Действительно, суфии - это люди, наиболее устремленные к чистому поклонению Аллаху, основанному на повиновении и послушании, и признании советов наставников и руководства муршидов. Они - основатели духовных институтов, в которых применяются наилучшие средства воспитания.
Имам Абу Хамид аль-Газали сказал: "Вступление в суфизм - обязанность каждого (фарз уль-айн), так как никто не чист от недостатков, кроме пророков (мир им)".
Он сказал также: "В начале своего пути я был скептиком в отношении суфизма, отрицая степени арифинов и салихинов, пока я не сблизился с моим шейхом Юсуфом Нассаджи. Он не прекращал моего исправления, пока я не вкусил его плодов. И я увидел Аллаха во сне. Он сказал мне: "О, Абуль Хамид, брось свои занятия и подружись с теми, которые на Моей земле находятся под Моим взором. Это те, которые поменяли оба дома (ахира и мирское) любовь ко Мне". Я сказал: "Клянусь Твоим Могуществом, я буду держаться этого пути, пока не почувствую прохладу близости с ними". Я так и поступил. "Что отрывает тебя от них, так это твоя привязанность к бренной жизни. Отдались от нее добровольно, отошел от нее униженным. Я ниспошлю тебе лучи Моей Святости". Я проснулся радостным и счастливым, и пришел к моему шейху. Я рассказал ему сон, он улыбнулся и сказал: "О, Абуль Хамид, это только начало начал. Дружба со мною украсит твои глаза сурьмой вечности" .
Также он сказал: "Необходимым для мюрида, ставшего на путь истины, является также и то, чтобы у него был муршид, наставник, направляющий его в пути и очищающий его от порочных качеств, закладывающий вместо них основы благих нравов. Смысл воспитания заключается в том, чтобы воспитатель был подобен садовнику, который ухаживает за растениями, и каждый раз, когда замечает камень или сорняк, вредный для растений, он выкорчевывает его и выкидывает и продолжает поливать свой саженец до тех пор, пока тот не вырастет, чтобы он был лучше остальных. Когда ты поймешь, что растение нуждается в садовнике, который ухаживает за ним, ты поймешь, что салик нуждается в муршиде, потому что Всевышний направил посланников (мир им), чтобы они были проводниками для людей, наставляющими их на верный путь".
Перед своей кончиной Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сделал наставниками Праведных халифов, завещая им, чтобы они наставляли народы на путь Аллаха, и так до самого Судного дня.
Вот его слова: "Мюрид нуждается в шейхе (устазе), за которым он следует непременно, чтобы он наставлял его на истинный путь, так как путь истины таинственен, а пути сатаны открыты и многочисленны. Не имеющего наставника сатана увлечет на свой путь непременно. Тот, кто отправился в пустыню, полную опасностей, без проводника, рискует своей жизнью и непременно погубит ее и будет подобен дикому побегу, который растет сам по себе, он либо высохнет, либо, если даже станет деревом, то не даст плодов. Спасение мюрида в его шейхе, пусть он держится за него".
Также он сказал: "Когда Аллах хочет добра своему рабу, то делает его замечающим свои недостатки, и когда он познает свои недостатки, то может избавиться от них. Но большинство людей невежественно по отношению к самим себе. Они замечают пылинку в глазах других, в то время как не видят пня в своих. У желающего познать свои недостатки есть четыре пути: первый из них - чаще быть возле шейха, видящего твои недостатки, сделав его судьей своей души, следуя каждому его указанию в своих устремлениях".
Амир Абдуль Кадыр аль-Джазаири
Познавший Аллаха Абдуль Кадыр аль-Джазаири в книге "Мавакиф" пишет: "Аллах сказал, рассказывая об обращении Мусы к Хизри (мир им): "А не пойти ли мне с тобой, чтобы передал ты мне Знание сокровенное, коим владеешь ты"
Знай, что мюрид не получит какой-либо пользы от шейха без полного повиновения ему в его достоинстве и совершенстве и соблюдения его запретов. Но не так, как думают некоторые, что достаточно всего лишь быть высокого мнения о своем устазе, и не совершать ничего из его велений. И даже Муса (мир ему) - пророк, несмотря на свое высокое положение и степень, ищет близости с Хизри и переносит все трудности на этом пути, как сказано в Коране: "Я встретил на этом моем пути препятствия". Несмотря на это, он ослушался всего лишь одного запрета Хизри:
"Ты не спрашивай меня ни о чем, пока я сам не раскрою тебе его смысл". Он не получил пользы от знаний Хизри за это ослушание.
Совершенство шейха в его роли, роли указующего. Шейх не дает мюриду ничего, кроме того, что дает мюриду подготовка шейха, его поступки, и это подобно тому, как искусный врач выписывает больному лекарства. Если больной не послушается врача, он не вылечится, каким бы опытным ни был его доктор. Ослушание больного - это признак того, что Всевышний Аллах не пожелал его выздоровления, ведь когда Аллах желает чего-то, то создает для этого условия. Мюрид обязан искать наисовершенного, наидостойнейшего из шейхов, чтобы не попасть в руки невежды, что может стать причиной его гибели .
Ибн Ата Алла аль-Искандари сказал: "Тому, кто ищет наставления и вступления на путь, следует разыскать шейха, постигшего истины, отрекшегося от своей плоти, твердо укрепившегося в служении своему Господу. А когда он найдет такого, то ему следует подчиниться его воле и отказаться от всего, что он запрещает и от чего предостерегает".
Также он сказал: "Твоим шейхом является не тот, которого ты слушаешь, а лишь тот, у которого ты получаешь. Твой шейх не тот, чья речь обращена к тебе, а лишь тот, чьи жесты вдохновляют тебя. Твой шейх не тот, кто призывает тебя к воротам, а тот, кто отворяет ворота, убирает преграду между тобой и собой. Твой шейх не тот, чьи слова обращены к тебе, а тот, чье состояние движет тобой. Твой шейх тот, кто освобождает тебя из заключения плоти и направляет тебя к Господу. Твой шейх тот, кто очищает зеркало твоей души, в котором отразились лучи твоего Господа и который направляет тебя к Аллаху. Он не покинет тебя, пока не приблизит тебя к Аллаху и не бросит в Божественные лучи, и не скажет: "Вот ты и твой Господь!" Он также сказал: "Не дружи с тем, чье состояние не вдохновляет тебя, чьи изречения не приводят тебя к Аллаху".
Шейх Абдуль Ваххаб Ща´рани в книге "Ухуд аль-мухаммадийя" сказал:
"На нас возложено общее обязательство от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершать двух ракаатную молитву после каждого омовения, с условием не размышлять при этом ни о чем из мирского или из не предписанного в молитве. Желающий соблюдения этого обязательства нуждается в шейхе, ведущем его, чтобы он оторвал его от мыслей, отвлекающих от Аллаха",
и далее сказал: "Ты знай это и остерегайся стремления постичь это без шейха, как делают некоторые невежды. Это невозможно".
Он также сказал: "Формы и методы моих устремлений без шейха были таковыми, я читал разные книги, такие как "Рисала" Кушайри, "Авариф уль-маариф", "Кут", "Ихъя" и другие, и при этом следовал тому, что извлекал мой разум из этого. Через некоторое время мне открывалось противоположное, я шел в ту сторону и был подобен блуждающему по туннелям, не зная, есть ли у них конец или нет, и менял их, переходя из одного в другой. А если бы у меня был наставник, указывающий на нужный туннель, то это избавило бы меня от лишней траты сил и сократило бы мою дорогу. Шейх подобен тому, кто возглавляет паломников на пути в Мекку.
Если бы подобные пути приводили к цели благодаря лишь логическим выводам, то не нуждались бы в шейхах такие люди, как худжат уль-ислам имам Аль-Газали, Иззу ибн Абдуссалям, которые пришли к шейху, достигнув высочайшей степени учености.
До вступления в тарикат они говорили: "Если кто-то утверждает, что есть другой путь, кроме того, что мы утверждаем, то он измышляет против Аллаха".
После вступления в тарикат они сказали: "Мы провели всю свою жизнь в безделии и за завесой".
Достаточно почетным для тариката является изречение Мусы, обращенное к Хизри (мир им): "А не пойти ли мне с тобой, чтобы передал ты мне Знание сокровенное, коим владеешь ты?", а также признание Имамом Ахмадом ибн Ханбалем превосходства Абу Хамзы Багдади над собой и признание Ахмадом ибн Сурайджем (да будет доволен ими Аллах) Абуль Касима Джунайда. А также и поиск имамом Аль-Газали себе шейха, несмотря на то, что он является худжат уль-ислам (высокая ученая степень).
Также поиски шейха Изуддина Абдуссаляма, который, несмотря на то, что сам он был прозван султаном всех ученых, говорил: "Я познал совершенный Ислам лишь после встречи с моим шейхом Абуль Хасаном ащ-Щазали".
Если таким светилам исламской науки, несмотря на их широкие познания, понадобились шейхи, то что же говорить о подобных нам. Абу Али ас-Сакафи сказал: "Если человек обретет все знания, и будет дружить с различными людьми, то он не достигнет степени достойных без воспитания назидательным шейхом. Тот, кто не получил воспитания от наставника, повелевающего и запрещающего ему, указывающего на недостатки его поступков и мерзости его души, нельзя следовать за ним в поисках верного пути".
Абу Мадьян сказал: "Тот, кто не получил воспитания наставников, тот губит последователей". Шейх Ахмад Заррук (да будет доволен им Аллах) сказал: "Знания и поступки брать лучше от шейхов, чем от других. Аллах Всевышний говорит в Священном Коране: "Оно - знамение ясное в сердцах тех, кому даровано знание"("Аль-Анкабут", 49) и "Ты следуй по пути обратившихся ко Мне" ("Лукман", 15).
И я обратился к шейхам, ведь сподвижники взяли от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а он же от Джабраила (мир ему), последовав за его указаниями быть Пророком и рабом Аллаха. Табиины следовали за сподвижниками, и каждый из них имел своих последователей, таких как Ибн Сирин, Ибн Мусаиб, Тавус, Муджахид. Что касается знания и поступков, то передача их проста и ясна. А что касается внутреннего, душевного воздействия, то это можно понять из слов Анаса (да будет доволен им Аллах), сказавшего: "Мы не успели стряхнуть землю со своих ладоней, как сердца начали изменять нам". (привели имам Ахмад и Ат-Тирмизи как достоверный хадис).
Али аль-Хаввас сказал: "Не вступай на тропу, не известную тебе, без проводника, иначе ты пропадешь в ее оврагах, поскольку проводник (муршид) доставляет мюрида к берегам спасения и отдаляет его от скользкого и опасного пути. Доставив его до цели, он передает ему право наставлять и остальных".
На это указывает Ибн уль-Банна в своих стихах: "Воистину, они наши проводники, Ведущие нас к близости с Господом и наши паланкины. Вы прибегайте в своем пути к проводнику, Знающему дорогу и разъясняющему путь, Который прошел эту тропу и вернулся, Чтобы рассказать народу о том, с чем вернулся".
Шейх Мухаммад аль-Хашими (да будет доволен им Аллах) сказал: "Ты вступи, мой брат, под опеку живого, знающего Аллаха шейха, правдивого, назидательного, владеющего достоверными знаниями, проницательным чутьем, высокими стремлениями, прошедшего через руки муршидов, чтобы он был из познавших Путь. И поведет он тебя к близости с Аллахом и предостережет тебя от чуждого Аллаху, и научит тебя понять благодетельство Всевышнего к тебе. Когда ты Его познаешь, ты ему отвечаешь. Отвечая, ты стремишься к Нему. А когда ты стремишься к Нему, Он тебя непременно наставит и изберет для лицезрения. Великий Аллах сказал: "А тех, которые стремятся ко Мне, я непременно наставлю на путь Истины". ("Аль Анкабут", 69).
Содружество с шейхом - это долг и обязанность. Основанием тому являются слова Всевышнего: "Ты следуй по пути обратившихся ко Мне" ("Лукман", 15) и "О, вы, уверовавшие, бойтесь Аллаха и будьте вместе с праведными" ("Ат Тауба", 119). Условием для такого шейха является то, чтобы он имел право на воспитание людских нравов, данное ему от совершенного муршида (иджаза).
И не следует говорить: "Где найти такого?", потому что мы говорим, как сказал Ибн Ата Алла аль-Искандари в книге "Латаиф уль-минан": "Ты не ощущай недостатка в наставниках, а ощущай недостаток их искреннего поиска. Ищи с чистым сердцем, и найдешь наставника". Однако таинство Аллаха заключается в искренних поисках.
Также он сказал в "Латаиф уль-минан": "Следовать надо за тем вали, к которому тебя повел Аллах, и чьи достоинства для тебя проявил Аллах и отдалил тебя от видения его человеческих качеств видением в нем достойных качеств. Таким образом, ты передал ему свои бразды, и он повел тебя по пути наставления".
Ибн Ата Алла аль-Искандари сказал: "Свят тот, кто сделал указатели к своим любимцам, такими же как указатели к Себе и направившим к ним только тех, кого пожелал приблизить к себе". |