Признание английского агента. (Продолжение 1)
Ибн Абд-уль-Ваххаб не видел причин, чтобы придерживаться одного из четырех мазхабов. Он говорил, что в Коране нет никаких указаний на необходимость следования им. Этот молодой человек стремился соблюдать Коран и Сунну согласно своему пониманию. Он мог поспорить с токованиями и утверждениями известных ученых-богословов и не только своего времени. Он считал, что богословы, за редким исключением, внесли в религию много нового и выгодного им.
Ибн Абд-уль-Ваххаб любил повторять: "Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Я оставляю вам в наследство две драгоценные вещи, следуя за которыми вы не собьетесь: - Книгу Аллаха Всевышнего и Всемогущего и мою Сунну". А затем Мухаммад из Неджда добавлял, что Пророк не сказал " я оставляю мусульманам Книгу, Сунну и вдобавок четыре мазхаба и кучу богословов". Ибн Абд-уль-Ваххаб, не стесняясь, говорил, что мазхабы не нужны, а каждый сам может делать выводы из Корана и хадисов. Он также повторял, что половина книги Аль-Бухари недостоверна и требует проверки, а большинство положений ханафитского мазхаба, основывается на недостоверных хадисах. Самого же Абу Ханифу он называл "весьма посредственным ученым".
Однажды я стал свидетелем дискуссии между Мухаммадом Ан-Наджди и одним образованным шиитом, гостем Абд-ур-Риды, по имени Джавад Аль-Куми. Передаю в форме диалога.
Джавад Аль-Куми:
- Если вы верите, что Али достиг высшей степени знаний в юридическо-богословских науках Ислама, то почему же не следуете шиитскому толку? Ибн Абд-уль-Ваххаб: Слова Али, как и слова Омара и других сподвижников Пророка, не являются непререкаемыми. Обязательно соблюдать только Коран и Сунну.
Аль-Куми: - Но разве Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не изволил изречь "Я - город знаний, а Али - его ворота"? Значит, мы должны следовать за Али (да будет мир с ним).
Мухаммад Ибн Абд-уль- Ваххаб не собирался так легко сдаваться: - Если ваши слова верны, то, почему же Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не сказал тогда: "Я оставляю вам Книгу Аллаха, Сунну и Али. Аль-Куми: - Тем не менее, считается, что он так именно и сказал. Ибо в одном из почитаемых хадисов говорится: "Я оставляю вам в наследство две драгоценные вещи - Книгу Аллаха Всевышнего и Всемогущего и людей дома моего". Али же самый близкий Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) родственник. Мухаммад Ибн Абд-уль-Ваххаб сказал, что Пророк таких слов не произносил. А потом еще добавил: - Вы настаиваете на том, что Посланник (мир ему) сказал: "Книга Аллаха и люди моего дома", тогда, где же его место его Сунне?
Аль-Куми ответил:
- Сунна - это толкование Книги Аллаха. Когда Пророк говорил: "Книга Аллаха и люди дома моего", - то имелись в виду и Священный Коран и Сунна, являющаяся толкованием Книги Аллаха.
Мухаммад Ибн Абд-уль-Ваххаб спросил:
- По вашей логике получается, что слова "люди дома моего" это значит толкование Корана? Какая же тогда была необходимость толковать Коран хадисами?
Аль-Куми:
- Когда Пророка не стало, возникла необходимость разъяснить умме содержание Корана согласно требованиям времени. Поэтому Пророк повелел следовать Корану, как основному источнику ответов, и его родным, как единственным толкователям его, с учетом времени. Ведь кто, как ни они могли толковать Коран наилучшим образом.
Этот разговор показал неопытность и слабую подготовку молодого Мухаммада из Неджда. Тем не менее, именно в его лице я увидел того человека, который мог бы быть нам полезен. Его свободомыслие, честолюбие, пренебрежительное отношение к авторитетам мне импонировали.
Между мной и Ибн Абд-уль-Ваххабом установились приятельские отношения. По возможности, я старался хвалить Мухаммада и спрашивать его совета. Я всегда говорил ему, что Исламу нужны такие решительные и бескомпромиссные люди, как он, и что только благодаря их усилиям, религия Аллаха распространиться на весь мир.
Прошло немного времени, и мне пришлось вступить в дискуссию с Ибн Абд-уль-Ваххабом относительно толкования некоторых мест Корана. Мне хотелось, чтобы его взгляд на толкование Корана соответствовал интересам Англии.
Мы вместе читали и обсуждали Коран. При этом, я просил его разъяснять мне сложные места. Я знал, что это требует специальных и глубоких религиозных знаний. Ибн Абд-уль-Ваххаб нередко терялся и опасался давать ответ, говорил, что надо посмотреть в книгах. Тогда я повторял ему его же слова, что Коран ниспослан на ясном арабском языке - любой истинно верующий может легко понять слова Аллаха. Ведь Коран - это руководство для мусульман, а не только для богословов. Разве Аллах не может внятно объяснить всем Свои предписания, разве Ему нужны в этом помощники? Богословы же морочат мусульманам голову своими умствованиями и таким образом сколачивают себе капитал. Затем мы возвращались к аятам, которые вызывали затруднения, еще раз и делали выводы. Мухаммад все больше и больше вселял в меня доверие.
Однажды я начал с ним беседу на тему, разрешены ли в Исламе временные браки? Ибн Абд-уль-Ваххаб, не задумываясь, сказал: - Временные браки запрещены. Именно такую реакцию я и ожидал. На это у меня уже было готово следующее утверждение: - Ведь Всевышний Аллах говорит: "А за то, чем вы пользуетесь от женщин, давайте им их награду по договору между вами" (Сура "Ан-Ниса", 24).
Мухаммад возразил:
- Ведь халиф Омар говорил: "Я запрещаю временные браки и буду наказывать тех, кто заключает их.
Тогда я сказал ему:
- Ты следуешь за Омаром, который запретил то, что сохранялось во время Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)? Почему же ты отказываешься от Корана, от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)? Мухаммад Абд-уль-Ваххаб промолчал. Тогда я понял, что почти убедил его. Теперь нужны были другие методы. Я стал говорить, что нет никакого сомнения в дозволенности временных браков, а запрет их - это позднее нововведение. В завершение я предложил: - Ты холостой, я холостой, почему бы нам ни воспользоваться данными нам правами?
Он согласился не сразу, только через некоторое время Ибн Абд-уль-Ваххаб сказал, что хочет заключить временный брак. Он попросил помочь найти женщину, согласную пойти за него. Однако поставил условие, что все это останется между нами, а девушке мы представимся под другими именами. Я согласился и даже, кажется, подбодрил его словами, что это настоящие проявление такия (благоразумное сокрытие веры). Я решил немедленно действовать и отправился к девушкам, которые были завербованы Министерством по делам колоний. Объяснив в чем дело, я договорился с одной из них, ее звали Сафиат. В назначенный день мы с Ибн Абд-уль-Ваххабом направились к ней. Сафиат была одна. В этот же день Мухаммад заключил с ней брак сроком на неделю. За это Абд-уль-Ваххаб заплатил ей золотом. С того момента я и Сафиат с двух сторон активно стали обрабатывать его.
После того, как Сафиат удалось заманить Мухаммада Абд-уль-Ваххаба в свои сети, его поступки стали все больше противоречить Шариату. На третий день его пребывания у нее я провел с ним долгую беседу о дозволенности употребления вина в Исламе. Он стал приводить аяты, хадисы. Однако я не зря изучал Ислам все эти годы и мог парировать его возражения и тоже ссылался на хадисы и Коран. В конце концов, я спросил: - Правда ли, что Язид, халифы из рода Омейядов и Аббасидов употребляли вино, и можно ли считать, что они совершали грех, а ты остерегаешься недозволенного, не употребляя вино. Нет сомнения, что они хорошо знали Книгу Аллаха и Сунну Пророка (мир ему). С другой стороны, в священных книгах евреев, христиан сказано, что употребление вина дозволено. Логично ли считать, что употребление вина в одной религии грех, а в другой нет, ведь все религии даны одним Всевышним Аллахом? По Корану и хадисам видно, что вино не харам, а макрух. Видно, кто-то в угоду своим интересам исказил заповеди Всевышнего Аллаха.
Далее я продолжил:
- Больше того, в надежных источниках рассказывается, что Халиф Омар употреблял вино. Отсюда видно, что, если бы употребление вина была бы грехом, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) наказал бы его, а так, как он это не сделал, свидетельствует, что оно дозволено.
Мухаммад Абд-уль-Ваххаб заметил, что согласно некоторым преданиям Омар (да будет доволен им Аллах) не пил вино в чистом виде, а разбавлял его водой. Он говорил: "Если человек не пьянеет, то это не грех". В этом Омар прав, - заключил Абд-уль-Ваххаб, - если человек не пьянеет, то это не грех. Я помню, как при этом он категорично покачал пальцем, а затем сказал: - В Коране сказано: "Сатана хочет посеять среди вами вражду и ненависть вином и азартными играми и отклонить вас от поминания Аллаха и от молитвы". Поэтому, если не напиваться, вино не станет причиной грехов, указанных в аяте, а значит, оно не запрещено.
О нашей беседе относительно употребления вина я немедленно сообщил Сафиат и попросил ее предложить Мухаммаду разбавленное водой вино. Она так и поступила. На следующий день Сафиат рассказала мне, что Мухаммад выпил предложенное вино, в результате чего опьянел и вел себя настолько вызывающе, что мог выдать себя.
Однажды я поговорил с Ибн Абд-аль-Вахабом о посте следующим образом: - В Коране сказано: "Чтобы вы постились - это лучше для вас". Однако там не сказано, что это обязательно делать, значит, это сунна.
Тогда он сказал мне:
- Мухаммад (в то время я называл себя Мухаммадом), ты хочешь совсем отдалить меня от моей религии?
Но я ответил:
- Брат, то, что называют религией, это очищение сердца и духа, это значит не враждовать ни с кем. Пророк (мир ему) говорил, что религия - это любовь. В Коране сказано, что служить Аллаху нужно до тех пор, пока не придет убежденность. Когда вера во Всевышнего и в Судный День окрепнет, человек станет нравственным и чистым сердцем. Он будет самым лучшим среди людей.
После этой беседы Ибн Абд-аль-Ваххаб с тревожно-печальным видом опустил голову. Я понял, что он со мной не согласен.
В следующий раз я стал отрицать категорическую обязательность молитвы. Я сказал, что, безусловно, молиться надо, но это обязательно только когда верующий сам хочет совершить именно этот обряд поклонения. Я добавил, что можно заменить его чем-то другим, а заставлять себя нельзя. Разве в Коране не сказано, что Ислам - это облегчение.
Вначале Мухаммад стал отрицать мои слова. Я был заранее готов к такой
реакции и ответил: - Цель намаза - упоминание Аллаха, если ты и так вспомнишь о Нем, то этого будет достаточно. Следовательно, намаз не обязательно совершать, а можно просто вспомнить Всевышнего. Ведь в Коране написано: "совершай молитву в Мое воспоминание!" Подумай, брат, ведь главное - это твоя вера в Аллаха и распространение Его Слова.
Подобный вывод пришелся по нраву Мухаммаду, и он согласился: - Клянусь Аллахом, это правильно. Я тоже слышал, как некоторые богословы вместо совершения намаза просто вспоминают об Аллахе.
Я поощрял каждый неверный шаг Абд-уль-Ваххаба. Говорил, что пора Истине Ислама выходить из тени, куда ее загнали враги и лицемеры.
|