Суфизм.Ру

Знания


Знания - основа поступков, знания предводительствуют нами в наших делах. Так же, как знания бесполезны без поступков, так же поступки без знаний не приносят пользы. И вступившему на путь познания Аллаха и достижения Его довольства необходимы знания на всех этапах его пути. Вначале ему необходимы знания акиды (науки вероубеждения) и науки правильного поклонения (тасхих иль-ибадати). Кроме того, он нуждается в изучении науки поведения среди людей (этики). В процессе воспитания своей души необходимо постичь знания состояния души и ее свойств. Поэтому приобретение необходимых знаний считается одной из важнейших основ суфизма, так как суфизм - это практическое претворение Ислама в его самой совершенной форме, как с внешней, так и с внутренней стороны. Для того, чтобы понять важность знаний и их достоинство, мы процитируем аяты Корана и хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).


Из Корана


Великий Аллах сказал:

"Боятся Аллаха те из рабов Его, кто обладает знанием".
("Аль Фатыр", 28).


Он сказал:


"Неужели равны те, кто знает, и те, которые не знают".
("Аз Зумар", 9).


Аллах сказал также:


"Повышает Аллах степенью тех из вас, кто верует, а также тех, кому даровано знание".
("Аль Муджадаля", 11).


Из Сунны


Передал Абу Дарда (да будет доволен им Аллах):
"Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: "Тому, кто вступит на путь поисков знаний, Аллах облегчит путь в Рай, и ангелы будут простирать свои крылья перед ищущим знания, довольные тем, что он делает, и просят знающему прощения у Аллаха те, кто на небесах и те, кто на земле, и даже рыба в воде. Превосходство знающего над поклоняющимся подобно превосходству Луны над остальными звездами. Знающие - наследники пророков. Пророки не оставили в наследство ни динара, ни дирхама, а оставили в наследство знания. Тот, кто берет знания, получает полное наследство".


Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) сказал:
"Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: "О, Абу Зарр, встать утром и выучить один аят из Книги Аллаха лучше для тебя, чем совершить 100 ракаатов молитвы, а встать утром и выучить одну главу из науки, не зная, последуют за ними или не последуют, лучше для тебя, чем 1000 ракаатов" (привел Ибн Маджа).


Усман (да будет доволен им Аллах) привел слова, услышанные им от Пророка (мир ему и благословение):
"Заступниками в Судный день будут трое: пророки, улемы и шахиды" (привел Ибн Маджа).


Передал Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) со слов Посланника Аллаха (мир ему и благословение):
"Когда Аллах хочет милости какому-либо рабу, то дарует ему понимание религии и подсказывает ему Истину" (привели Баззар и Табарани).
 
Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) передал со слов Посланника (да благословит его Аллах и приветствует):
"Стань алимом, учеником, слушателем или же любителем, но не становись пятым, а то погибнешь".


Ита от Ибн Масуда сказал:


"Пятый - это ненавидящий знания и знающих".


С точки зрения исламского шариата все науки делятся на 3 категории: изучение которых обязательно, запретно и желательно (мандуб).


Обязательные науки
 
Также делятся на две категории:
 
Первая категория - это фарз уль-айн (индивидуальный фарз) или обязанность каждого верующего. Прежде, чем перечислить обязательные науки, необходимо знать следующие правила: все то, без чего не достигается обязательное, само становится обязательным. Следовательно, наука, являющаяся средством познания обязательного, сама является обязательной. А наука, являющаяся средством познания Сунны, сама становится Сунной. Ссылаясь на эти правила, перечислим теперь некоторые обязательные науки:
 
- изучение акиды ахлю Сунна ва ль-джамаа с приведением аргументов в пользу Единства Аллаха и т.д.;
 
- изучение того уровня знаний, которые необходимы совершеннолетнему для совершения обязательных действий, являющихся столпами Ислама, таких как молитва, пост, закят и хадж;
 
- для человека, связанного коммерческими, семейными, арендными и тому подобными отношениями, становится обязательным изучение правил каждого из этих пунктов, в той степени, которая достаточна для недопущения запретного при этих отношениях;
 
- изучение состояний души, таких как упование на Аллаха (таваккуль), богобоязненность (хашья), довольство Аллахом (рида), поскольку человек на всех этапах своей жизни проходит через определенные душевные состояния;


- изучение всех хороших и плохих качеств души для того, чтобы обрести хорошие и избавиться от плохих и, таким образом, воспитывать свою душу, объявляя джихад своей плоти, т.к. это является обязанностью каждого. Поэтому Абуль Хасан Щазали сказал: "Тот, кто не войдет в нашу науку, умрет в тяжких грехах, не ведая об этом".
 
Вторая категория - это фарз уль-кифайя (обязанность общества по отношению к Аллаху). Если среди людей нет ни одного, выполняющего обязательное, то все общество впадает в грех, а если кто-то выполнит его, то все общество избавится от греха. В фарз уль-кифайя входят следующие науки: глубокое познание исламского права (фикх), изучение толкований Корана (тафсир) и хадисов, основ вероубеждения (акида), математических наук (хисаб), медицины (тыбб), изучение необходимых обществу ремесел и военной науки.


Запрещенные Исламом науки
 
1. Углубленное изучение путей заблуждения, кроме как ради избавления общества от их вреда и предохранения от них. Например, христианства, буддизма, шиизма.
 
2. Изучение астрологии с целью разоблачения вора, обнаружения клада и подобных целей относится к области гадания, и Шариат считает эту науку лживой и запрещает заниматься ею. Что касается изучения звезд и небесных тел для распознавания направления в сторону киблы, времени намазов и т.д., то это допустимо.


3. Колдовские науки.


Желательные науки
 
К желательному относится изучение Сунны, нежелательных действий (макрух), обязательных действий (фарз), углубленное изучение исламских законов и их разделов. Из вышесказанного мы поняли, что такое наука и какова ее важность в религии Аллаха. А позиция суфиев по отношению к науке ясна и не нуждается в аргументах, они - стремящиеся к наукам, они - обладатели ярких сердец, достигшие Имана, Ислама и Ихсана. Изучив науки, они, засучив рукава, начинают претворять их в жизнь. Они постоянно облагораживают сердца и души и верно обращаются к Всевышнему Аллаху, поэтому Аллах удостоил их Своим Довольством, Дарованием познания и прощения.


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2006 SUFIZM.RU. All right reserved.
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru