Rambler's Top100
История Суфизма
Цель и путь Суфия
Пророк и шейхи
Шейх и ученик
Путь постижения Бога
О чудесах
Суфизм и наука
Суфизм в России
Библиотека
Изречения Мудрых
Гостевая книга
Карта сайта
О проекте
Главная

 Подписаться на новости



Двадцать пять лекарств


Двадцать пять лекарств(1)


Двадцать пять лекарств(1)

ДЕСЯТОЕ ЛЕКАРСТВО
Послушай больной, убоявшийся своего недуга!
Ты хочешь узнать, насколько серьезна твоя болезнь? Это любопытство усугубит твое недомогание. Если хочешь, чтобы тебе стало легче, старайся не думать о твоем плохом самочувствии. А думай о пользе болезни, о вознаграждении, которое за этим последует, о том, что все это быстро пройдет. Оставь тревогу - и этим искорени болезнь.


Страх усиливает твою болезнь - и под хворями твоего физического тела рождается болезнь духовная, которая, находясь в самом сердце, точит человека изнутри.


Самочувствие улучшится и болезнь отойдет - если ты, положившись на волю Всевышнего, с покорностью и мыслями о тайном значении своего недомогания, отбросишь в сторону суетные опасения. Незначительный телесный недуг становится в десять раз сильнее из-за твоих пустых тревог. Девять десятых болезни проходит после того, как человек прекращает тревожиться.


Душевная тревога о здоровье - это, своего рода, пощечина жалующемуся за упреки и обвинения, которые он по глупости и недомыслию возносит Всевышнему. Так же, как благодарность увеличивает дары от Создателя, так и жалоба увеличивает скорбь и страдания.


Сама тревога о телесной немощи является болезнью. Средство ее исцеления - знание тайного смысла болезни. Если ты понял эту мудрость - нанеси эту "мазь" на свою рану и излечись. Вместо того, чтобы ныть и причитать, скажи лучше: "Альхамдулилляхи ´аля кулли хал! "[6]


ОДИННАДЦАТОЕ СЛОВО
Послушай, о ты, тревожащийся о будущих недугах!
Болезнь, кроме принесенного в данный момент огорчения, позволит тебе позже почувствовать внутреннюю радость от прекратившейся боли и духовное наслаждение от полученного вознаграждения. Осознай это своим сердцем - и болезнь отступит в ту же секунду, а с ней - и суетные тревоги да печали.
 
Ложные опасения порождают постоянный суетный страх о здоровье. Глупо печалиться, думая о возможной грядущей болезни, вместо того, чтобы радоваться пришедшему исцелению и относительно легкой плате за земные грехи, вместо неизмеримо более долгих и мучительных страданий жизни Вечной.


Будущие дни еще не пришли. Бояться, печалиться, краснеть и бледнеть, опасаясь, что когда-то беспокоившая болезнь вновь даст о себе знать, или появится какое-то другое горе…что это, если не глупость? Времена ранее одолевавшей тебя болезни теперь являются источником радости, а будущее время еще не наступило и боль еще не возобновилась. Поэтому не трать попусту время радости и наслаждения здоровьем, дарованное тебе Всевышним, и восхваляй Творца. А в часы скорби крепись, повторяя "Сабур! "[7]


ДВЕНАДЦАТОЕ ЛЕКАРСТВО
Послушай, больной, огорченный неспособ-но-стью выполнять молитву! Знай, что сказано в хадисе: "Богобоязненный верующий, который по причине болезни не может выполнить молитву, все равно получит вознаграждение за нее во время болезни". Больному, который по мере возможности, с терпением и упованием на Всевышнего выполняет фарз -намазы [8] , болезнь восполняет не совершенный в это тяжкое время сунна-намаз [9] , как исполненный в самой искренней форме.


Кроме того, болезнь дает возможность человеку почувствовать свою слабо2сть и беззащит-ность. Языком своей немощности он выполняет молитву, физически и словесно. Всемогущий Создатель посылает человеку слабость и хворь, чтобы он обратился к Нему и искал у Него прибежища.
В Священном Коране говорится: "Какова ваша значимость, если нет у вас просьбы?" Болезнь считается одной из причин искреннего обращения челов2ека к Всевышнему Творцу. Так он постигает милость и милосердие Создателя, и эта искренность и стремление людей познать Всевышнего через безграничную любовь к Нему составляет основу тайного смысла творения. Не следует жаловаться на Бога, а лишь благодарить Его и не останавливаться в своих искренних дуа [10], открытых болезнью - даже после обретения здоровья.


ТРИНАДЦАТОЕ ЛЕКАРСТВО
Послушай, о несчастный, жалующийся на свою болезнь!
Для некоторых болезнь - это важная сокровищница, драгоценный подарок от Всевышнего Аллаха. Каждый больной может воспринимать свою болезнь именно таким образом.


Момент смерти нам не известен: Всевышний Творец своей Мудростью скрыл время ухода из этой жизни, чтобы человек не впал в отчаяние и смог уберечься от полного невежества; чтобы он, находясь между страхом и надеждой, сохранил для себя этот мир и жизнь Будущую. Болезнь искореняет нерадивость, заставляет задуматься о Вечной жизни и о смерти: так происходит подготовка человека к последующей жизни. Бывает даже, что благочестивый человек за двадцать дней болезни получает от Всевышнего такую степень духовности, которой не смог достичь даже в течение двадцати лет.


Среди моих друзей, да ниспошлет им Аллах Свою Милость, было двое молодых ребят. Одного из них звали Иламалы Сабри, другого - Везирзаде Мустафа из села Ислам. И заметил я, что эти два человека в своей искренности и стараниях на пути веры и познания Истины достигли очень многого. А после их смерти я постиг тайную причину таких успехов на пути Аллаха: оба они были очень серьезно больны. Это были очень богобоязненные молодые люди, которые совершили немало благих дел, и Всевышний наделил их ценнейшим даром, который человек по недомыслию своему часто недооценивает - богобоязненностью. Пусть Аллах превратит в миллионы лет блаженства вечной жизни два года их болезненных трудностей!
Теперь я понимаю, что дуа, которые я делал, прося у Всевышнего для них здоровья в мирской жизни, в сущности, были для них беддуа (просьба, обращенная к Всевышнему, которая не приносит благо для человека). Да сделает Всемогущий так, чтобы эти дуа были приняты Всевышним для их здоровья в будущей жизни. По моему мнению, за время своей болезни эти два молодых человека получили награду, которая обретается десятью годами благочестивой жизни. Если бы они, доверившись своему здоровью и молодости, отдались распутству и невежеству, и смерть выследила бы их в момент греховодства, их могила, вместо того, чтобы быть светлой сокровищницей божественных благ, стала бы гнездом змей и скорпионов.
Если в болезни есть такая польза, необходимо с верой и терпением положиться на Всевышнего Творца, благодарить Его и не жаловаться.


ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ ЛЕКАРСТВО
Послушай, больной, с покрытыми пеленой глазами!
Если бы ты знал, какой свет и внутреннее зрение скрывается под пеленой на глазах верующего, ты бы воскликнул: "Сто тысяч восхвалений Милостивому Творцу!".


Однажды у мужчины по имени Сулейман из города Барла ослепла тетя. Она была благочестивой женщиной. Раз встретив меня у дверей мечети и, пожелав мне всех благ, попросила она меня помолиться перед Всевышним о том, чтобы вернул Он ей зрение. Надеясь, что благочестие этой женщины станет для нее заступником, я просил у Всевышнего: "О Всемогущий Творец, смилостивись ради ее благочестия и верни ей зрение!". На другой день приехал глазной врач из города Бурдур и вылечил ее. Однако через сорок дней она опять потеряла зрение. Это меня очень впечатлило, и я снова и снова обращался к Всевышнему с молитвами о ее исцелении. Инша Аллах [11], эта просьба будет исполнена Всевышним в ее будущей жизни. Иначе моя просьба стала бы для нее беддуа, поскольку этой женщине оставалось до смерти всего сорок дней. По истечении этого срока она 2покинула этот мир. Да будет к ней милостив Всевышний!
Своим благочестием и крепкой верой эта женщина заслужила наслаждение созерцания садов Рая на протяжении сорока тысяч дней своей будущей жизни, вместо сорока дней пустого наблюдения старческими, жалкими глазами виноградных гроздьев села Барла. Верующий, который до смерти потерял зрение, сможет увидеть больше света в загробном мире. В этой жизни мы видим много прекрасного, недоступного незрячим людям. В могиле же эти верующие увидят больше, чем другие души. Этим богобоязненным дано счастье любоваться садами Рая, разглядывая их словно через мощный телескоп.


Терпением и восхвалением Всевышнего ты можешь обрести зрение под завесою своих незрячих глаз - зрение божественного света, дающее тебе возможность созерцать небесный Рай, в то время, как сам ты будешь лежать под землей. Твой "глазной врач" - Священный Коран, удаляющий с глаз пелену мирского видения и открывющий для твоего сердца иное - духовное зрение.


ПЯТНАДЦАТОЕ ЛЕКАРСТВО
Послушай, тяжко вздыхающий больной!
Не вздыхай, сокрушаясь о своей болезни, задумайся лучше о ее тайном смысле. Всевышний Творец не посылал бы болезни самым любимым рабам Своим, если бы в них не заключалась польза. Как говорится в достоверном хадисе: "Самые благие, совершенные из людей те, которые больше всех подвергаются несчастьям и трудностям". На первом месте - Пророк Эйюб, мир Ему, Посланники, затем аулия [12], благоче-сти-вые верующие - все они воспринимали одо-ле-вав-шие их болезни как искреннее поклонение Всевышнему Создателю, как подарок от Милостивого Творца и все трудности переносили с терпением и благодарностью.


О, ты, стенающий больной, если хочешь присоединиться к этим, излучающим свет людям, будь терпелив и восхваляй Создателя своего.
Существует ряд болезней, в случае смерти от которых человек получает степень шахида [13]. Их предсмертное страдание равносильно произнесению шахады [14]. Это болезни родов [15], болезни, связанные с болями в животе и некоторые другие недомогания. Шахидами считаются умершие от чумы и утонувшие. Более того, болезнь облегчает довольно тяжелый, мучительный момент разлуки с этим миром, так как недомогание ослабляет любовь к этой жизни и существующую с ней связь.


ШЕСТНАДЦАТОЕ ЛЕКАРСТВО
Послушай, тоскующий больной!
Болезнь способствует проявлению самых важных и прекрасных чувств в человеческом обществе - уважения и милосердия, - так как избавляет человека от капризов, побуждающих его к грубости и жестокости. Согласно Священному Корану, повелевающее "Я" человека, пребывая во здравии и состоянии довольства, не чувствует должного уважения к своим братьям и не испытывает в полной мере сострадания к страждущим и больным.
Когда же человек заболевает, он вдруг осознает свою слабость и беспомощность, и начинает проявлять соответствующее уважение к своим друзьям и близким. В нем пробуждается чувство благодарности к тем, кто приходит навестить его или оказывает ему какую-то помощь. А от сравнения себя с людьми, оказавшимися в беде, человека переполняет чувство милосердия, порождаемое отзывчивостью (и это является важным свойством, присущим тем, кто искренне покорен Аллаху). Он сочувствует всем, кто находится в трудном положении, по возможности старается помочь им, просит за них помощи у Всевышнего, навещает, справляется о самочувствии, тем самым совершает сунну благочестия и получает вознаграждение от Создателя.


СЕМНАДЦАТОЕ ЛЕКАРСТВО
Послушай, больной, сокрушающийся о том, что по причине болезни не может совершать благие дела!
Восхваляй Создателя! Болезнь раскрывает тебе дверь самого искреннего благодеяния, и благочестивые просьбы твои, обращенные к Всевышнему во дни хвори, будут приняты. Тебе и заботящимся о тебе ради любви к Всевышнему Аллаху ниспослано огромное вознаграждение, ибо сказано в хадисе: "Берите дуа больного. Их просьбы принимаются Всевышним".
Особое поклонение Создателю - это забота о больных родственниках, особенно о матери и об отце. Радовать сердца больных, утешать их - принимается Всевышним как значительное садака .


Счастлив тот ребенок, который во время болезни, удовлетворяя огорченные сердца родителей, берет их благословенное дуа.


Ангелы, видя благородство и сострадание ребенка к своим родителям, восхваляют его, говоря "Маша Аллах, Барака Аллах " [17].
С болезнью приходит и особая радость общения с родными и близкими, чьи сердца наполняются милосердием, сочувствием и милостью к тебе, и это превращает муки твоей болезни в совсем незначительные неприятности.
О если б ты знал о силе молитв больного и насколько близко принимает Всевышний его просьбы! Я в течение сорока лет просил Создателя избавить меня от острой боли. Тогда я понял, что болезнь дается для того, чтобы человек делал дуа. Результат просьбы имеет вечную силу, так как одно дуа не заменяется другим. Это поклонение особого свойства, в котором человек, понимая свою беспомощность, ищет убежища у Всевышнего Творца. Понимая это, я не осмелился прекратить обращенную к Всевышнему просьбу о своем у исцелении, несмотря на то, что она не принималась в течение тридцати лет.


Если дуа не осуществилось в желаемой форме, это не значит, что оно не принято. Всевышний знает, что лучше для каждого из нас, и ниспосылает каждому то, что благословеннее для него.


ВОСЕМНАДЦАТОЕ ЛЕКАРСТВО
Послушай, о невежественный больной, прекративший восхваление Всевышнего 2и наполнивший свои уста жалобами и стенаниями!
Жалоба может возникнуть при ущемлении каких-либо прав. У тебя же права не отнимаются. Ты должен восхвалять Всевышнего, но ты этого не делаешь. Ты жалуешься и, не выполняя своих обязательств, словно пытаешься 2добиться своих прав несправедливым путем.


Не смотри на тех, кто благополучнее тебя. Если порезана твоя рука, смотри на тех, у кого ее вовсе нет, и благодари Всевышнего. Если ты лишен одного глаза, посмотри на слепых, потерявших оба! Благодари Создателя!
Некто предлагает бедняку подняться на высокую башню. На каждой ступеньке он делает для нищего что-то доброе, а на самой вершине башни - дает бедняку самый дорогой подарок. Разве не будет считаться неблагодарностью и несправедливостью, если этот ненасытный нищий, позабыв сделанные ранее подарки или проигнорировав их, будет смотреть вверх и сожалеть, говоря: "Если бы эта башня была еще выше, я бы взобрался и на нее! Почему она не так высока, как та гора?"
Человек появился из ничего, став не камнем, не деревом, не животным, а человеком, - покорным Создателю своему. Он получил множество даров в виде физической и духовной силы и прекрасного здоровья. Проявлять нетерпение, причитать о том, что ты чего-то не достиг, что по каким-то причинам твое самочувствие ухудшилось, упрекать Всевышнего, говоря: "Что же я сделал, что со мной такое случилось?" - считается болезнью духовной, которая еще хуже, чем болезнь тела. Подобно тому, как удар поврежденной рукой усиливает боль, так и жалоба усугубляет болезнь. Сказано в Священном Коране: "Умен тот, кто полностью полагается на Аллаха и терпит, ожидая исцеления".


ДЕВЯТНАДЦАТОЕ ЛЕКАРСТВО
Все имена Всевышнего прекрасны. Жизнь - это отражение Божественного, самого тонкого и чудесного в этом мире. Отражение красоты - прекрасно. Зеркало, отражающее красоту, покажется красивым. Подобно тому, как все красивое, отражаясь в зеркале, все равно кажется чудесным, так и все случающееся в этой жизни по сути своей прекрасно, ибо жизнь как зеркало является отражением прекрасных Имен Всевышнего Создателя.
Если жизнь будет проходить в полном здравии, с однообразным хорошим настроением, получится неполное отображение. В каком-то смысле, из-за нехватки чего-то появится грусть, будет потеряна сладость жизни, уменьшится ее ценность. От тоски однообразной жизни человек бросится искать развлечений, что может привести его к распутству и мотовству.
Почувствуй вкус жизни размеренной и наполненной переменами и движением, 2оцени значение смены духовных и физических состояний. Жизнь часто полна трудностей и огорчений, но человек все же не хочет, чтобы она проходила быстро.


Спроси человека, который лежит на диване и, видимо, не имеет никаких проблем, как он поживает. Услышишь: "Время все не проходит; давай с тобой найдем какое-нибудь развлечение". Или же услышишь жалобы и нытье


о пустых желаниях:

"Этого у меня мало..." "О, если бы у меня было..." и т.д.


Ты спроси, как поживает удрученный рабочий или бедняк, оказавшийся в трудном положении. Если он умен - получишь такой ответ: "Хвала Всевышнему Аллаху, все хорошо, я работаю". "Не садилось бы солнце так быстро, я бы закончил и это дело! Так быстро проходит время, жизнь не стоит на месте, все движется. Правда у меня много проблем, но все это пройдет". Говоря это, человек сожалеет о быстротечности жизни и понимает до какой степени она ценна для него. Хлопоты и трудности жизни несут в себе и другой аромат - сладкий аромат милости Всевышнего, сменяющего каждую невзгоду - облегчением: "Ведь, воистину, за тягостью - облегчение; воистину, за тягостью - облегчение" (Сура 94). Беспрерывный покой и отдых делают существование нестерпимым, и чело2век тяготится такой жизнью, желая, чтобы она прошла быстрее.
 
Однообразный покой рождает беспокойство небытия, а движение и перемены способствуют осознанию своего существования. Ниспосланная тебе болезнь очищает твою жизнь от монотонности и неподвижности, укрепляет и возвышает тебя, способствует тому, что все составляющие твоего тела устремляются на помощь к пораженному участку. Таким образом проявляются различные Имена Всевышнего Творца.


Если 2 будет на то Воля Всевышнего, болезнь выполнит свой долг и оставит человека, сказав его здоровью: "Теперь займи мое место и выполняй 2 возложенное на тебя. Это твой дом, с миром оставайся в нем".







[6] - За все хвала Всевышнему.


[7] - Сабур - Атрибут Всевышнего, дающий терпение.


[8] - Фарз - действие, предписанное мусульманам к обязательному выполнению (например, намаз (молитва), пост и др.).


[9] - Сунна - действие не обязательное, но очень желательное для исполнения мусульманами (дополнительно к фарзу).


[10] - Дуа - мольба, обращенная к Создателю.


[11] - Инша Аллах - если на это есть Воля Аллаха.


[12] - Аулия - богобоязненные люди, имеющие высокую ступень у Всевышнего.


[13] - Шахид - умерший на пути Всевышнего Аллаха.


[14] - Шахада - исламское свидетельство.


[15] - Возможность получения внутренней шахады длится весь период очищения, то есть сорок дней после родов.


[16] - Садака - милостыня.


[17] - Маша Аллах - по воле Аллаха, Барака Аллах -да вознаградит тебя Аллах.



 | 1 | 2 | 3 | 4 |  


Новое на сайте


Имам аль-Газали. Письмо к сыну

Где найти Истинного Шейха?

Виртуальные технологии "неисламского суфизма"



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2012 SUFIZM.RU. All right reserved. Дизайн: Эркен Кагаров kagarov@imadesign.ru
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru