Rambler's Top100
История Суфизма
Цель и путь Суфия
Пророк и шейхи
Шейх и ученик
Путь постижения Бога
О чудесах
Суфизм и наука
Суфизм в России
Библиотека
Изречения Мудрых
Гостевая книга
Карта сайта
О проекте
Главная

 Подписаться на новости



Борьба с нафсом (плотью) и облагораживание его


Метод борьбы


Можно его назвать и путем борьбы со своей плотью. Первый этап в этой борьбе заключается в искоренении самодовольства и вере в назначение нафса, согласно изречению Аллаха в Коране:
"Ведь плоть человека толкает его ко злу" (?Юсуф?, 53).


Необходимо знать, что нафс является самой большой преградой между человеком и Аллахом, так же, как он является сильнейшим средством для приближения к Всевышнему Аллаху. Это потому, что плоть, находясь в состоянии совершения мерзостей, получает наслаждение от грехов. А после ее облагораживания и перевоспитания она начинает довольствоваться и наслаждаться исполнением богоугодных поступков и следованием Создателю.


Когда же человек раскрывает недостатки своей души и проявляет усердие в ее очищении, то у него не остается времени заниматься недостатками других людей и растрачивать свое драгоценное время в пересчете их ошибок. И когда ты замечаешь человека, расходующего свое время на поиски недостатков других людей, отвлекаясь от собственных недостатков, то знай, что он - невежественный глупец.


Сказал Абу Мадьян:


?Ты не замечай недостатков, кроме как в своей душе.
Недостаток, который явно присутствует в тебе, тем не менее, скрыт.
Ты не упрекай человека за его действия,
Когда сам ты совершаешь подобное.
Упрекать другого в том, что совершаешь сам -
Есть признак глупости и невежества?.


Мусульманин, понявший это, направляет все усилия на себя и постепенно вступает на путь самовоспитания. Вначале он начинает избавляться от грехов, совершаемых его семью органами. Эти органы: язык, уши, глаза, руки, ноги, живот и половой орган. Затем старается украсить эти органы соответствующими им видами поклонений. Эти органы - окна его сердца. Если он запачкает свои органы нечистью грехов, то через это окно они проникают в его сердце [4].


Далее он переходит в своем самовоспитании к внутренним качествам, и старается изменить порочные качества души, такие как высокомерие, показуха, гнев, на лучшие и более совершенные, такие как скромность, искренность, кротость. Путь самовоспитания тяжело проходить в одиночку, поэтому целесообразно содружество с муршидом, знающим недостатки души и пути их исправления. Он получает от своего муршида душевное вдохновение, которое приводит мюрида к усовершенствованию своей личности и души.


Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был первым муршидом и великим воспитателем своих почетных сподвижников, очистивший их души своими изречениями и примером, как Ученые разделились в своих взглядах относительно познавших Истину /Аллаха/ (арифун) и утверждавших единство бытия. Среди них были такие, кто поспешили обвинить их в неверии (куфре и заблуждении и поняли их выражения по-своему. Среди них есть и такие, кто воздержался от нападок и обратился к ним, чтобы узнать их мнение, потому что эти люди (арифун), несмотря на их обширные познания в этом [9] [10] вопросе, не исследовали его должным образом, избавляющим ученых от недоразумений. Они толковали эту науку и писали для себя и своих учеников, но это не было рассчитано на всех прочих, кто не познал этого единения, поэтому сей вопрос требует разъяснения, дабы успокоить души людей.


Из ученых, проведших исследование в этом вопросе и выяснивших это, - Саид Мустафа Камаль Шариф, который сказал:
?Бытие (вуджуд) едино, потому что это свойство, присущее Господу Всевышнему Аллаху. Он непременно бытующий и недопустимо деление Его, а просто бытующий (мауджуд) ? это могущее быть, чем является этот мир. Его деление возможно в силу его сущности ? сущности обычного бытия, существующего благодаря непременному бытию, присущему Аллаху. Когда исчезнет обычное бытие, останется непременное бытие.
Следовательно, просто бытующее - это не бытие и, поэтому, нельзя говорить: ?Два бытия: изначальное бытие и возникшее бытие?, не используя слово вуджуд (бытие) в смысле слова мавджуд(возникшее) Согласно такому объяснению не следует опасаться предостережений ученых насчет небезупречности употребления выражения о единстве бытия (вахдатуль вуджуд), о котором говорят обретшие истину?.


Далее он сказал:
?В ощущениях нам даны лишь формы бытия, а душа видит только бытие, а когда ты наблюдаешь бытие, ты его наблюдаешь не иначе как опосредованно.
Это сравнимо со следующими словами: ?Я не вижу ничего, не увидев Аллаха прежде этого?, когда говорящий так имеет в виду под этим видением знание, а не лицезрение. Поэтому говорят: ?Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, а не: Я вижу??, поскольку так говорить нельзя? .


И, действительно, истинным ученым присуще проявлять ревность к чистому шариату и разбираться в спорных вопросах, прежде чем выдвигать обвинения в отношении кого-либо из мусульман, и обращаться за разъяснениями по каждому вопросу к специалистам, сведущим в нем. В виду того, что вопрос единства бытия занимает внимание некоторых ученых, и им многие интересуются, я посчитал желательным прибавить некоторые объяснения и дополнения во имя служения шариату и просвещения ума.


Бытие делится на две категории. Первое - предвечное, непременно существующее бытие ? Всевышний Аллах.
Сказал Аллах:
?Воистину, Аллах ? Истина", т.е. непременно, Истинно Существующий. Второе бытие ? бытие допустимое, возможное. Это бытие всего остального из творений Всевышнего Аллаха.


Утверждение о единстве бытия, основанное на том, что Существующий только Один, и это - Всевышний Аллах, может иметь два смысла. Один из них правильный, второй ? неверный, приводящий к куфру (неверие, ересь) и поэтому люди, говорящие о единстве бытия, делятся на две категории: 1. Подразумевающие под этим единство Создателя с Его творениями, существование в этом бытии только одного Создателя, когда все ? Он, и все это - Он, и что именно Он - все, что существует, и что в каждой вещи есть знамение, указывающие на то, что это ? Он. Все эти утверждения - ересь, неверие и заблуждение, это еще хуже, чем ложные утверждения иудеев, христиан и идолопоклонников. [11]


Утверждающие о ложности всего вышеупомянутого и о неверии приверженцев этого взгляда, т.е. того, что Создатель Сам и есть сотворенное, а подразумевающие под единством бытия единство изначального бытия (?азалийюн?), и того, что Всевышний Аллах несомненно Един и Чист от приписываемого Ему деления. И не подразумевают, говоря о ?вахдатуль вуджуд?, под этим материальное бытие, которое делимо, и которым является все сотворенное бытие, потому что этот мир в своем бытии ? мир форм, в начале которого было небытие, в коем (в небытии) отсутствуют понятия о вреде и пользе.


Бытие, отсутствующее по своей сути, бренно, предназначено для гибели в любой момент, как сказал Всевышний Аллах:
?Каждая вещь погибает, кроме Его Лика? .
Их проявляет Сотворение, и они существуют только благодаря поддержке Аллаха, и они уничтожаемы Единством Его Сущности, а Он бытийствует на основе тайны самодостаточности и абсолютной независимости.


Вторая категория людей также делится на две категории.
1. Люди, которые извлекли такое понятие убеждениями и доводами, затем ощущением и очевидностью (??иян?), над которыми возобладала очевидность. Их поглотили волны океана Единобожия и, таким образом, стало незаметным их собственное бытие (?фана?),не говоря уже обо всем остальном достигнутом ими, вместе со стойкостью и прямотой на пути Всевышнего Аллаха. И такое утверждение верное.


2. Люди, считающие, что хакикат это логическая наука, которые углубились в чтение книг придерживаются внешних ее сторон, отдалившиеся в занятиях этой наукой от обращения к Всевышнему Аллаху, те, в чьих глазах шариат утратил свою значимость. Они говорят, что шариат ? для отвлеченных людей, а Истина ? в другой стороне, у познавших Аллаха. И это тоже явное заблуждение и клевета.


Во всяком случае, суфию следует сторониться, особенно в наше время, непонятных и сомнительных высказываний, дабы не склонять людей к плохому мне нию о суфизме. Или же, чтобы это не было поводом для превратного толкования этих изречений, потому что большое количество вероотступников и внедренных в суфизм людей использовали такие выражения ложных убеждений и противоречивых своих взглядов, чтобы использовать это, как средство для дозволения запретного и для оправдания совершаемого ими мерзкого и запретного и, таким образом, правда перемешалась с ложью, и ни в чем не повинные верующие пострадали за грехи грешников.


Поэтому суфии украсили свой внутренний и внешний миры чистым шариатом и завещают своим ученикам придерживаться этого на словах и на деле, будучи в различных состояниях. Шариат в их понимании - это ворота и ступень постижения, а тот, кто отклоняется от него, тот ? из числа погибших. Мы уже упоминали высказывания суфиев, призывающих к приверженности шариату, и теперь еще раз скажем, что цитаты на эту тему из трудов великих ученых и самих суфиев подчеркивают, что суфии далеки от того, что им приписывают из утверждений о слиянии, единении и единстве бытия, и что их взгляды не противоречат шариату и соответствуют убеждениям людей Сунны и согласия, и если бы не их приверженность Корану и Сунне и верность в убеждениях, они бы не достигли тех степеней в познании.


Они по сути своей подобны праведным предкам (салафу ссалихин), которые крепко держались за наставление Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)и обрели счастье и истину совершенным следованием за ним, и обрели довольство Аллаха и осчастливлены счастьем обоих миров. ?А те, кто повинуется Аллаху и Посланнику Его, пребывают среди тех, кого облагодетельствовал Всевышний: с пророками, праведниками, павшими за веру, мужами благочестивыми. Прекрасны эти соратники!? [12]





[9] ибн Таймийя ?Маджму? аль-фатави? т. 11 с. 74-75

[10] Маджму? расаиль ибн Таймийя с. 52


[11] Камаль аш_шариф ?рисаля вахда аль-вуджуд? с. 27-28 2.


[12] ?Аль-Кисас?, 28.



 | 1 | 2 | 3 | 4 |  


Новое на сайте


Имам аль-Газали. Письмо к сыну

Виртуальные технологии "неисламского суфизма"



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2012 SUFIZM.RU. All right reserved. Дизайн: Эркен Кагаров kagarov@imadesign.ru
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru