Шейх Зейнулла Расулев об Ибн Таймии
Что касается Ибн Таймийи и его ученика Ибн аль-Кайийма аль-Джаузия, то они - представители течения аль-хашавийа[36].
Но что касается Ибн аль-Джаузи, то он не из людей аль хашавийа[35], как об этом упомянул Сейид аль-Муртаза аз-Зубайди во втором томе своих комментариев к книге "Возрождение наук о вере".[37]
Представители направления аль-хашавийа относятся к верующим-мусульманам ахл ас-сунна йа аль-дмамага (сторонникам ортодоксального суннитского направления в Исламе).
Но Ибн Таймийа и его сторонники допустили много ошибок [в вопросах религии]. Во-первых, они утверждали, что Аллах находится на высшем пределе высоты, отрицали, что святой Хизр - мир ему! - жив, а также не признавали кутбов и абдалов (суфийских шейхов, достигших таких высших степеней как Полюсы Времени и др.).
Ибн Таймийа также утверждал, что слово "Аллах" не является славословием или упоминанием. В таком случае Ибн Таймийа противоречит словам Всевышнего Аллаха: "Поминай имя Господа своего и всецело посвяти себя Ему" (Коран 73:8).
Основу учения ваххабизма[38] составляет книга Ибн Таймийи. Но ваххабиты слишком далеко зашли и перешли все рамки [дозволенного в вопросах веры].
О сути разногласий между суфиями и ваххабитами можно узнать, обратившись к историческому сочинению Сейида Ибн Дахлана - да смилуется над ним Аллах! В нем сообщается, что Ибн Таймийа говорил, что посещение могилы пророка Мухаммада [в г. Медина] - да благословит его Аллах и приветствует! - является бидга (ересью, вредным новшеством).
Мулла Джалал, автор-комментатор книги "Шарх аль-акаид аль-ададийа" ("Комментарии, разъяснении догматов веры") утверждал, что Ибн Таймийа ссылался на книгу "Опора трона [Господня]" и на слова имама аль-Алуси. Но я не обнаружил источника цитирования. Разве что я изучил не все книги имама аль-Алуси.
Ибн Хаджар апь-Хайтами, автор книги "Аль-фатава аль-хадисийа", сказал, что Аллах Сам запутал в знаниях Ибн Таимиию. А Таки ад-дин ас Субки[39] и Мулла Абдулхай сказали, что многознание Ибн Таймийи пагубно сказалось на его уме, и он помешался.
Ибн Баттута, знаменитый арабский путешественник, в своей книге "Рихлатун" ("Путешествие") написал: "В Дамаске одним из крупнейших ученых-факихов (богословов-правоведов) ханбалитского мазхаба[40] (толка) был Таки ад-дин Ибн Таймийа, который страдал умственным растройством. Правитель ан-Насыр повелел заключить его в тюрьму, где тот и пробыл несколько лет. Затем мать Ибн Таймийи обратилась с просьбой к правителю ан-Насыру, и последний приказал освободить Ибн Таймийю.
Но Ибн Таймийа во второй раз побывал в тюрьме. В то время я был в Дамаске. Как-то раз я отправился на пятничную молитву в мечеть, где Ибн Таймийа читал [пятничную] проповедь перед собравшимися верующими с минбара (трибуны) этой соборной мечети. Среди прочего он сказал: "Аллах опускается на земной [нижний] небосвод так же, как происходит вот это мое нисхождение". И он стал медленно по ступенькам спускаться с минбара (трибуны)[41].
Присутствовавший при этом факих-маликит Ибн аз-Захра возразил ему и выразил свое несогласие с тем, что говорил Ибн Таймийа [который стал буквально уподоблять Аллаха человеку в действиях и подобии]. Присутствующие простые верующие (гамма или гауам) подступили к этому факиху [Ибн аз-Захру] и сильно избили его руками и сандалиями так, что даже упала чалма с его головы и обнажилась шелковая круглая шапочка шашия (тюбетейка).
Всех возмутила эта деталь его одежды, и они поволокли его во двор Гизид-дина, судьи-ханбалита и довели дело до правителя Сейфуд-дина, который был одним из прекраснейших амиров (правителей, губернаторов).
Но тот написал об этом правителю ан-Насыру и составил шариатское обвинительное заключение на Ибн Таймийю с перечислением его предосудительных поступков, как, например, его суждение, что окончательно разведенного мужчину одно [его] решение не обязывает, кроме еще одного развода[42], или его суждение, что верующий-путешественник, выступающий в путь с целью посетить могилу Пророка Мухаммада - да дарует ему Всевышний Аллах за это всего наилучшего! - не должен сокращать молитву-салят (каноническую молитву).
Правитель Сейфуддин отправил это заключение правителю ан-Насыру и тот отправил Ибн Таймийю в тюрьму, где последний в конце концов и умер.
Ибн Таймийа утверждал, что все хадисы-сообщения о абдалах и кутбах (суфийских великих шейхах) - плод позднего сочинительства (маудуг). Он фанатично выступал против суфизма и слова его нельзя принять [как истинные]. |