Суфизм.Ру

Шазилийский Тарикат


Шейх Абу аль-Хасан Али аш-Шазили оставил огромный след в истории ислама. Не случайно его именем назван один из известнейших суфийских тарикатов.

Шазилийский тарикат и его ответвления распространены в странах Магриба, среди населения внутренних областей Африки от Судана до Мали и Коморских островов, на востоке мусульманского мира, а также в Дагестане и соседних республиках.

Человек, которому посчастливилось побывать в суфийских обителях Алжира, Туниса, Марокко, как бы переносится на несколько веков назад.

Суфии, одетые в бурнусы (суфийские халаты) и читающие шазилийскую хатму [1] после вечернего намаза прямо на песчаном бархане, ? зрелище, незабываемое для любого наблюдателя.


Абу аль-Хасан Али аш-Шазили родился в 1197 году в магрибском селении Гамарат в семье, которая состояла в родстве с магрибскими царями и вела свою родословную от Пророка Мухаммада e. Абу аль-Хасан Али получил блестящее образование. В возрасте примерно 21 года он покинул родной край и отправился на Восток мусульманского мира.

Совершив хадж, юноша отправился в Багдад в поисках суфийского кутбу [2] . Со времен Аббасидов Багдад был местом пристального внимания теологов, ибо там находились крупные факихи-ученые ? знатоки Корана и хадисов, а также выдающиеся суфийские учителя: аль-Мухасиби, Сари Сакати, Джунайд аль-Багдади, аль-Джилани, аш-Шибли.

В Багдаде Абу аль-Хасан Али аш-Шазили прошел курс обучения у шейха Абу-л-Фатха, по совету которого вернулся на родину, чтобы продолжить постижение Истины у другого учителя ? Абдуссалама ибн Машиша. Его новый суфийский учитель уединялся в пещере, расположенной на вершине горы Алам, которая находилась в окрестностях селения Гамарат.

Аш-Шазили писал: ?Когда я шел к нему, то по дороге искупался у родника, что у подножия этой горы, и потерял то, чего достиг в образовании и воспитании. И в это время он медленно спустился ко мне. На его голове был убор из пальмовых ветвей. Он сказал: ?Добро пожаловать, Али ? сын Абдуллы, сына Абу аль-Джаббара?? и перечислил мою родословную до Посланника Аллаха . Затем продолжил: ?О Али, ты пришел к нам нуждающимся в образовании и воспитании, и получишь у нас богатства здешней и будущей жизни?. Так я остался у него, пока Аллах не сделал меня проницательным и дальновидным.

За это время я стал свидетелем множество необычных возможностей (караматов) Ибн Машиша. Однажды я сидел возле него, а рядом с нами играл его маленький сын. У меня мелькнула мысль спросить шейха о сокровенном имени Аллаха . В этот миг мальчик подошел ко мне, и потянув мой ворот, сказал: ?О Абу аль-Хасан, ты хочешь спросить шейха о сокровенном имени Аллаха , в то время когда эта тайна Аллаха находится в твоем сердце?. Шейх улыбнулся и сказал мне: ?Этот мальчик ответил тебе вместо меня?.

Когда срок обучения подходил к концу, Абдуссалама ибн Машиш обратился ко мне: ?О Али, отправляйся в Африку и остановись в селении Шазили, поистине, Аллах дарует тебе это имя. Затем отправляйся в Тунис, а позднее ? на Восток, где ты получишь звание шейха?.

При расставании аш-Шазили обратился к своему шейху за напутствием. Ибн Машиш произнес: ?Очисти язык от упоминания людей, а сердце ? от подражания им, береги себя от грехов и выполняй предписания религии. И покровительство Аллаха станет для тебя полным. Без нужды не обсуждай людей и благочестие твое станет совершенным. Неустанно проси Аллаха , чтобы ты не нуждался в людях и их упоминании, и чтобы Он покровительствовал тебе, поистине, Он ?Всемогущий?.
Воодушевленный этими словами, аш-Шазили отправился на родину. В Тунисе он нашел селение Шазили. Он поселился в горной пещере и все свое время посвящал служению Аллаху.

По словам его ученика, и после смерти аш-Шазили у подножия горы был слышен звук азана ? призыва к молитве, но когда люди поднимались туда, то никого не находили. А азан звучал при наступлении времени каждой обязательной молитвы.

Аллах недолго испытывал аш-Шазили одиночеством: ?О Али, спустись к людям, чтобы они получили пользу от тебя?.
?О Господи, удали меня от людей, у меня не хватит сил ужиться с ними?.
?Спустись, Я сделал благополучие твоим спутником и избавил тебя от волнений и беспокойства?.

?О Господи, Ты поручаешь меня людям, чтобы я существовал на их деньги?.
?Я ? Хранитель, о Али, Я дам тебе источник пропитания?.
Последовав велению Господа, аш-Шазили покинул пещеру и спустился к людям. В Тунисе царил сильный голод, люди умирали прямо на улицах.
?Я сказал себе: ?Если бы у меня была возможность накормить этих людей, то я бы сделал это?. Всевышний ответил: ?Бери то, что у тебя в кармане?. Когда я посмотрел в карман, то обнаружил в нем дирхемы. Я взял у пекаря хлеб и раздал его голодающим. Когда я протянул пекарю деньги, он сказал: ?Вы, магрибяне, ? хорошие алхимики. Эти дирхемы фальшивые?. Я забрал у него монеты и, отдав ему в залог свой халат, направился к воротам.

Вдруг человек, который стоял возле ворот, воскликнул: ?О Али, где дирхемы??. Я протянули ему монеты. Он взял их, потряс, затем вернул мне и сказал: ?Отдай их пекарю, они настоящие?. Я пошел к пекарю и отдал ему дирхемы. Пекарь сказал: ?А вот эти ? настоящие!? Забрав у пекаря халат, я вернулся к воротам, но таинственного незнакомца там уже не было.

Встретил я его в пятницу в мечети. Совершив намаз, я увидел, что справа от меня сидит человек и улыбается. Это был он. Я поприветствовал его, в ответ он произнес: ?О Али, ты говоришь, что если бы у тебя была возможность накормить этих людей, ты бы сделал это. И тем самым вроде бы стал ?щедрее? Аллаха по отношению к Его рабам. Но если бы Аллах хотел, то насытил бы их. Он знает, что делает?. Я спросил: ?Скажи мне, кто ты?? ?Я ? Ахмад Хазир. Когда я был в Китае, мне сказали: ?Иди в Тунис к Али?. И я пришел к тебе?.

После совершения пятничной молитвы я посмотрел в его сторону, но его уже не было?.


На окраине города Туниса находится гора Залалж, известная как Пещера аш-Шазили.
Там и жил шейх аш-Шазили. К нему приходили люди, которые становились его учениками. С каждым днем число их росло. Что же их так привлекало к шейху? Ответ на этот вопрос можно найти в словах одного из его учеников Абу аль-Азаима, который так описал своего учителя: ?Он был смуглым, высокого роста, худощавым, с редкой бородой на щеках, с длинными пальцами на руках. Каждый, кто видел его, испытывал к нему любовь Он притягивал к себе тайной, которую Аллах доверил ему, скромностью и простотой. Благородные люди даже переживали из-за того, что он так невнимателен к себе, хотя щедр и великодушен к другим?.

Учение шейха аш-Шазили, обладавшего необыкновенной способностью понимать души людей и горевшего суфийским огнем, стало духовной основой шазилийского тариката. Своих последователей он призывал к покорности, богобоязненности, строгому исполнению предписаний шариата, следованию сунне Пророка e, презрению мирских благ.

Особый акцент в шазилийском тарикате делается на духовном самосовершенствовании и глубоком осознании смысла веры. Мюрид (ученик) шазилийского тариката воспринимает себя рабом, который должен постоянно ощущать свою ничтожность перед величием Аллаха . Он должен чувствовать свою абсолютную зависимость от Аллаха и непрерывно благодарить Его. Сначала языком, затем сердцем, до тех пор, пока все его существо не превратиться в сплошную благодарность, и каждый миг жизни не будет посвящен благодарению Бога.

?Вся наша жизнь и единственное в ней занятие должны состоять в том, чтобы осознавать милость Аллаха и размышлять о ничтожестве нашей силы и власти, чтобы предаваться Аллаху с чувством глубокой нужды в Нем, моля Его даровать нам Свое благоволение?. Такова суть учения Шазилийа ? учения, которое адресовано не только общине в целом, но и каждому ее члену в отдельности.

Шейх аш-Шазили не предписывал своим последователям ношение какого-либо особого одеяния, не призывал их бросать свои повседневные занятия и семьи ради полного предания себя служению идеалам суфизма. Шазилийские суфии не обязаны нищенствовать и культивировать свою бедность: напротив, египетские источники ХV?XV вв. повествуют о том, что члены этого братства отличались от других суфиев своим опрятным видом.
Аш-Шазили умер в 1285 году по пути в хадж. Даже смерть его была преисполнена святости. Ведь известно, что Аллах поручает ангелу каждый год до Судного дня совершать хадж за умершего в дороге паломника.


До шейха Сайфуллы-кади Шазилийский тарикат не был известен в Дагестане. Впоследствии Сайфулла-кади передал право на его распространение Хасану-афанди. Одним из учителей Сайфулла-кади был Мухаммад Закир Частави ? один из преемников Махмуда-афанди. После его смерти Сайфулла-кади отправился в Уфу. Там он встретился с муршидом [3] Зайнуллой Шарифи (по зову которого и прибыл туда). В Уфе он совершенствовался у Зайнуллы, который передал ему разрешение на наставничество, после чего Сайфулла-Кади вернулся в Дагестан. Мечтая познать Шазилийский тарикат, он встретился с преемником Шазилийского пути Мухаммадом Салихом, принял от него суфийское задание и стал его воспитанником. В дальнейшем, он и сам получил от Мухаммада Салиха разрешение обучать других Шазилийскому тарикату.

М. Амирханов,
Зав. кафедрой религиоведения
Кавказского светского института


[1] Хатма (араб.) ? собрание мюридов для коллективного поминания Всевышнего

[2] Кутбу (араб.) ? шейх всех шейхов

[3] Муршид (араб.) ? духовный наставник

При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2006 SUFIZM.RU. All right reserved.
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru