Путь постижения Бога
Изучив практические пути, извлеченные имамами суфиев из Священной Книги Аллаха и Сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), такие, как сухбат, ильм, зикр, которые, по форме своей, являются телесными деяниями, а по духу сердечными, теперь необходимо разъяснить путь, касающийся состояния сердца и душевных качеств, т.е. духовную сторону. Ведь основа всему - праведность сердца и украшение его высокими нравами.
Путь приближения к Аллаху представляет собой такие ступени сердца, как покаяние, самоотчет, страх, надежда, самоконтроль и нравственные качества: правдивость, искренность, терпеливость, которыми украшается мюрид в пути ощутимого познания Аллаха и достижения степени ихсана, которой нет предела. Под приближением к Аллаху не подразумевается предметная близость, так как Всевышний Велик от того, чтобы Его ограничивало время или место. По этому поводу Ибн Ата Алла аль-Искандари сказал: «Твое приближение к Аллаху - твое приближение к Его познанию. Иначе не может быть, потому что Он не присоединим ни к чему, и к Нему ничто не присоединимо».
Имам Аль-Газали сказал: «Смысл постижения Аллаха заключается в видении Всевышнего Аллаха таинством сердца в мирской жизни и глазами в последней жизни. Достижение Аллаха не подразумевает соединения тел, Аллах превыше этого».
Поистине, путь приближения к Аллаху является свойством праведных верующих. Ради этого были посланы пророки и посланники, к этому призывают исламские ученые и муршиды, чтобы человек с низменного положения животного достиг уровня ангелов и вкусил сладость приближения к Аллаху. Путь, по своей сути, один, несмотря на различие практических форм. Ибн Кайим рассказывает: "Люди по отношению к Аллаху подразделяются на две категории: достигшие высокого уровня - те, которые познали путь к Господу и встали на этот путь с целью Его познания, и они люди почета, и люди низкого уровня, которые не познали пути приближения к Аллаху и не стремились Его познать. Это - униженные люди".
Всевышний говорит: "Того, кого унизил Аллах, не возвысит никто" («Аль Хадж», 18). Путь к Аллаху один. Некоторые ученые говорят, что методы на этом пути разнообразны и многочисленны. Всевышний сделал это по причине разного уровня знаний человека, и это является милостью и благом от Аллаха. Эта истина не противоречит вышесказанному о единственности пути. Этот путь включает в себя все, что удовлетворяет Аллаха, а все удовлетворяющее Аллаха многочисленно и разнообразно, в зависимости от времени, места, личности и состояния. Все это служит путями удовлетворения Аллаха. Аллах сделал эти пути многочисленными и разнообразными из-за Своей Милости. Если бы Он сделал этот путь одного вида, по этой дороге пошли бы лишь некоторые из нас.
А люди различаются своим умом, подготовленностью и соответственно Аллах создал для нас различные виды пути приближения к Нему. Суфии побеспокоились о формулировке этих методов. Абу Бакр Каттани и Абуль Хасан Рамали сказали: "Мы спросили у Абу Саида аль-Харраза о начале пути к Аллаху. Он ответил: "Первое- покаяние. Потом его переводят на ступень страха. А с нее на ступень надежды. Далее на ступень праведников, затем на ступень мюридов. А со ступени мюридов на ступень глубоко повинующихся. Следующая ступень – ступень влюбленных в Аллаха. Далее - охваченных страстью к Аллаху. И последняя - степень авлия (чрезвычайно набожных людей)". | |
Содержание раздела "Путь постижения Бога"
- Поминание Аллаха (зикр) / Дремлющее сердце может разбудить только зикр, а в забвении Аллаха - гибель сердца.
- Общая польза зикра / Хадис: "Какие бы люди не упомянули Аллаха, их окружат ангелы и покроет их милость Аллаха, и снизойдет на них сакина (спокойствие духа), и упомянет их Аллах среди тех, кто возле Него"
- Ступень покаяния / "Раскаяние, после которого не следует богобоязненности ? ложное раскаяние..."
- Самоотчет (мухасаба) / Это состояние души и тела верующего, когда в нем постоянно присутствует состояние самоотчета (мухасаба).
- Страх (хауф) / "Ты знай, что суть страха заключается в переживаниях сердца и огорчениях от вероятности попадания в нежелательное или запретное..."
- Надежда (раджа) / Раджа есть надежда на милость Аллаха посредством улучшения поступков, ибо надежда без стремления - это обман.
- Правдивость / Человеку, вступившему на путь спасения и постижения Аллаха, необходимо приобрести три качества: правдивость, искренность и терпеливость, потому что все качества совершенства человека основаны на них.
- Любовь к Аллаху (махабба) / Любовь к Аллаху - это наивысшая степень из всех степеней. Всякая степень после любви к Аллаху является лишь ее плодом. И нет степени, предшествующей ей, кроме как пути к Аллаху.
- Признаки любви к Аллаху / Среди людей многие заявляют о своей любви к Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение), а это самое легкое. Человеку не следует поддаваться плотскому обману, ему следует знать, что эта любовь имеет свои признаки, указывающие на ее присутствие.
- Прозрение (кашф) / Сайид (да смилуется над ним Аллах) сказал: ?Прозрение (кашф) на арабском языке означает видение. А в понимании суфиев оно представляет собой прозрение истины и видение скрытого?.
- Шариат и постижение Божественной истины (хакикат) / Хакикат - постижение Божественной Истины.
- Предостережение от отделения хакиката от шариата / ?Вы не говорите, как говорят некоторые лжесуфии: ?Мы ? люди внутреннего, а они ? люди внешнего?. Это совершенная религия, ее внутреннее (батын) - это сердце внешнего (захир),а его внешнее является сосудом для внутреннего.
- Факихи - приверженцы суфизма / Ученые шариата из числа законоведов (факихов) и толкователей хадисов (мухаддисов) шли по пути Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), совмещая шариат, тарикат и хакикат...
- Привнесения в исламские науки / С самого своего рассвета Ислам страдал от нападок непримиримых врагов, пытавшихся расшатать его здание и разрушить его столпы посредством искажения информации и привнесения лжи и суеверий
- Слияние и единение / Слияние и единение возможно только в телах, а Аллах не является телом, чтобы Он мог слиться с телом.
- Единство бытия (вахдат уль-вуджуд) / Бытие делится на две категории. Первое - предвечное, непременно существующее бытие ? Всевышний Аллах.
- Суфии и псевдосуфии / Есть люди, которые относят себя к суфиям, приняв их обличье, и одновременно дискредитируя суфизм своими поступками, словами и поведением, поскольку истинный суфизм далек от них и им подобных.
- Противники суфизма / Те, кто обвиняют суфизм и часто обращаются с нападками на него, относя к суфизму всякую ложь и вымысел, клевещут на него. На подобные поступки их толкает злоба, вражда или полное незнание сути суфизма.
- Высказывания известных мусульманских ученых о суфизме / В конце этой книги я приведу тебе изречения великих ученых нашей Уммы, являющиеся составной частью исламского мировоззрения с первых дней Ислама и до наших дней.
|