Суфизм.Ру

Борьба с нафсом (плотью) и облагораживание его


Предисловие


В разделе "О роли суфизма", мы рассказали, что нафс человека обладает как омерзительными, так и хорошими качествами. Избавление от мерзких является обязанностью каждого, но порочные качества не покидают нас только лишь с помощью одного желания. Для этого необходима настоящая борьба, основанная на изучении методов ее ведения.


Сказано:



«Плоть, как ребенок, если приучить его к груди, вырастет грудным, а если оторвать вовремя, то он принимает это как должное».


Определение борьбы с нафсом


Рагиб уль-Асфахани в толковании Корана сказал:
"Джихад и муджахада - использование средств и возможностей в борьбе с врагом. Джихад бывает 3-х видов: джихад с видимым внешним врагом, джихад с шайтаном и джихад с нафсом (собственной плотью). И все 3 вида входят в слова Аллаха: "И боритесь на пути Аллаха истинным стремлением", "Вы воюйте со своим имуществом и телами на пути Аллаха".


И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Вы воюйте со своими страстями так же, как воюете со своими врагами".


Борьба с плотью означает отдаление ее от вредных привычек и приучение ее к претворению Законов Аллаха во всех Его велениях и запретах.



Подтверждения из Корана и Сунны


Сказал Всевышний:



"А тех, кто боролся за дела Наши, наставим Мы на пути Наши".
(«Аль Анкабут», 69).


Передал Фузаля ибн Абид (да будет доволен им Аллах) со слов Посланника (да благословит его Аллах и приветствует):



"Муджахид тот, кто объявляет джихад своей плоти ради Аллаха".
(привел Ат-Тирмизи).


Правовое обоснование его


Очищение души является обязанностью каждого мусульманина, это мы поняли из вышеизложенного. Но добиться этого можно лишь борьбой и стремлением.
Шейх Абдульгани Набульси сказал:


"Борьба с плотью - это поклонение Аллаху, и осуществима она только через знания, и это обязанность каждого зрелого человека".


Плоти свойственно меняться


Нет сомнения, что человеческая душа восприимчива к воспитанию и смене ее плохих привычек. Если бы это было не так, то пророчество Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) было бы напрасным. Он был послан нам для изменения и облагораживания наших душ. Когда даже многих из диких животных и птиц удается приручить и выдрессировать, то человек, являющийся лучшим из творений, поддается воспитанию еще легче.


Под борьбой с плотью не понимается искоренение всех ее качеств, а имеется в виду ее усовершенствование, путем изменения плохих качеств на хорошие и подчинения ее Довольству Аллаха. К примеру, такое качество, как гнев, является порочным, когда человек гневается ради своей плоти или души, т.е. корыстным гневом. А когда человек гневается ради Аллаха, то гнев становится приветствуемым, подобно тому, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) гневался, когда люди пренебрегали запретами Аллаха или же переходили какой-либо предел. Но, подвергаясь унижениям и оскорблениям, как это произошло в Таифе, истекая кровью от камней, бросаемых язычниками, он не гневался ради себя. Напротив, он просил Аллаха не гневаться на них и, оправдывая их, сказал:



"О Аллах, наставь мой народ, поистине, он не ведает".


Такое качество, как высокомерие, является нежелательным по отношению к своим братьям, но если это проявляется в отношениях с высокомерными кяфирами, то оно допустимо и даже желательно.


 


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2006 SUFIZM.RU. All right reserved.
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru