Из пройденного мы поняли важность содружества с наследником Пророка в пути восхождения на вершину совершенства и получения уроков достоинств и культуры, и выявления скрытых недостатков и душевных болезней. Но спрашивают, как же найти его, каковы его критерии и достоинства? Ответ таков:
1. Когда стремящийся ощущает необходимость в нем, как больной во враче, он обязан сделать свою решительность искренней, утвердиться в своем намерении, обратиться к Аллаху с покорным и смиренным сердцем, взывая к Нему в глубине ночи при завершении молитв и во время земных поклонов (суджудов): "О, Аллах, укажи мне на того, кто укажет мне на Тебя! О, Аллах, поведи меня к тому, кто поведет меня к Тебе".
2. Обязан усердно искать в своем городе муршида, при этом, не обращая внимания на какие-либо отговоры, вроде тех, что в наши времена их не бывает? и т. д. Если ты не находишь его у себя, спроси о нем в других городах или селах. Ведь больной человек отправляется и в другие города в поисках доктора. Существуют условия, необходимые для муршидов:
- быть знающим общие обязанности (фарз уль-айн);
- быть познавшим Аллаха;
- быть знающим пути очищения души и средства ее воспитания;
- быть мазуном, т. е. получившим право наставления от предыдущих муршидов.
Что касается первого условия, то муршиду следует знать индивидуальные фарзы, такие как молитва, пост, закят, правовые нормы отношений, торговые нормы отношений, быть постигшим акиду людей Сунны, знать, что обязательно, что недопустимо и что допустимо, в общем и в частности, то же самое относительно посланников и других пунктов веры.
Второе условие. Важно, чтобы он был пронизанным акидой людей Сунны практически и теоретически, свидетельствуя душой и сердцем, что Великий Аллах Един во всех Его качествах и поступках, познавшим эпитеты Аллаха.
Третье, чтобы он сам был прошедшим очищение души под руководством муршида и познавшим все болезни души и пути избавления от них и беды каждой ступени этого пути, и методы избавления от этих бед соответственно требованиям каждого человека и состояния.
Что касается четвертого условия, то необходимо, чтобы он получил разрешение на воспитание мюридов от своего муршида, а тот, естественно, от своего и т. д. до самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Эта разрешение называется "иджазой", то есть свидетельством, подтверждающим квалификацию муршида. В наше время мы везде требуем подобное свидетельство от любых специалистов, докторов и т. д. Так же, как врачу, не имеющему свидетельства, нельзя открывать свою клинику, и инженеру, не имеющему диплома, нельзя разрабатывать проекты. Таким же образом, нельзя утверждать иршад не получившему согласия от предыдущих мазунов, цепь которых тянется до самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Так же, как невозможно, а то и вредно лечиться у не знающего медицину человека, так же нельзя получить воспитание и у не получившего свидетельство.
Ибн Сирин (да будет милостив к нему Аллах) сказал: "Эта наука - религия. Смотрите, у кого берете религию".
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) завещал сыну Омара (да будет Аллах доволен им): "О сын Омара, твоя религия - твой долг, это твоя плоть и кровь, смотри, у кого ты берешь, бери религию от праведных, не бери от отклонившихся".
Существуют признаки муршидов, свойственные только им. Первый признак - это когда к тебе приходит чувство настоящей веры и духовного подъема в его присутствии. Что бы он ни говорил, это ради Аллаха, из его уст выходит только проповедь, только назидание, от его речей и присутствия ощущаешь равную пользу. Следующее - видеть в его сподвижниках и мюридах признаки веры и искренности, богобоязненности и скромности. Искренняя любовь друг к другу - оказание предпочтения другому перед собой. Таким же образом узнают умелого доктора, наблюдая за результатами его работы, коими является полное исцеление больных, учитывая при этом, что количество излеченных - не единственный критерий, а важнее всего - наличие в них искренней богобоязненности и избавленность от душевных пороков. И третий признак - это присутствие среди его мюридов представителей различных социальных слоев и национальностей, так как таковыми были сподвижники Пророка (мир ему и благословение). |