Rambler's Top100
История Суфизма
Цель и путь Суфия
Пророк и шейхи
Шейх и ученик
Путь постижения Бога
О чудесах
Суфизм и наука
Суфизм в России
Библиотека
Изречения Мудрых
Гостевая книга
Карта сайта
О проекте
Главная

 Подписаться на новости



Содружество (сухбат)


Высказывания имамов тасавуфа о важности содружества (сухбата)


Сухбат имеет глубокое воздействие на личность человека, его нрав и поведение. Друг приобретает от своего друга его качества путем душевного воздействия и практического следования. Человек по своей природе общителен и не остается в этой жизни один, не обходится без друзей и знакомых.


Если человек выбрал себе в друзья человека грешного, злонравного, лицемерного и т.д., то из жизненной практики известно, что эти качества по переходят к нему. Он теряет свои добрые качества и, незаметно для себя, попадает в ряд безнравственных и грешных людей. А если же человек избрал общение с богобоязненными, нравственными, стремящимися к познанию Аллаха людьми, то человек непременно, изо дня в день, постепенно приобретает их добрые качества, твердую веру и Божественное познание.


Таким образом он освобождается от недостатков души. К тому же, о человеке судят по его друзьям и соратникам.


Когда ты в обществе, то подружись с лучшими людьми и отдались от плохих людей, чтобы не перенять от них плохое. Спрашивая о человеке, ты спроси и о его друге. Каждый друг - последователь своего друга. Тот высокий уровень духовности был достигнут сподвижниками после темноты невежества лишь благодаря их сподвижничеству с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и близости с ним. А то высокое озарение табиины обрели благодаря близости к сподвижникам. Пророчество нашего господина Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) предназначено на все времена до самого Судного дня. У Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) во все времена и в каждом поколении всегда были наследники из числа великих ученых, познавших Аллаха и унаследовавших от Пророка знания, нрав, веру и богобоязненность. Они были его халифами в наставлении и призыве к Аллаху и извлекали из света пророчества лучи знаний и наставления всего человечества на истинный путь. Одно только приближение к ним уже есть озарение. Кто придерживается их и содействует им, тот - проводник Ислама. Тот, кто связан с ними одними узами, связан с самим Пророком (да благословит его Аллах и приветствует).


Черпающий из их источников питается из самого пророческого океана. Такие наследники являются истинными носителями религии, воплощающими в своем образе жизни пример Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).


Они именно те, о которых говорится в изречении Пророка (мир ему и благословение):
"В моей Умме, всегда, вплоть до Судного дня, будет присутствовать группа людей, придерживающаяся истины, и им не принесет вреда тот, кто оставляет их без помощи /в трудную минуту/." (приводится у Муслима).


Влияние их будет ощутимо во все времена и на каждом материке. Содружество с этими наследниками, муршидами - испытанное лекарство, а отдаленность от них - смертельный яд. Это люди, приближением к которым осчастливливаются, а дружбой с ними излечивают души, облагораживают нравы, сеют убеждения в сердцах и укрепляют веру. Всего вышеуказанного нельзя достичь одним чтением книг. Это достигается практически, душевным притяжением, путем следования за живым примером. В сердце каждого человека присутствуют тайные пороки, о которых сам человек может и не догадываться. Это такие пороки, как показуха (рия), лицемерие (нифак), лживость, зависть (хасад), эгоизм, любовь к славе, самодовольство, высокомерие, скупость.


Вот слова Всевышнего:
"Скажи (Мухаммад): "Не поведать ли вам о тех, кто потерпел в деяниях своих убыток наибольший? Тех, чьи усилия в жизни этой были тщетны, а ведь думали они, что поступают наилучшим образом"
("Аль Кахф", 103-104).


Как человек не может увидеть недостатки своей внешности без ровного чистого зеркала, так же ему необходим верующий брат, отличающийся искренностью, правдивостью, нравственностью, лучшими качествами, чем у него самого и твердой верой, который бы указал ему на недостатки, душевные пороки и раскрыл тайные болезни сердца, возможно, словами или же своим примером.


По этому поводу Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Му´мин - зеркало му´мина" (привел Абу Дауд со слов Абу Хурейры (да будет доволен ими Аллах).


Мы не должны забывать, что зеркала бывают разных форм и видов. Среди них есть ясные и ровные, есть кривые, искажающие красоту лица, а также увеличивающие и уменьшающие. Также и среди друзей есть те, кто скрывают от тебя истину о твоей душе, восхваляя тебя, и, тем самым, внушая тебе, что ты совершенен. Таким образом в твое сердце вселяется самодовольство и обман.


Есть и такие, которые все время упрекают тебя, тем самым лишая тебя надежды на благополучие твоей души и плоти. А совершенный му´мин - это правдивый наставник, зеркало души которого очищено совершенным муршидом, унаследовавшим совершенство от предыдущего, и так до самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Это зеркало, сделанное Аллахом высоким примером для человечества.


Всевышний сказал:
"Посланник Аллаха - пример наилучший для вас, для тех, кто возлагает надежды на Всевышнего, (верит в наступление) дня Судного и Аллаха поминает многократно" ("АльАхзаб", 21).

Действительно, суфии - это люди, наиболее устремленные к чистому поклонению Аллаху, основанному на повиновении и послушании, и признании советов наставников и руководства муршидов. Они - основатели духовных институтов, в которых применяются наилучшие средства воспитания.


Имам Абу Хамид аль-Газали сказал:
"Вступление в суфизм - обязанность каждого (фарз уль-айн), так как никто не чист от недостатков, кроме пророков (мир им)".


Он сказал также:
"В начале своего пути я был скептиком в отношении суфизма, отрицая степени арифинов и салихинов, пока я не сблизился с моим шейхом Юсуфом Нассаджи. Он не прекращал моего исправления, пока я не вкусил его плодов. И я увидел Аллаха во сне. Он сказал мне: "О, Абуль Хамид, брось свои занятия и подружись с теми, которые на Моей земле находятся под Моим взором. Это те, которые поменяли оба дома (ахира и мирское) любовь ко Мне". Я сказал: "Клянусь Твоим Могуществом, я буду держаться этого пути, пока не почувствую прохладу близости с ними". Я так и поступил. "Что отрывает тебя от них, так это твоя привязанность к бренной жизни. Отдались от нее добровольно, отошел от нее униженным. Я ниспошлю тебе лучи Моей Святости". Я проснулся радостным и счастливым, и пришел к моему шейху. Я рассказал ему сон, он улыбнулся и сказал: "О, Абуль Хамид, это только начало начал. Дружба со мною украсит твои глаза сурьмой вечности" .


Также он сказал:
"Необходимым для мюрида, ставшего на путь истины, является также и то, чтобы у него был муршид, наставник, направляющий его в пути и очищающий его от порочных качеств, закладывающий вместо них основы благих нравов. Смысл воспитания заключается в том, чтобы воспитатель был подобен садовнику, который ухаживает за растениями, и каждый раз, когда замечает камень или сорняк, вредный для растений, он выкорчевывает его и выкидывает и продолжает поливать свой саженец до тех пор, пока тот не вырастет, чтобы он был лучше остальных. Когда ты поймешь, что растение нуждается в садовнике, который ухаживает за ним, ты поймешь, что салик нуждается в муршиде, потому что Всевышний направил посланников (мир им), чтобы они были проводниками для людей, наставляющими их на верный путь".


Перед своей кончиной Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сделал наставниками Праведных халифов, завещая им, чтобы они наставляли народы на путь Аллаха, и так до самого Судного дня.


Вот его слова:
"Мюрид нуждается в шейхе (устазе), за которым он следует непременно, чтобы он наставлял его на истинный путь, так как путь истины таинственен, а пути сатаны открыты и многочисленны. Не имеющего наставника сатана увлечет на свой путь непременно. Тот, кто отправился в пустыню, полную опасностей, без проводника, рискует своей жизнью и непременно погубит ее и будет подобен дикому побегу, который растет сам по себе, он либо высохнет, либо, если даже станет деревом, то не даст плодов. Спасение мюрида в его шейхе, пусть он держится за него".


Также он сказал:
"Когда Аллах хочет добра своему рабу, то делает его замечающим свои недостатки, и когда он познает свои недостатки, то может избавиться от них. Но большинство людей невежественно по отношению к самим себе. Они замечают пылинку в глазах других, в то время как не видят пня в своих. У желающего познать свои недостатки есть четыре пути: первый из них - чаще быть возле шейха, видящего твои недостатки, сделав его судьей своей души, следуя каждому его указанию в своих устремлениях".


Амир Абдуль Кадыр аль-Джазаири


Познавший Аллаха Абдуль Кадыр аль-Джазаири в книге "Мавакиф" пишет:
"Аллах сказал, рассказывая об обращении Мусы к Хизри (мир им): "А не пойти ли мне с тобой, чтобы передал ты мне Знание сокровенное, коим владеешь ты"


Знай, что мюрид не получит какой-либо пользы от шейха без полного повиновения ему в его достоинстве и совершенстве и соблюдения его запретов. Но не так, как думают некоторые, что достаточно всего лишь быть высокого мнения о своем устазе, и не совершать ничего из его велений. И даже Муса (мир ему) - пророк, несмотря на свое высокое положение и степень, ищет близости с Хизри и переносит все трудности на этом пути, как сказано в Коране:
"Я встретил на этом моем пути препятствия".
Несмотря на это, он ослушался всего лишь одного запрета Хизри:



"Ты не спрашивай меня ни о чем, пока я сам не раскрою тебе его смысл". Он не получил пользы от знаний Хизри за это ослушание.


Совершенство шейха в его роли, роли указующего. Шейх не дает мюриду ничего, кроме того, что дает мюриду подготовка шейха, его поступки, и это подобно тому, как искусный врач выписывает больному лекарства. Если больной не послушается врача, он не вылечится, каким бы опытным ни был его доктор. Ослушание больного - это признак того, что Всевышний Аллах не пожелал его выздоровления, ведь когда Аллах желает чего-то, то создает для этого условия. Мюрид обязан искать наисовершенного, наидостойнейшего из шейхов, чтобы не попасть в руки невежды, что может стать причиной его гибели .


Ибн Ата Алла аль-Искандари сказал:
"Тому, кто ищет наставления и вступления на путь, следует разыскать шейха, постигшего истины, отрекшегося от своей плоти, твердо укрепившегося в служении своему Господу. А когда он найдет такого, то ему следует подчиниться его воле и отказаться от всего, что он запрещает и от чего предостерегает".


Также он сказал:
"Твоим шейхом является не тот, которого ты слушаешь, а лишь тот, у которого ты получаешь. Твой шейх не тот, чья речь обращена к тебе, а лишь тот, чьи жесты вдохновляют тебя. Твой шейх не тот, кто призывает тебя к воротам, а тот, кто отворяет ворота, убирает преграду между тобой и собой. Твой шейх не тот, чьи слова обращены к тебе, а тот, чье состояние движет тобой. Твой шейх тот, кто освобождает тебя из заключения плоти и направляет тебя к Господу. Твой шейх тот, кто очищает зеркало твоей души, в котором отразились лучи твоего Господа и который направляет тебя к Аллаху. Он не покинет тебя, пока не приблизит тебя к Аллаху и не бросит в Божественные лучи, и не скажет: "Вот ты и твой Господь!" Он также сказал: "Не дружи с тем, чье состояние не вдохновляет тебя, чьи изречения не приводят тебя к Аллаху".


Шейх Абдуль Ваххаб Ща´рани в книге "Ухуд аль-мухаммадийя" сказал:



"На нас возложено общее обязательство от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершать двух ракаатную молитву после каждого омовения, с условием не размышлять при этом ни о чем из мирского или из не предписанного в молитве. Желающий соблюдения этого обязательства нуждается в шейхе, ведущем его, чтобы он оторвал его от мыслей, отвлекающих от Аллаха",


и далее сказал:
"Ты знай это и остерегайся стремления постичь это без шейха, как делают некоторые невежды. Это невозможно".


Он также сказал:
"Формы и методы моих устремлений без шейха были таковыми, я читал разные книги, такие как "Рисала" Кушайри, "Авариф уль-маариф", "Кут", "Ихъя" и другие, и при этом следовал тому, что извлекал мой разум из этого. Через некоторое время мне открывалось противоположное, я шел в ту сторону и был подобен блуждающему по туннелям, не зная, есть ли у них конец или нет, и менял их, переходя из одного в другой. А если бы у меня был наставник, указывающий на нужный туннель, то это избавило бы меня от лишней траты сил и сократило бы мою дорогу. Шейх подобен тому, кто возглавляет паломников на пути в Мекку.


Если бы подобные пути приводили к цели благодаря лишь логическим выводам, то не нуждались бы в шейхах такие люди, как худжат уль-ислам имам Аль-Газали, Иззу ибн Абдуссалям, которые пришли к шейху, достигнув высочайшей степени учености.


До вступления в тарикат они говорили:
"Если кто-то утверждает, что есть другой путь, кроме того, что мы утверждаем, то он измышляет против Аллаха".


После вступления в тарикат они сказали:
"Мы провели всю свою жизнь в безделии и за завесой".


Достаточно почетным для тариката является изречение Мусы, обращенное к Хизри (мир им):
"А не пойти ли мне с тобой, чтобы передал ты мне Знание сокровенное, коим владеешь ты?",
а также признание Имамом Ахмадом ибн Ханбалем превосходства Абу Хамзы Багдади над собой и признание Ахмадом ибн Сурайджем (да будет доволен ими Аллах) Абуль Касима Джунайда. А также и поиск имамом Аль-Газали себе шейха, несмотря на то, что он является худжат уль-ислам (высокая ученая степень).


Также поиски шейха Изуддина Абдуссаляма, который, несмотря на то, что сам он был прозван султаном всех ученых, говорил:
"Я познал совершенный Ислам лишь после встречи с моим шейхом Абуль Хасаном ащ-Щазали".


Если таким светилам исламской науки, несмотря на их широкие познания, понадобились шейхи, то что же говорить о подобных нам.

Абу Али ас-Сакафи сказал:
"Если человек обретет все знания, и будет дружить с различными людьми, то он не достигнет степени достойных без воспитания назидательным шейхом. Тот, кто не получил воспитания от наставника, повелевающего и запрещающего ему, указывающего на недостатки его поступков и мерзости его души, нельзя следовать за ним в поисках верного пути".


Абу Мадьян сказал:
"Тот, кто не получил воспитания наставников, тот губит последователей".

Шейх Ахмад Заррук (да будет доволен им Аллах) сказал:
"Знания и поступки брать лучше от шейхов, чем от других. Аллах Всевышний говорит в Священном Коране: "Оно - знамение ясное в сердцах тех, кому даровано знание"("Аль-Анкабут", 49) и "Ты следуй по пути обратившихся ко Мне" ("Лукман", 15).


И я обратился к шейхам, ведь сподвижники взяли от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а он же от Джабраила (мир ему), последовав за его указаниями быть Пророком и рабом Аллаха. Табиины следовали за сподвижниками, и каждый из них имел своих последователей, таких как Ибн Сирин, Ибн Мусаиб, Тавус, Муджахид. Что касается знания и поступков, то передача их проста и ясна. А что касается внутреннего, душевного воздействия, то это можно понять из слов Анаса (да будет доволен им Аллах), сказавшего:
"Мы не успели стряхнуть землю со своих ладоней, как сердца начали изменять нам". (привели имам Ахмад и Ат-Тирмизи как достоверный хадис).


Али аль-Хаввас сказал:
"Не вступай на тропу, не известную тебе, без проводника, иначе ты пропадешь в ее оврагах, поскольку проводник (муршид) доставляет мюрида к берегам спасения и отдаляет его от скользкого и опасного пути. Доставив его до цели, он передает ему право наставлять и остальных".


На это указывает Ибн уль-Банна в своих стихах:
"Воистину, они наши проводники,
Ведущие нас к близости с Господом и наши паланкины.
Вы прибегайте в своем пути к проводнику,
Знающему дорогу и разъясняющему путь,
Который прошел эту тропу и вернулся,
Чтобы рассказать народу о том, с чем вернулся".



Шейх Мухаммад аль-Хашими (да будет доволен им Аллах) сказал:
"Ты вступи, мой брат, под опеку живого, знающего Аллаха шейха, правдивого, назидательного, владеющего достоверными знаниями, проницательным чутьем, высокими стремлениями, прошедшего через руки муршидов, чтобы он был из познавших Путь. И поведет он тебя к близости с Аллахом и предостережет тебя от чуждого Аллаху, и научит тебя понять благодетельство Всевышнего к тебе. Когда ты Его познаешь, ты ему отвечаешь. Отвечая, ты стремишься к Нему. А когда ты стремишься к Нему, Он тебя непременно наставит и изберет для лицезрения. Великий Аллах сказал: "А тех, которые стремятся ко Мне, я непременно наставлю на путь Истины". ("Аль Анкабут", 69).


Содружество с шейхом - это долг и обязанность. Основанием тому являются слова Всевышнего:
"Ты следуй по пути обратившихся ко Мне" ("Лукман", 15) и "О, вы, уверовавшие, бойтесь Аллаха и будьте вместе с праведными" ("Ат Тауба", 119). Условием для такого шейха является то, чтобы он имел право на воспитание людских нравов, данное ему от совершенного муршида (иджаза).


И не следует говорить: "Где найти такого?", потому что мы говорим, как сказал Ибн Ата Алла аль-Искандари в книге "Латаиф уль-минан":
"Ты не ощущай недостатка в наставниках, а ощущай недостаток их искреннего поиска. Ищи с чистым сердцем, и найдешь наставника".
Однако таинство Аллаха заключается в искренних поисках.


Также он сказал в "Латаиф уль-минан":
"Следовать надо за тем вали, к которому тебя повел Аллах, и чьи достоинства для тебя проявил Аллах и отдалил тебя от видения его человеческих качеств видением в нем достойных качеств. Таким образом, ты передал ему свои бразды, и он повел тебя по пути наставления".


Ибн Ата Алла аль-Искандари сказал:
"Свят тот, кто сделал указатели к своим любимцам, такими же как указатели к Себе и направившим к ним только тех, кого пожелал приблизить к себе".



 | 1 | 2 | 3 | 4 |  


Новое на сайте


Имам аль-Газали. Письмо к сыну

Виртуальные технологии "неисламского суфизма"



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2012 SUFIZM.RU. All right reserved. Дизайн: Эркен Кагаров kagarov@imadesign.ru
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru