Суфизм.Ру

Изложение сокровенных знаний для наставления Мухаммада ´Арифа


Разъяснение достоинств зикра «Ла илаха илла Ллаха» (Нет богов, кроме Аллаха) (отрывок)


Шейх Ахмад ибн аз-Зайни Дахлан – да смилуется над ним Аллах! – в своей книге «Такриб аль-усул» привел слова Мухаммада ‘Али ат-Тирмизи: «В судный день раб Божий предстанет перед весами Правосудия (мизан) /для него/, и не обнаружив в них слова “Нет божества, кроме Аллаха”, воскликнет: “О, Господь! Я не могу найти на своих весах эти слова!” Тогда ему будет сказано: “Весы не вмещают их в себя, как не объемлют их и небеса и земля” в полном согласии с высказыванием Пророка Мухаммада: “Велик Аллах! Хвалой Ему заполнились все небеса и земля! Слова "Аль-хамду лилЛахи" (Хвала Аллаху!) переполнили весы Правосудия!” И если словами “ Аль-хамду лилЛахи ” переполнились весы (мизан), и они уже не вмещают продолжающиеся произноситься похвалу Аллаху, то для каждого раба Божьего посылаются ангелы небес и земли, выясняющие, какая печать /веры или неверия/ была ему наложена на сердце. И если он испустил свой дух как верующий /в истинность Аллаха/, то ангелы возрадуются. Шейх Ибн ‘Ата’ Аллах аль-Искандари /аш-Шазили/сказал: “Как же они не будут радоваться, ведь Бог говорит: "Просят прощения тем, кто на земле" (Коран 42:5)? ” Неужели полагаешь, что если ты скажешь: "Нет богов, кроме Аллаха", то их влияние почти сразу сойдет на нет? Нисколько! Это подобно тому, как если плотник изготовит дверь, то целиком освобождается от нее. А ведь дверь долго еще будет существовать и после его смерти. Сила зикра (памятования Аллаха) зависит от закира (отправляющего зикр). Если его устремленность (химма) сильна, то его зикр будет обращен к Аллаху. Суть дела имеет отношение не к тому, кто желает получить награду для себя, а к Аллаху, дарующего награду ему, потому что Господь Бог создает из слов "Нет богов, кроме Аллаха" ангелов, а затем из этих ангелов других ангелов».
Ибн ас-Сибаг говорил: «Я знаю, что если кто-то скажет: “Нет богов, кроме Аллаха”, то от этих слов появится круг, а из круга выйдет ангел и произнесет: “Нет богов, кроме Аллаха” и станет повторять эти слова. Нет более благодатного поклонения Богу, кроме зикра, потому что зикр может отправлять как больной, так и шейх преклонного возраста, не имеющий уже сил на предстояние (кийам) в обязательной молитве (салят) и на совершение коленопреклонения (руку‘).
В книге «Джавхир аль-ма‘ани» я обнаружил следующие слова: «Из произносимых /людьми/ слов возникает мир духов. Это значит, что из каждого слова, произносимого людьми, появляется ангел, прославляющий Аллаха. Если человек произнесет благое (хорошее) слово, то из этого слова Всевышний создаст ангела милосердия, а если же он произнесет богопротивное слово, то Господь Бог создаст из нее ангела наказания, а из дурных слов человека в виде связных предложений будут созданы ангелы наказания. Но если этот человек воздаст должное величию Аллаха и покается перед Ним за плохое слово, то ангел наказания удостоится дара и превратится в ангела милосердия». См. на 199-ой странице.

О важности в превращении действий раба Божьего в образы ангелов

Шейх аш-Ша‘рани в своем сочинении «Латаиф аль-минан аль-кубра» высказался в отношении такого изменения действий и среди прочего он упомянул, что однажды ему довелось услышать от своего шейха, то есть, от шейха ‘Али аль-Хаввас – да будет доволен им Аллах! – как тот сказал: «Вера (иман) раба (‘абд) Божьего, известного среди людей своим совершенством в поклонении Богу, не будет полной до тех пор, пока он не сподобится увидеть, как каждая буква из слов, прочитанных им в Коране или в других книгах, превращается в ангела, сходного в своем образе с тем состоянием, в котором он пребывал при чтении этих слов, – искренности (ихлас), лицемерия и тому подобного из благого и нечестивого. Успех в обретении полноты веры зависит от соблюдения рабом Божьим всех пяти столпов мусульманской религии. Исполнение одобряемого действия (мандуб) ускорит совершение обязательного (ваджиб) в благом деле, а совершение порицаемого поступка (макрух) породит склонность к запретному (харам). Ангел с благообразной внешностью возносится к Богу, выпрашивая прощение тому, кто произнес слово, в котором пребывал сей ангел, а ангел безобразной наружности, подымается вверх, проклиная того, кто произнес слово, заключавшее в себе ангела с безобразной наружностью».

Также я слышал, как он /шейх ‘Али аль-Хаввас/ говорил: «Если сердце раба Божьего очистится от порочных вожделений, то оно увидит как аяты Корана возносятся вверх, и даже увидит, что когда кто-нибудь ошибется в чтении аята, то этот неправильно прочитанный аят сойдет вниз к нему». Шейх продолжил: «Однажды я видел аят /Корана/, превратившийся в образ Абу Кардана. И этот образ был возвращен мне /, будучи не принятым свыше/». Я спросил его: «О, мой учитель! Коран – речь Всевышнего Аллаха! Как же Он стал бы принимать /чей-то земной/ образ?» Шейх ответил: «То, что превратилось /в этот образ/, было моим чтением Корана, а не прочитанным».
Вышесказанное подкрепляется хадисом Пророка Мухаммада (мир ему): «Если раб Божий произнесет слова: “Нет богов, кроме Аллаха”, то из его рта вылетит белая птица и станет виться под Троном Господним. Ему будет сказано: “Отдохни /от полета/!” Но птица ответит: “Твое Величество! Я не успокоюсь, пока Ты не соизволишь простить этого раба!”» См. на 230-ой странице второго тома «Латаиф ал-минан аль-кубра».
Аш-Ша‘рани далее привел следующее: «Шейх Ахмад ас-Сарави поведал мне, что он видел ангелов с карандашами из лучей света, которыми они записывали все слова, произносимые молящимися за Пророка Мухаммада (мир ему), в книги их деяний. А в другой раз он сообщил мне, что однажды он видел, как каждая буква, произносимая рабом Божьим, превращается в ангела, отправляющего зикр (памятование) Аллаха зикром этого раба, затем он видел, как каждая буква из зикров ангела также превращается в ангела, а потом из этих новых ангелов появляются опять ангелы и так далее. И если бы раб Божий обрел дар сокровенного видения (кашф), то он увидел бы небо, полностью заполненное ангелами, в которых превратились его действия и слова».
Все рассмотренные выше вопросы относятся к вещам, которые муриду никогда не следует упускать из вида, забывать или пренебрегать ими. Я их привел здесь по той причине, что они являются слишком серьезными вопросами, но большинство людей не придают им значения. И только Аллах есть залог всякого успеха!
Шейх Зийа ад-дин[1] в своей книге «Джами‘ аль-усул» пишет:

«Что касается особых достоинств этих слов, то есть, слов “Нет богов, кроме Аллаха”, то в преданиях сообщается, что каждого, кто произнесет их семьдесят тысяч раз, Аллах избавит от наказания огнем Ада.
Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: “Для каждого, кто искренно, от сердца идущими словами, скажет: "Нет богов, кроме Аллаха", обязательно откроются двери неба, чтобы он мог предстать перед Троном Господним, будучи неотягощенным большими грехами (аль-кабаир)”.
Сподвижники Пророка Мухаммада говорили: “Кто искренне, от всего сердца, скажет: "Нет богов, кроме Аллаха", растягивая из благоговения к Нему слова, тому будут прощены четыре тысячи больших грехов”.
Если кто испытывает страх перед чем-либо, то пусть после обязательной утренней молитвы (салят ас-субх или салят аль-фаджр) произнесет сто раз: “Я оберегаюсь от каждой напасти и зла словами: "Нет богов, кроме Аллаха", и тогда он избавится от чувства страха”.
Если кто в первый утренний час пятничного дня нанесет на свое серебряное кольцо надпись из слов “Нет богов, кроме Аллаха”, то испытает радость в сердце, ум его просветлеет, дела наладятся, и его уже не будут омрачать заботы и печаль.
Тому, кто напишет слова “Нет богов, кроме Аллаха” на чаше, а затем во время завтрака выпьет воду, предварительно пополоскав его в ней, Аллах оживит его сердце светом веры (иман), после чего из его сердца изойдут лучи от сияния сокровенного знания (‘ирфан).
А если кто постоянно будет употреблять такую воду, то Аллах избавит его от опасности очерствения сердца и раскроет в нем способность внутренне /сердцем/ воспринимать божественные истины и тайны духа.
Кто напишет слова “Нет богов, кроме Аллаха” на своем кольце, станет их повторять в соответствии с этими числами и класть себе под голову /под подушку/, тот увидит во сне все то, чего можно достичь посредством уединения (‘узла) и очищения себя /от скверны мирского/. Это – исполнение его заветного желания.
В сочинении “Ал-ма‘ариф” утверждается, что Аллах помогает каждому добыть себе пропитание (ризк), если тот произносит эти слова каждое утро в состоянии ритуальной чистоты тысячу раз.
Кто произносит эти слова /Нет богов, кроме Аллаха/ перед сном, его дух (рух) проведет ночь под Троном Господним.
Того, кто станет произносить эти слова в те минуты, когда солнце сильнее всего светит, не может одолеть дьявол (шайтан).
Кто произнесет эти слова, увидев молодой месяц, тот не повергнется телесным болезням.
Кто произнесет их, заходя в чужой город, тот избежит его соблазнов.
Если кто-нибудь изложит на бумаге свои мысли и дополнив словами “Нет богов, кроме Аллаха”, отправит это послание тирану или деспоту, то это заставит тех прекратить самоуправствовать.
Тому, кто будет произносить слова “Нет богов, кроме Аллаха”, желая постигнуть высокие /божественные/ знания, раскроются тайны сокровенного мира (аль-гайб).
Есть очень много особых достохвальных свойств у слов шахады /исповедания Единобожия/. Вышеупомянутые является самыми лучшими из них». См. 33-ию страницу.
В книге «Ан-нур ас-сати‘» (Сверкающий свет) шейха Мухаммада ибн Хамзы Зафира аль-Мадани[2] говорится: «Слова “Нет богов, кроме Аллаха” – основа зикра (памятования) Аллаха и они являются самым полезным средством для излечения сердца от душевных недугов и его полного обращения к Тому, кто поминается посредством этого зикра, для избавления от преходящих забот, дьявольских наущений, скрывающихся в груди людей, и грешных мыслей. Эти слова есть самый быстрый и верный способ полировки сердца, обретения им благих качеств, а также обуздания (рийада) плотской души (нафс) и ее очищения. По этой причине суфийские шейхи предпочли эти слова для использования их в деле воспитания муридов и очищения их душ. Так приводит это высказывание саййид ‘Али аль-Мурсафи в «Минхадж ас-салик».
В книге «Кашф аль-гумма» приводится хадис Пророка Мухаммада (мир ему), который рассказывал: «Пророк Муса (Моисей) – мир ему! – обратился к Богу: “О, Господи! Научи меня словам, которыми бы я поминал Тебя и молился Тебе!” Бог велел ему: “Говори, что нет богов, кроме Аллаха!” Пророк Муса воскликнул: “О, Мой Господь! Все Твои рабы говорят: "Нет богов, кроме Аллаха"”. Бог опять велел ему: “Говори, что нет богов, кроме Аллаха!”. Пророк Муса сказал: “О, Господи! Я желаю, чтобы Ты даровал мне что-нибудь, что отличало бы меня от других!” Бог молвил ему в ответ: “О, Муса! Если бы на одну чашу весов положили все семь небес и землю, а на другую чашу эти слова, то последние перевесили бы небеса и землю!”
Там же говорится, что Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Если раб Божий днем или ночью в течении какого-то времени будет повторять слова “Нет богов, кроме Аллаха”, то обязательно со страницы книги его поступков сотрется запись о его злом, плохом поступке, чтобы на этом месте было написано о совершении им поступка из числа благих дел (хасанат)».
Пророк Мухаммад (мир ему) говорил: «В Судный день Аллах из всех созданий выберет одного человека из моей ’уммы (мусульманской общины). Перед ним разложат девяносто девять книг /с записями его злых дел/ и величина каждой книги будет сравнима с расстоянием, охватываемым взглядом. И когда этот человек уверится, что он уже неминуемо обречен на погибель, ему доставят лист бумаги с написанными на нем словами “Нет богов, кроме Аллаха, а Мухаммад – Его посланник”, который поместят на одну чашу весов, а на другую – те книги. И эти книги окажутся легче, чем этот один лист, который перевесит их всех. Ничто не может перевесить имя Аллаха». Пророк Мухаммад также говорил: «Ни одно деяние человека не превзойдет по своей богоугодности произнесение слов “Нет богов, кроме Аллаха”, что полностью избавляет от опасности впадения в грех». См. в конце первой части книги «Кашф аль-гумма».
В книге «‘Икд аль-йавакид» (Ожерелье из яхонтов) приводятся слова Ибн ‘Араби из главы под названием «Книга завещаний» его сочинения «Аль-футухат аль-маккийа» (Мекканские откровения): «Упаси вас Бог проявлять неприязнь или враждебность к людям слов “Нет богов, кроме Аллаха” /отправляющих зикр этими словами/, ибо они удостоены от Аллаха святости (вилайа). Они друзья Божии, святоугодники (аулийа). Если они предстанут перед Аллахом с грузом совершенных им ошибок, способных заполнить всю землю, но не впав в грех придания сотоварища (ширк) Ему, Он их всех простит прощением, не меньшим, чем все их грехи. Для нас допустимо не причинять боль словами порицания и насмешек кому-нибудь из отправляющих зикр (памятование) Аллаха за оставление им без исполнения чего-либо из внешних предписаний веры (шар‘)». И шейх Ибн ‘Араби затем долго и пространно рассуждает об этом. Далее он пишет: «Если кто-нибудь из вас совершит поступок, за который Аллах обещает наказать огнем, то пусть он искупит сей грех признанием истинности Единобожия (таухид) /словами “Нет богов, кроме Аллаха”/, ибо слова /признания/ Единобожия в Судный день возьмут за руки того, кто их произносил /и спасут его от наказания/». Аллах лучше знает /о правильности сих слов шейха/. См. 46-ую страницу из книги «‘Икд аль-йавакид» (Ожерелье из яхонтов).
Его слова подкрепляются высказыванием имама /Фахр ад-дин/ ар-Рази: «Раб Божий предстанет /в Судный день/ с грузом совершенных им злых дел, сравнимых с огромными горами, и обнаружит, что он разрушил и свел их на нет своим многократным и частым отправлением зикра (памятования) Аллаха и связанных с зикром славословий».

Знай, о, мой сын! Когда я усвоил от шейхов братств Накшбандийа и Шазилийа порядок обучения /муридов/ способам обращения к Богу с просьбой о прощении (истигфар) /их грехов/, прочтения молитв за Пророка Мухамада (мир ему), методы отправления зикров посредством произнесения имени величия /слова «Аллах»/, а также «отрицания» и «подтверждения»[3], о достохвальных свойствах и качествах которых я упомянул выше, чтобы это послужило обстоятельством, вдохновляющим и побуждающим тебя к усердному их отправлению, то наш шейх аль-‘Асали дал мне иджаза[4] для обучения методу (тарик) братства Накшбандийа. Также благородный саййид Сейфулла ал-Хусайни почтил меня, даровав мне иджаза (разрешение) для обучения методам братств Шазилийа и Накшбандийа, написав ради этого письменное свидетельство о таком разрешении (иджаза) своей благословенной рукой. Он особо потребовал, чтобы я занялся обучением муридов методу братства Шазилийа, потому этот метод как нельзя лучше соответствует состоянию людей в нынешнее время. Также он дал мне устное разрешение (иджаза) для использования метода братства Кадирийа. Шейх Сейфулла – да будет свята его могила! – обращался к нам устно и писал нам письма, завещая проявлять старание и усердие в деле руководства братства Накшбандийа и, особенно, братства Шазилийа, так как в наших краях людей, имеющих иджазу (разрешение) на обучение /методу Богопознания, зикрам братства Шазилийа/ было крайне мало. Шейх Сейфулла говорил, что обучение верующих методу Шазилийа не позволит людям попасть в сети, расставляемые лжешейхами (муташаййихун). Шейх Сейфулла – да будет свята его могила! – просил Бога оберечь его от подобных лжешейхов и от тех, кого они прибрали к рукам. А также и шейх аль-Хафиз Шу‘айб аль-Бакини лично и в своем послании, написанном им собственноручно, велел мне обратиться к муридам полной обращенностью (тавадджух) /к их сердцам/ для их обучения, поскольку эта обязанность была возложена на меня теми шейхами для наставления простых рабов Божьих на Путь Истины. И поэтому мне надлежит объяснить людям, что именно должно их заботить, и воодушевить их идти (сулук) /к Богу/ ради обретения благ /на этом и том свете/.
Также следует знать, что хотя в этой книге я часто обращаюсь непосредственно к Мухаммаду ‘Арифу, поскольку он стал поводом для сочинения этой книги, но в его лице представлен каждый, кто вступил в братство под моим руководством. Ибо нет разницы между телом и духом (рух). Настоящий учитель (устаз) и является истинным отцом /отцом/, нет, скорее именно он /учитель/ и находится выше по степени, чем телесный отец, потому что учитель – отец духа (руха) /суфия-мурида/, как написано о том во многих местах в книгах /суфийских шейхов/.
Что касается порядка произнесения славословий (аврад) /Богу/, принятых в братстве Накшбандийа, то я решил не излагать их здесь, так как я разъяснил все это в доступной форме и исчерпывающим образом в других моих сочинениях[5] , а славословия братства Кадирийа привел в книге «Танбих ас-саликин».
Что же касается вирда (особой молитвы), принятого в братстве Шазилийа, то порядок ее чтения таков, как это разъяснено в книге «Ан-нур ас-сати‘»:
Первое.Произнесение слов «Я прошу у Аллаха прощения!» (сто раз).

Второе.Произнесение слов «О, Аллах! Благослови и приветствуй нашего господина Мухаммада и Твоего раба, пророка и Посланника, Твоего пророка, не умевшего читать и писать, а также его род и его сподвижников!» (сто раз).

Третье. Произнесение слов «Нет богов, кроме Аллаха» (сто раз).

Четвертое.Произнесение слов «Наш господин Мухаммад – Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует!» (один раз).
Этот вирд следует читать один раз утром и один раз вечером. Шейх /автор книги «Ан-нур ас-сати‘»/ счел, что ее надлежит читать /после/ четвертой обязательной молитвы (салят аль-магриб).
Но шейх Халид Сейфулла – да будет свята его могила! – написал в письменном свидетельстве-разрешении (иджаза) /для меня/ вместо слов «Я прошу прощения у Аллаха!» слова «Я прошу прощения у Аллаха! Нет божества, кроме Аллаха, Живого, Вечного! Я каюсь перед ним!» без слова «Великий». Такой способ произнесения слов при покаянии является наиболее совершенным.
Что касается молитвы (салят), то он не разъяснил порядок ее, а привел ее и присовокупил: «Молитва (салят) за Пророка Мухаммада читается сто раз. Я обнаружил, что подобные молитвы-славословия (вирды или аврад), не сильно отличающиеся /от принятых у нас/, читаются суфиями братства Тиджанийа.[6]

Перевод с арабского
Ильшат Насыров, кандидат философских наук



[1] Зийа ад-дин Абу Хафс ‘Умар бен Ахмад (ум. в 955/1547 г. по хр. л.). Получил тарику от ‘Али бен Маймуна бен Абу Бакр (854/1450 – 917/1511 г. по хр. л.), суфия из Марокко, члена та’ифы Мадйнийа.

[2]Сын Абу Хамида (Ахмада) аль-‘Араби ад-Даркави (1760 – 1823), шазилита-заррукита, основателя и эпонима суфийского братства Даркавиййа в Северной Африке.

[3] То есть, произнесения слов «Ла илаха илла Ллаха» (Нет богов, кроме Аллаха).

[4]Иджаза – разрешение на самостоятельное обучение муридов методам Богопознания.

[5]Как, например, в «Хуласа ал-адаб» и «Танбих ас-саликин».

[6]Тиджанийа – суфийское братство, основанное Абу аль-‘Аббасом ибн Мухаммадом ибн аль-Мухтар ат-Тиджани (ум. около 1815 г. хр. э.) в Марокко (Северная Африка).

При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2006 SUFIZM.RU. All right reserved.
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru