Суфизм.Ру

Шейх Зейнулла Расулев об Ибн Таймии


Хаджи Халифа сообщил в книге "Кашф аз-зунун" ("Раскрытие мнений"), что Ибн Таймийа упомянул в книге "Китаб аль-арш" ("Книга [божественного Трона]"), что Всевышний Аллах сидит на троне, что Он освободил немного места и пророк Мухаммад - да благословит его Аллах и приветствует! - располагается рядом с Ним.


Об этом же упомянул Абу Хаян в книге "Ан-Нахр" ("День"), объясняя слова Всевышнего: "Трон Его объемлет небеса и землю" (Коран 2:255).
Он (то есть Абу Хаян) сообщил: "Я кое-что переписал из книги "Китаб аль-арш" имама Ибн Таймийи, собственноручно им написанной.


Ученый Сейид аль-Муртаза аз-Зубайди упомянул "Китаб аль-арш" Ибн Таймийи в своих комментариях к книге аль-Газали "Воскрешение наук о вере" в главе "Догматы веры. Восьмая основа - знание", в месте, где аль-Газали рассуждает о своем кредо (основах веры) и, приводя широко обсуждаемое положение о том, что "Аллах расположился на Троне", сказал: "Таки ас-Су бки заявил, что книга Ибн Таймийи "Китаб аль-арш" - одна из самых отвратительных его книг".


Когда шейх Абу Хаян наткнулся на это выcказывание, он не переставал проклинать книгу "Китаб аль-арш" до самой своей смерти, хотя раньше он расхваливал ее. Он писал: "Ибн Таймийа утверждал, что смыслы муташабихат (уподоблений, как например, "Аллах расположился" [как располагается человек], "рука Аллаха") известны [всякому, кто владеет арабским языком], но неизвестно, как на самом деле, в действительности, обстоит дело [ибо Аллах не похож ни на одно из своих творений ни в целом, ни в частях, как руки, глаза, язык и т.п.].


Для обоснования своего тезиса Ибн Таймийа привел ответ имама Малика[48], когда того спросили относительно слов Всевышнего Аллаха "Милосердный [Аллах] - Он утвердился на Троне" (Коран 20:5): "Как Он утвердился?" Имам Малик ответил: "Утверждение [на чем-либо, расположение] - понятное, известное действие, способ и образ [расположения или утверждения Аллаха на чем-либо] - недоступны [для человеческого понимания], а вера в это [в утверждение Аллаха на троне] - обязательна [для верующего мусульманина], а вопрос об этом - ересь, бидга (вредное новшество)".


Ибн Таймийа сказал [по этому поводу]: "Верующие мусульмане приняли эти слова [Имама Малика] и никто из ахль ас-сунна (ортодоксальных мусульман-суннитов) не возражает этому [толкованию Имама Малика]. Уже [ведь] разъяснено, что расположение или утверждение [Бога на Троне] - действие понятное и известное, как и все другое [из действий Бога, описанных в Коране] - также понятно, но способ и образ [этих действий человеку] невозможно постичь и поэтому нельзя задавать вопрос об этом [о том, как на деле происходит утверждение Аллаха на Троне и т.д.]. Не спрашивается, как [Он] утвердился, и Имам Малик также не говорил, что как [Аллах утвердился на Троне] - понятно и известно, а говорил, что как - недоступно и что противоположное суждение есть ни что иное как откровенный таджсим (антропоморфизм, уподобление Бога человеку в действиях, в облике, схожести органов тела и т.д.)"[44].


Слова Али аль-Кари в его комментариях к книге ат-Тирмизи "Аш-шамаил" ("Всеобъемлющая книга") о том, что Ибн Таймийа и его ученик Ибн аль-Каййим аль-Джаузийа являются представителями ас-салаф (ортодоксального суннизма), объясняются тем, что Али аль-Кари не читал все сочинения Ибн Таймийи.


Наоборот, он [только] просмотрел комментарии книги "Маназил ас-саирин" ("Степени идущих [к Богу]"). В противном случае он бы [то есть Али аль-Кари] не стал бы так [однозначно] утверждать.


В приложении к своему комментарию к книге "Аль-фикх аль-акбар" ("Большое мусульманское право") Али аль-Кари написал: "Из этих [действий] - предпочтение и возвеличивание пророков и т.д. Кто уверует [в правомочность существования] антропоморфизма - тот еретик, мубтадиг (сторонник вредных новшеств в религии)".


Шейх Юсуф ан-Нухбати сочинил книгу под названием "Шауахид аль хакк фи аль-истигаса" ("Созерцание истины [Бога] в обращении [к Нему] за помощью"). Это самая прекрасная книга - пусть Аллах дарует ее автору самые лучшие блага! В ней он сообщил, что Ибн Таймийа заявил, что испрашивание помощи от ?благословенных, благодатных? вещей (как вещи ?святых? шейхов или их могилы) - ересь, бидга;
что паломничество в город "Халиль ар-Рахман" (Иерусалим) - ересь;
что паломничество к горам Сион и Hyp -тоже ересь и что обращение за помощью и спасением к иному, кроме Аллаха - также ересь, бидга.


Шейх Дауд аль-Халиди опроверг эти взгляды Ибн Таймийи в своем отдельном сочинении, посвященном опровержению ваххабизма.


Слова Сейида Нугмана-эфенди аль-Алуси [в защиту Ибн Таймийи] остаются [авторитетными] словами для некоторых наших современников из числа тех, кто притязает и домогается рациональных знаний [из сочинений] Муллы Дауда ибн Сулеймана, что является делом странным и непонятным.


Оба они [Сейид Нугман и Мулла Дауд] в своих воззрениях таковы, что чуть ли не все четвероногие, все животные уже сочинили свои сочинения, полные взглядов, подобных взглядам этих двоих ученых, и вызывающих смех даже у малых детей. Эти взгляды [давно] опровергнуты и основаны на крайней нетерпимости, фанатизме и полностью совпадают с идеями ваххабизма.


В книге "Мифтах ас-сагада" ("Ключ к счастью") упомянуто, что Ибн Таймийа стал причиной заключения в тюрьму шейха Армави, а также причиной снятия с должности всех своих сторонников, заставив их пропагандировать свои взгляды на доказательство природы Бога.


После этого Ибн Таймийа получил приглашение в Миср [Египет], куда он и отправился с огромным желанием. В итоге упомянутый шейх [Ибн Таймийа] оказался в Дамаске, где он и умер в тюрьме после того, как пробыл там 10 месяцев.


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2006 SUFIZM.RU. All right reserved.
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru