Суфизм.Ру

Содружество (сухбат)


Подтверждения великих ученых о важности содружества (сухбата) и его этики


Ибн Хаджар Гайтами в своей книге «Фатавиль хадисия» говорит:
"...И в итоге до получения этих познаний мюриду следует всегда придерживаться того, что повелевает ему его устаз, овладевший знаниями Истины и Шариата. Поскольку он великий лекарь и по уровню внутреннего развития, и по приближенности к Аллаху, то он дает каждому телу и душе необходимое для выздоровления и благоденствия".



Имам Фахруддин ар-Рази в своем известном толковании суры «Аль Фатиха» сказал:
"Третья глава - о логических выводах, извлеченных из этой суры ... третий вывод. Некоторые сказали: «Когда Всевышний сказал: "Наставь нас на истинный путь", Он не завершил свою речь этим, а продолжил: "На путь тех, которых ты облагодетельствовал". Это указывает на то, что у мюрида нет пути к достижению степени праведности (хидая) и прозрения (мукашафа) без его следования за шейхом, наставляющим его на истинный путь и отдаляющим его от ошибок и заблуждений. И это потому, что недостатки присущи большинству людей, и их разум не столь развит, чтобы отличить истину от заблуждения. Поэтому необходим совершенный, за которым следует несовершенный».


Ибрахим уль-Баджури, шейх уль-ислам, разъясняя строки Ибрахима Лякания, автора «Джавхарут аль-таухид» сказал:
«Ты будь как лучшие из народа -
Союзником сердца, последователем Истины».


Старайся обрести лучшие из качеств, присущие лучшим из людей. Самовоспитание под руководством шейха является лучшим, так как сказано:
«Пример и состояние одного человека среди тысячи полезнее, чем проповедь тысячи человек одному. Человеку следует придерживаться шейха, знающего Коран и Сунну, обратив прежде внимание на его приверженность Корану и Сунне. И если он найдет его таковым, то следует придерживаться его и соблюсти культуру общения с ним. Может быть, на его примере он приобретет то, что прояснит его внутренний мир".



Ибн Абу Джумрат аль-Андалуси сказал: «Абдулла ибн Омар (да будет доволен им Аллах) передал хадис:
"Пришел однажды человек к Пророку (мир ему и благословение) и попросил у него разрешения отправиться на джихад. Пророк (мир ему и благословение) спросил его: "Живы твои родители?" "Да", - ответил он. "Это и есть твой джихад".


После комментария десяти версий этого изречения, в десятом он сказал:
"В нем есть доказательство того, что при вступлении в сулюк и самовоспитание сунной должно происходить под опекой и назиданием знатока. Когда этот сподвижник захотел отправиться на джихад, он не довольствовался своим желанием, а избрал назидание более знающего человека, и это по отношению к малому джихаду. А что касается большого джихада, то необходимость в наставнике встает еще острее".

Хафиз ибн Кайим Джаузи сказал:
"Когда раб Божий желает следовать за каким-то человеком, то пусть сначала посмотрит, из числа ли он поминающих Аллаха или из числа отвлеченных, и что движет им - страсти или откровения. Если им движет страсть, то дело его - гибель. И следует человеку обратить внимание на своего наставника – назидателя, и если он найдет его движимым страстью, то пусть он отдалится от него, а если же найдет из числа тех, кто поминает Аллаха и следует Сунне, то пусть держится за его стремя".


Абдульвахид ибн ‘Ашир, факих мазхаба Имама Малика, поясняя необходимость близости с шейхом, сказал:
«Будем дружить с шейхом, познавшим пути,
Оберегающим нас в дороге от гибели,
Напоминающим нам о Творце при встрече,
Приводящим раба к его Создателю,
Отсчитывающим вздохи за вздохами,
Взвешивающим мысли мерилами.
Будем беречь мафрузы - начальный капитал,
И Сунну Пророка - прибыль к нему,
Приумножая зикр ясным сердцем,
Поборемся же с плотью ради Господа миров
И приобретем мы степени познавших,
И станем мы при этом познавшими Его.
Остальное все покинет наши сердца.
И возлюбит нас Аллах и изберет
Для Своего лицезрения в Судный день»
.


Толкователь этих стихов Мухаммад ибн Юсуф в своей книге «Нур уль-мубин алаль муршид аль му’ин» сказал:
«Результатом содружества с шейхом становится то, что шейх напоминает об Аллахе, то есть является причиной, побуждающей мюрида к вспоминанию своего Господа, когда он видит своего шейха, так как этот шейх бывает облечен величественностью, дарованной ему Всевышним, и свидетельство этому привел Хаким от Анаса: «Лучшими становятся в то время, когда видят поминащих Аллаха».


Результатом близкого общения с подобным шейхом является то, что он приближает к Господу через выявление душевных пороков, призыв к отрешению от всего материального, и приближает к Нему так, чтобы мы поняли, что все происходящее зависит от воли Творца, и не прибегали к помощи Его творений, кроме как к Нему Самому. Этого может достичь лишь искренний мюрид, отдавший целиком и полностью бразды своей души своему шейху, и обязавшийся не скрывать от него ни одной мысли, и знающий, что если скроет, то не получит никакой пользы от наставничества шейха.



Ат-Тайбия, автор комментария «Кашшафов» сказал:
"Ученому не следует довольствоваться своими знаниями, даже если он приобрел океаны знаний. Он обязан приблизиться к ахлю тарик (суфиям), чтобы они указали ему на истинный путь, чтобы они очистили его науку от вредных примесей плотского. Ученые-суфии единогласны в необходимости следования за шейхом. И нет сомнения в том, что избавление от душевных пороков является обязанностью каждого человека. Поэтому каждый, страдающий пороками, должен искать шейха, и если нет его в городе или даже на его родине, то он должен искать его по всему миру".


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2006 SUFIZM.RU. All right reserved.
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru