сильнейших метелей, не было духовных зим, я вместе с тобой сокрушался бы о твоем здоровье.
Но поскольку в один день этот мир скажет нам: " Вперед, на выход!", закроет уши, не желая слушать наших стенаний и причитаний, мы, обратив внимание на преду2преждающие нас болезни, еще до того, как будем изгнаны, прямо сейчас должны отказаться от любви к нему. Так не приложить ли нам усилия до того, как этот мир прогонит нас - и сердцем отказаться от него.

Болезнь, передавая нам этот смысл, как бы говорит: "Твое тело - не из камней и стали. Оно состоит из миллионов готовых к распаду частиц. Так оставь же высокомерие, пойми свою беспомощность, познай Творца - истинного Владыку всего сущего. Осознай свой долг перед Ним и пойми, зачем ты пришел в этот мир". Твое сердце тайно предупреждает тебя об этом, нужно лишь прислушаться к нему.


Мирские удовольствия и наслаждения непродолжительны. Многие из них наполняют твое сердце греховной страстью и низменными желаниями. Не грусти из-за того, что ты лишаешься их по причине своей болезни; старайся думать о духовном поклонении и о той радости, которую оно тебе принесет.

СЕДЬМОЕ ЛЕКАРСТВО

Послушай, человек, потерявший сладостное ощущение здоровья!

Твоя болезнь не отнимает у тебя приятного ощущения здоровья, дарованного Всевышним, а, наоборот, заостряет и увеличивает его. Истинно богобоязненные люди говорят: "Все познается в сравнении".

Не будь темноты, мы не узнали бы, что такое свет и не познали бы чувства комфорта от его созерцания. Если бы не было холода, мы никогда не испытали бы радость наслаждения теплом. Не будь ощущения голода - еда не доставила бы нам удовольствия. Если тебя никогда не одолевала жажда, вряд ли питье принесет тебе настоящее блаженство.

Если нет болезней, здоровье не дает чувства истинной удовлетворенности. Посылая человеку недуг и страдание, Всевышний дарит своим творениям возможность осознать величие Его Милости и Щедрость, тем самым побуждая человека к постоянному поминовению Его. Обладая различными органами чувств, человек способен к восприятию безграничного количества даров своего Создателя, к истинному пониманию того, что здоровье и болезни - от Всевышнего, и есть в происходящем с ним тайный смысл.

Спрашиваю тебя: "Если бы болезнь не коснулась твоей головы, рук или желудка, смог бы ты почувствовать наслаждение оттого, что они у тебя здоровы, и вознести за это хвалу Всевышнему Творцу? ". Ты бы, наверное, даже не задумался об этом, а по невежеству растратил бы и подорвал свое здоровье в суетных житейских страстях и бездуховной распущенности.

ВОСЬМОЕ ЛЕКАРСТВО

Послушай, больной человек, думающий о Вечной жизни!

Болезнь, подобно мылу, смывающему грязь, очищает тебя от грехов. Как сказано в хадисе [5] : "Болезнь - это ниспосланное Всевышним прощение наших грехов". Другой хадис гласит: "Подобно тому, как с дерева падают созревшие плоды, во время болезни человек избавляется от грехов".

Грехи, совершенные тобой, - это вечные болезни твоей будущей Вечной жизни; а в жизни этой они - твоя внутренняя болезнь сердца, совести, души.

Если ты проявишь терпимость и не будешь жаловаться, то временная болезнь избавит тебя от многих вечных мучений. Если ты не задумываешься о грехах и о Вечной жизни, не знаешь Всевышнего Творца, то в тебе сокрыт ужасный недуг, который во много раз сильнее твоих телесных хворей. И об этом тебе действительно стоило бы поплакать.

Твое сердце, твоя душа и твое "я" тесно связаны со всем, что окружает тебя на этой земле. С твоим духовным падением эти связи рвутся, и ты получаешь множество скрытых сердечных ран. Твое духовное "тело" подорвано болезнями и страдает - главным образом из-за того, что ты не задумываешься о Вечной жизни, а смерть представляешь как полное исчезновение. Уверуй в Создателя, ибо это самое эффективное лекарство, дающее тебе желанное исцеление. Самый короткий путь обретения такого лекарства - это путь познания Всемогущества и Милости Всевышнего Творца, который открывается тебе через осознание твоей собственной слабости и беззащитности перед Волей сотворившего тебя Бога; путь, до сих пор скрытый "завесой" твоего благополучия, которая, наконец, приподнята нездоровьем и болячками.

На голову того, кто не знает Создателя, то и дело изливается множество душевных бед - тоски, неудовлетворенности, депрессии, жизненной усталости, пессимизма, мыслей о самоубийстве. В то время, как жизнь познавшего своего Создателя, наполнена светом и радостью; он воспринимает окружающий мир сквозь призму своей веры. А внутренняя радость, наслаждение, здоровье, идущие от веры, полностью затмевают телесные страдания, причиненные болезнями.

ДЕВЯТОЕ ЛЕКАРСТВО

Послушай, больной, узнавший своего Творца!

От того, что иногда болезнь становится причиной смерти, в моменты недомогания тобой овладевают страх и душевная боль. Для неосведом-ленного человека смерть представляется чем-то очень страшным. И потому болезни, которые могут стать причиной смерти, пугают и беспокоят его.

Знай, что момент твоей смерти определен и неизменен. Умирали здоровые, проливавшие слезы у изголовья тяжело больных, в то время, как сами больные излечивались и продолжали жить.

Смерть не такое страшное событие, как может показаться на первый взгляд. Разве не понял ты, читая Священный Коран, что для верующего человека - смерть это

- избавление от тягот мирских забот;

- конец поклонению, которое в этом мире испытаний выражается через

покорность предписанному;

- повод для встречи с ушедшими в иной мир друзьями и родственниками,
которые составляют девяносто девять процентов всех близких нам людей;

- способ попасть на истинную родину, в вечный мир благоденствия;

- приглашение перехода из этого тесного мира в райские сады;

- черед получения "платы" от Щедрости Всевышнего за все благое, что человек совершил в этой жизни.

Следовательно, если такова основная суть смерти, ее необходимо воспринимать как начало благополучия и блаженства. Боязнь смерти некоторых праведных людей основывается не на страхе самой смерти, а на желании совершить как можно больше благих дел в этом полном трудностей мире. Для уверовавшего - смерть это дверь, ведущая к благодати, а для неверующего - бездна мучений.

[1] - Шафи - Исцеляющий.


[2]
- Ар-Раззаку - Создающий блага и Наделяющий ими Свои создания


[3]
- "Ва хасрета, ва эсефа!" -


[4]
- Так как этот "Свет" был написан непринужденно, и шестое лекарство включило в себя два лекарства, то (чтобы не портить естественное) мы ничего не стали менять, подумав, что в этом есть какой-то секрет.

[5] - Хадис - высказывание Пророка Мухаммада, мир ему, или рассказ о его поступках.


 | 1 | 2 | 3 | 4 |  


Новое на сайте


Имам аль-Газали. Письмо к сыну

Где найти Истинного Шейха?

Виртуальные технологии "неисламского суфизма"



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2012 SUFIZM.RU. All right reserved. Дизайн: Эркен Кагаров kagarov@imadesign.ru
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru