Суфизм.Ру

Опровержение сомнений вокруг борьбы с нафсом


Если кто-либо скажет, что суфии запрещают дозволенное Аллахом из различных благ и наслаждений, то это не правда, ведь Всевышний сказал:


"Ты скажи (о, Мухаммад), кто может объявлять запретными украшения Господа и пищу, ниспосланную Им рабам Своим?"[1].


"О, вы, которые уверовали! Не запрещайте (есть) яства приятные, дозволенные вам Господом вашим. Не преступайте закона, ибо не любит Всевышний преступающих границы"[2]


Мы говорим, что суфии не превращают дозволенное в запретное, т.к. высшая их цель - это ограничение себя в рамках Шариата. Но когда они поняли, что облагораживание плоти является обязанностью каждого, и что у плоти есть мерзкие свойства и прихоти страсти, которые приводят человека к гибели и препятствуют его продвижению по ступеням совершенства, они посчитали для себя долгом перевоспитание своей плоти и освобождение ее из-под заключения страстей. Об этом говорит великий суфий Аль Хаким Тирмизи, опровергая это сомнение и отвечая тому, кто привел в качестве аргумента аят Всевышнего Аллаха


"Ты скажи (о, Мухаммад), кто может объявлять запретными украшения Господа и пищу, ниспосланную Им рабам Своим?"[3].


Он говорит, что такое утверждение - упрямство и искажение, т.к. мы не преследуем этим запрещение, мы только желаем воспитания своей души, чтобы она стала воспитанной, и вела себя так, как ей следует вести себя. Ведь Всевышний сказал: "Скажи: "Воистину, запретил Господь мой деяния недостойные, как явные, так и сокрытые, а также поступки греховные, притеснение несправедливое"[4].


Преступление дозволенного тоже запретно, горделивость, хвастовство и показуха также запретны. Расточительство тоже запретно. Воистину, плоти запретили эти вещи только лишь по той причине, что она склонна к ним. И когда я вижу, что моя плоть, используя дары Бога и блага из уделов, преследует цель обогащения или же хвастовство, я узнаю, что она смешала запретное с дозволенным и, таким образом, стала неблагодарной, ей ведь было даровано это, чтобы она проявила благодарность, а не неблагодарность, и когда я вижу, что моя плоть нарушает правила поведения в этом, я ее этого лишаю, и когда она смиряется и довольствуется, и Господь видит меня стремящимся к Нему истинным стремлением, Аллах меня и наставляет на Свой путь, как Он и обещает в аяте: "А тех, кто боролся за дела Наши, наставим Мы на пути Наши. И, воистину, с теми Аллах, кто творит добро"[5]. Я становлюсь через эту борьбу благодетельным, и Аллах оказывается со мной, а тот, с кем Аллах, с ним непоколебимая Сила, Дозор, который не дремлет, и Наставник, Который не заблудится, и Который вселяет в сердце свет в этом мире, приводящий его к воздаянию в последней жизни. Разве вы не слышали, что сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение) об этом:


"Когда вселяется свет в сердце раба, он радуется и испытывает удовольствие" и спросили: "О, Посланник Аллаха, есть ли этому признак?" Он сказал: "Да! Это оторванность от мира обмана, обращенность к миру вечности, и готовность к смерти до ее прихода". Воистину, он отрывается от мира обмана, благодаря свету, вселившемуся в его сердце, и благодаря которому он замечает недостатки этого мира, его обман и бренность. И сердце его покидает гордыня, показуха, хвастовство, зависть, потому, что источником этих пороков являлось величие мирского в его сердце и любовь к нему. Причиной его спасения от этих бед стало перевоспитание его плоти и лишение ее этих наслаждений[6].


Некоторые люди обвиняют суфизм в том, что в борьбе с плотью суфизм основывается на каких-то иных религиозных источниках, таких как буддизм, и что он имеет что-то общее с религиозными отклонениями христиан, которые считают мучение тела методом облагораживания души. Ответом на это является то, что суфизм, ни в коем случае, не является самостоятельной религией, или каким-то новшеством. Это лишь практическое внедрение религии Аллаха и следование за Его Посланником (мир ему и благословение). Источником таких сомнений является то, что эти люди замечают, что суфии обращают особое внимание на облагораживание души, борьбу с нафсом и сравнивают суфизм с какими-то иными религиозными идеологиями. Это слепое сравнение. Если даже были в истории суфизма люди, считающие дозволенное запретным, или же подвергавшие свое тело испытаниям, то эти люди - нововведенцы, отклонившиеся от истинного пути суфизма. Поэтому следует различать истинный суфизм и псевдосуфизм, не всякий суфий представляет суфизм, так же, как не всякий мусульманин является достойным представителем Ислама.







[1] "Аль А´раф", 31
[2] "Аль Маида", 87
[3] "Аль А´раф", 32
[4] "Аль А´раф", 33
[5] "Аль Анкабут", 69
[6] Аль-хаким ат-Тирмизи "Китаб ар-риязати ва адаб ан-нафси" с. 124


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2006 SUFIZM.RU. All right reserved.
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru