Признание английского агента. (Продолжение 4)
Куратор министерства сказал, что, если бы я встречался с кем-то еще из тех, кто был представлен в министерстве, то мог бы также пообщаться с ними. На что я ответил, что знаком со взглядами Шейха-уль-Ислам. О нем я много слышал от моего учителя в Стамбуле. После этих слов мне предложили задать несколько вопросов специалисту, занимавшемуся главным богословом Османской империи. Я спросил его: - Обязательно ли повиновение Халифу? - Конечно, это обязательное предписание. Как и почитание Аллаха и Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). - А какое доказательство этого? - В Коране Всевышний Аллах говорит: "Повинуйтесь Аллаху, Его Посланнику и тем из вас, кто наделен властью".
Мы еще поговорили о некоторых расхождениях между шиитами и суннитами. Этот человек проявил недюжинные познания и действительно мог быть полезен в изучении личности Шейха-уль-Ислам.
Затем секретарь дал мне для ознакомления огромную книгу. В ней содержались результаты экспериментов специалистов Министерства, планы этих пятерых специалистов-прообразов правителей в различных областях: военной, финансовой, культурной, религиозной. Я взял книгу с собой и прочитал ее за три недели от корки до корки. Я удивился точности анализа - выводы во многом совпадали с моими наблюдениями в мусульманских странах.
При встрече с куратором он сказал мне, что и в других комитетах ведется аналогичная работа, есть пособия и рекомендации по тем странам. Тогда я спросил, откуда удалось привлечь столько способных людей. На что чиновник Министерства ответил: "Мы стараемся не отпугивать умных и готовых к сотрудничество людей, из какого бы региона они бы ни были. А человек, перешедший на службу к иностранному правительству, может рассчитывать только на власти этой страны. Поэтому наши люди стараются изо всех сил, им нет дороги обратно. К тому же на Востоке очень сильны национальные противоречия, есть множество сект. Короче, в Османской империи много недовольных строгой линией султана. Они хотят использовать нас, мы же хотим использовать их".
Далее, вернувшись к книге, он сказал, что это и есть первая часть плана и попросил еще раз ознакомиться с ней поподробней. По сути, это была даже не книга, а монография, сборник аналитических статей и планов конкретных мероприятий, связанных с этими работами. Я вновь прочитал эту книгу, подробно изучив каждую страницу. Передо мной раскрылись новые моменты из жизни мусульманских народов Османской империи. Я больше проникся образом их мышления, слабыми и сильными сторонами. Я размышлял о том, какими могут быть варианты и направления нашей работы.
Вот некоторые из моих заметок того времени, сделанных по материалам этой книги, на темы, касающиеся слабых, на мой взгляд, сторон Ислама и Османского государства.
1. Существование различий и противоречий между суннитскими и шиитскими течениями Ислама, между властями и народом, между правителями Османской империи, Ирана и племенами, между учеными и правителями.
2. Слабое развитие светского образования.
3. Религиозный фатализм.
4. Диктатура властей, их полное самоуправство.
5. Опасность перемещения по дорогам, катастрофически плохо развитая система дорог и транспорта.
6. Плачевное состояние здравоохранения. Чума и холера - непрекращающаяся напасть в этих странах, уносящая десятки тысяч жизней мусульман каждый раз во время всплеска эпидемий. Власти же не проводят профилактических мероприятий по улучшению ситуации. 7. Увлечение многих исключительно духовной стороной, поклонением - отсюда толпы бродячих мистиков-проповедников - и похожие на наши монастыри сборища.
8.Слабо развитая экономика - отсюда бедность и нищета.
9. Влияние на армию различных факторов жизни государства, ведь армия - это срез общества. Увлечение солдат религиозным мистицизмом и сектантством.
10. Пренебрежительное отношение к женщине, попрание ее прав, затворничество.
В работе после вышеперечисленных пунктов давался подробный теологический анализ законоположений Ислама. Этот раздел включал в себя огромные тексты, в которых рассказывалось о тех сторонах Ислама, которые способствуют укреплению духа населения Османской империи, а значит, и самого государства. Я отметил из этого то, что посчитал наиболее важным, и выписал краткое обоснование из Корана и хадисов.
1. Ислам призывает мусульман к единству и согласию. В Священном Коране сказано: "Держитесь за вервь Аллаха и не разъединяйтесь" (Сура "Аль-Имран", 103).
2. Ислам предписывает стремление к знаниям, науке. В одном из хадисов Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: "Стремление к знаниям - обязанность каждого мусульманина и мусульманки".
3. Ислам поощряет занятие мирскими делами и осуждает монашество. В Коране сказано: "И среди них есть такие, которые говорят: "Господи наш! Даруй нам в ближней жизни добро и в последней добро" (Сура "Аль-Бакара", 201). Один из хадисов гласит: "Живи в этом мире, словно никогда не умрешь, поклоняйся Всевышнему так, словно смерть придет завтра"
4. Ислам призывает решать проблемы сообща. В Коране сказано: "А дело их - по совещанию между ними" (Сура "Аш-Шура", 38).
5. Ислам обязывает мусульман беречь свое здоровье и избегать всего того, что может нанести ему вред. В Коране: "Вы не толкайте себя на гибель".
6. Мусульмане должны создать боеспособную армию, это их религиозный долг: "И собирайте против них армию, насколько это будет возможно" (Сура "Аль-Анфаль", 6).
7. Ислам призывает уважать женщину и соблюдать ее права: "Также как муж имеет законное право над женой своей, так и женщины имеют право над своими мужьями" (Сура "Аль-Бакара", 228).
8. Ислам обязывает соблюдать гигиену. В хадисе сказано: "Чистота - половина веры".
Далее в книге рассматриваются те стороны Ислама, которые могут быть использованы для разложения Османского государства. Вкратце перечислю и их:
1. В Исламе не акцентируется внимание на таких вопросах, как национальность, местные особенности, язык, раса.
2. Запрет на ростовщичество, эксплуатацию человека человеком, разврат, употребление вина, свинины.
3. Мусульмане почитают старших и ученых.
4. Религиозная община суннитов почтительно относится к власти Халифа в Стамбуле и повинуется ему как Пророку.
5. В Исламе обязателен принцип "аль-джихад" (священная война мусульман против неверных)
6. Все религиозные ритуалы (молитва, пост в месяц Рамадан, хадж) мусульмане стараются совершать вместе, сообща.
7. Шииты утверждают, что одна пятая часть нажитого богатства должна быть представлена в пользу их ученых.
8. Мусульмане собираются у могил Пророка, членов его семьи и других известных ученых.
9. Среди мусульман осталось много тех, кто относится к роду Пророка, они как бы символизируют его и его мораль.
10. В определенные часы мусульмане собираются в мечетях для слушания проповедей имама. Прихожане прислушиваются к словам имамов.
|