Rambler's Top100
История Суфизма
Цель и путь Суфия
Пророк и шейхи
Шейх и ученик
Путь постижения Бога
О чудесах
Суфизм и наука
Суфизм в России
Библиотека
Изречения Мудрых
Гостевая книга
Карта сайта
О проекте
Главная

 Подписаться на новости



Привнесения в исламские науки


Суфизм


Суфизм


Так же, как и остальные религиозные науки, суфизм не остался без привнесений и искажений. Среди исказителей были те, кто привнес в книги суфиев неверные убеждения и омерзительные изречения, которые не подтверждаются ниспосланными свидетельствами, к примеру, такие: "Свинья и собака есть ничто иное, как наше божество, и Господь - никто иной, кроме как священник в келье".


Но сказано об этом: "Великий грех это слово, произносимое их устами: то, что они изрекают, - сущая ложь" ("Аль-Кахф",5).


Среди них были желающие сокрушить исламскую религию, используя при этом такие приемы, которые расшатывают убеждения мусульман, приписывая некоторым из ученых-суфиев изречения, противоречащие убеждениям людей Сунны, такие, как утверждения о слияниии (хулул) и единении (иттихад), и о том, что сотворенное является Творцом, что существующее вокруг и есть Сам Создатель.


Среди них те, кто пытались исказить историю великих суфиев и лишить людей доверия к ним, привнося в их книги вымышленные случаи и истории, разрешающие совершение запретного и тяжких грехов, как мы можем обнаружить это в книге "Табакат аль-Кубра" имама Ша´рани, в то время как сам автор чист от этого (о том, как это произошло, будет в последующем разъяснено). К ним относятся миссионеры, востоковеды и пропагандисты колониальной политики, изучившие труды суфиев и написавшие о них тома с целью искажения их учения, желая при этом поразить сердце Ислама и отделить его душу от тела и, действительно, они ввели в заблуждение большое число людей, желавших понять суфизм. Из этой категории и известные писатели: Николсон (Англия), Голд Зейхер (еврей), Масиньон (Франция). В их сети попались многие, и многие отравились их мыслями. Непонятно, как может истинный мусульманин довериться изречениям своего коварного врага. Да, и среди мусульман есть наивные люди, которые верят и тем и другим, которые убеждены в привнесенных вещах и повторяют их в своих произведениях. Однако все это далеко от суфиев и суфизма.


Если же кто-то скажет, что все изречения, противоречащие Исламу, которые приписывают суфиям, это действительно их изречения, поскольку все это присутствует в их же книгах, то мы скажем, что не все, что написано в книгах по суфизму, относится к суфизму, так как и они не обошлись без привнесений и искажений. Как же мы нуждаемся сегодня в больших стремлениях искренне уверовавших очистить это исламское наследие от всех привнесений и искажений! Если даже будет приведено какое-либо противоречащее нормам шариата суфийское высказывание, и это будет достоверным фактом, то мы ответим, что слова одного человека не являются свидетельством против того сообщества, символом которого и путем которого является приверженность Корану и Сунне. Ведь те, кто действительно принадлежит к нему, говорят, что первое условие для суфия - соблюдать нормы шариата и не отклоняться от них ни на йоту, если же он нарушает это условие и называет себя суфием, то он оспаривает свойство, которое не присуще ему и претендует на то, что ему не принадлежит. Пустой тратой времени является сочинение подобных сказок и вымыслов, направленных против суфиев, особенно в то время, когда есть более важные дела. Ими-то как раз и заняты истинные суфии и непредвзято относящиеся к суфизму ученые. Мы обязаны отдавать себе отчет в том, что суфизм - это не те знания, которые приобретаются посредством чтения книг и просматривания брошюр. Но это нравы, вера, ощущения и познание, которые не достигаются ничем иным, кроме как содружеством с мудрецами, которые последовали за наставлением Посланника (мир ему и благословение) и получили в наследство от него знания, праведность в поступках и способность постижения Всевышнего. Это наука, переходящая из души в душу и из сердец в сердца. Существуют и некоторые корыстные люди, которые изучают книги суфиев и выискивают в них всякое искажение и привнесение, и найдя, рассматривают их как основные постулаты и уделяют им особое внимание в своих непримиримых нападках на суфиев. Если бы они вместо этого обращали внимание на то, к чему призывают приверженцы суфизма во всех своих книгах, на приверженность шариату, Сунне Посланника Аллаха, то они бы поняли, что все, что они обнаруживают в книгах из числа противоречащего этим принципам и нормам, - это привнесения, или же вещи, требующие разъяснений.


Приведем некоторые примеры таких измышлений против суфиев и суфийских ученых, привнесенных в их книги.


Ибн аль-Фарра замечает в своей книге"Табакат", передавая от Абу Бакра аль-Марвази, Мусаддида и Харба, что они (Абу Бакр и др.) привели многие из таких спорных вопросов и отнесли их к высказываниям имама Ахмад ибн Ханбаля. Приступая к разъяснению этих вопросов, аль-Фарра пишет: "Два праведных человека - Джафар ас-Сыдик и Ахмад ибн Ханбаль пострадали от двух неверных друзей. Что касается Джафара ас-Сыдика, то ему приписывают различные утверждения, собранные в фикхе шиитов-имамитов, в то время как он далек от них.Что касается имама Ахмада, то ему некоторые ханбалиты приписывают такие взгляды в вопросах вероубеждения, которых он никогда не придерживался".


Спросили у имама-факиха ибн Джафар аль-Хайтами о вероубеждении ханбалитов: "Разве вероубеждение Ахмада ибн Ханбаля (да будет доволен им Аллах) было подобно их (шиитов-имамитов) вероубеждению?" Он ответил: "Вероубеждение имама Cунны Ахмада ибн Ханбаля (да будет доволен им Аллах и обрадует его, и сделает Рай познания его прибежищем, и да наградит нас и его обильной Милостью, и уготовит ему высший фирдаус из Его Рая) вполне соответствует вероубеждению людей Сунны и согласия (ахлю сунна уаль-джамаа) совершенным очищением Всевышнего Аллаха от всего того, что относят к Нему принижающие Его и измышляющие на Него, как, например, приписывание Аллаху положения в пространстве, форм и т.п. недостатков, т.е., очищением его от всякого свойства, в котором нет абсолютного совершенства. А все высказывания невежд, относящих себя к последователям этого великого имама, о том, что он якобы утверждал что-то подобное, ложь, клевета и вымысел, и да будет проклят тот, кто приписывает подобное ему или же клевещет на него подобным образом, от которого его очистил Всевышний Аллах. Разъяснил Хафиз аль-имам абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи, один из имамов его мазхаба, что все, что относят к нему из вышеупомянутого, это ложь, вымысел и клевета. Но его изречения относительно опровержения этого и очищения Аллаха от подобного явны. Ты это знай, и это важно".


Что касается имама Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), то ему приписывают книгу "Нахдж аль-Баляга". Аз-Захаби рассказывает в написанной им биографии Али ибн Хусейна аш-Шарифа, что его подозревают в написании книги "Нахдж аль-Баляга". Тот, кто ее прочтет, убедится, что она ложным образом приписывается повелителю правоверных Али (да будет доволен им Аллах). В ней содержится явное поношение и унижение двух Праведных халифов - Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах). В ней также присутствует большое количество противоречий и неправильных выражений, в чем убедится всякий, кто знает позицию сахабов-курейшитов.


Из тех, о ком было измышлено, имам аш-Ша´рани. Особенно много этих измышлений в книге "Табакат уль-Кубра". Он сам это объясняет в своем труде "Латаиф аль-Минан ва аль-Ахлак": "Всевышний Аллах по Своей Милости даровал мне терпение по отношению к завистникам и врагам, когда они внесли в мою книгу речь, противоречащую шариату, распространяя таким образом обо мне ложь и клевету. Ты знай, о мой брат, что первое испытание выпало на мою долю в Египте, когда я совершил хадж в 947 году. Некто выдумал обо мне такую ложь по одному из вопросов, которая противоречит мнениям четырех имамов, будто я вынес фетву некоторым из людей относительно совершения молитвы до наступления ее времени, если раба настигает нужда в том. Они сказали, что это заявление распространилось во время хаджа, и некоторые из врагов моих отослали письма с этой вестью в Египет, когда же я прибыл в Египет, там возникла большая суматоха. Это достигло западных и восточных провинций и дошло до высокопоставленных лиц Египта, вследствие чего моим друзьям был нанесен большой вред. Когда же я вернулся в Египет, то был встречен с недоумением и предубеждением по отношению ко мне. Я поинтересовался: "Что с вами?" Мне рассказали о тех письмах, которые они получили из Мекки, однако число тех, кто измышлял обо мне и клеветал на мою честь, знает лишь один Аллах. Когда же я написал книгу "Китаб аль-бахр уль-мавруд филь мавасики ва аль-ухуд", и на нее написали рецензии представители четырех мазхабов в Египте, люди поспешили переписать ее, и было сделано 40 копий. От этого зависть недругов возросла еще более. Выманив у одного из писарей образец, в него внесли некоторые искаженные убеждения и высказывания по вопросам, противоречащим единогласию мусульман, а также разного рода байки и анекдоты от Хиджа ибн Раванди, и поместили все это в текст книги во многих местах, будто бы они - авторы этой книги. После этого они изготовили брошюры с выдержками из этой книги и направили на рынок писарей (которые переписывали эти книги), эти брошюры были выставлены на продажу, и студенты, заметив мое имя, раскупили их. Затем они попали в руки ученых аль-Азхара, а также к тем, кто писал рецензию на эту книгу, что стало причиной большого скандала, и после этого люди продолжали в течение года поносить меня. И я не знал об этом. Однако за меня заступился шейх Насруддин аль-Лаккани, шейх уль-Ислам аль-Ханбали и шейх Шихабуддин ибн Халяби. Мне написал один из тех, кто уважал меня в университете "Аль-Азхар", и оповестил меня об этом, после чего я выслал рукопись, которая была рецензирована учеными. Сверив мою книгу с теми брошюрами, они не обнаружили ничего из того, что было привнесено завистниками, и эта история известна.


Я знаю некоторых людей из числа опрометчивых, подозревающих меня в плохом и по сей день по причине того, что они услышали впервые от завистников. Некоторые из завистников даже собрали вместе все эти брошюры и, всякий раз, когда кто-нибудь из людей, не доверяющих мне, встречал меня, говорил, что у меня есть некоторые вопросы, касающиеся такого-то и, таким образом, эти люди раздавали моим противникам эти тетради. После того, как мне стало известно об этом, я направил письма всем ученым "Аль-Азхара" и известил их о том, что эти брошюры не имеют ничего общего с моими произведениями, что это чистый вымысел, после чего ученые отказались рецензировать эти брошюры".


Великий историк Абд уль-Хайй ибн Имад аль-Ханбали в своей книге "Осколки золота в повествовании прежних" изложил биографию шейха Абдуль Ваххаба аш-Ша´рани. Он поведал о многочисленных его книгах, восхвалил их и далее сказал: "Ему завидовали многие и приписали ему противоречивые утверждения и искаженные убеждения, и вопросы, противоречащие единогласию, и они причинили ему боль, унизили, оклеветали и обвинили его во всех тяжких грехах, однако, Всевышний Аллах унизил их и возвысил его над ними. Он был усерден в Сунне и набожности, он предпочитал всякого нуждающегося себе, даже в том, что касалось одежды, испытывая при этом лишения, распределив все свое время на поклонение Богу, написание книг, воспитание и обучение. Вокруг него всегда собирались люди, днем и ночью не смолкал гул голосов приходивших к нему людей, подобный гудению пчел. Он оживлял пятничную ночь благословениями Посланнику Аллаха и делал это постоянно. Его почитали в сердцах до тех пор пока не перевел его Всевышний Аллах в мир почтения".


Ша´рани в своей книге "Явакит ва аль-джавахир" пишет следующее: "Еретики подсунули под подушку Ахмада ибн Ханбаля рукописи, в которых были отражены искаженные убеждения, и если бы его сподвижники не знали его убеждений, то они пришли бы в заблуждение из-за того, что они нашли под его подушкой".


Также рассказал шейх Мадждууддин аль-Файруз Абади: "Один вероотступник написал книгу, унижающую достоинство имама Абу Ханифы, и приписал ее Мудждуддину, после чего он доставил ее шейху Джамалуддину аль-Хайяту аль-Ямани. После этого тот направил упрек в мой адрес, на что я написал ему следующее: "Я убежден в имаме Абу Ханифе и написал о его достоинстве книгу, и возвысил его в ней, ты сожги книгу, которая дошла до тебя, воистину, это ложь и вымысел". Также сказал большой факих Ибн Хаджар аль-Хайтами: "Ты остерегайся того, что попало в книгу "Гунья" предводителя познавших и Полярной звезды Ислама и мусульман Абд уль-Кадира Джелани, воистину, в его книгу привнес ложь тот, кого Аллах накажет за это, а он чист от этого. Как можно отнести эту глупость к нему - с его знанием Корана и Сунны и вероучения шафиитов и ханбалитов в такой степени, что он имел право давать фетвы в двух мазхабах; к тому, которого Аллах Милостью Своей наградил познаниями и способностью творить явные и скрытые чудеса; зная о том, что было о нем рассказано из того, что является абсолютно достоверным. Далее он продолжил: "Как можно подумать, что он может быть автором этих мерзостей, которые можно услышать только от иудеев и подобных им, в которых утвердилось невежество относительно Аллаха и Его Качеств, и того, что Ему должно, допустимо и недозволенно. Ты Свят, Аллах, а все остальное - великая клевета".


Также в книгу аль-Газали "Воскрешение наук о вере" было привнесено несколько изменений по ряду вопросов. Судье Ияду удалось найти те издания этой книги, которые содержали привнесения, и он повелел сжечь их.


Сказал Шаарани: "Из того, что было приписано имаму аль-Газали и распространено, это то, что он, якобы, сказал, что у Аллаха есть такие рабы, для которых, если они попросят, чтобы не было Судного дня, Аллах выполнит это, и что у Аллаха есть такие рабы, которые, если попросят, чтобы Судный день наступил сейчас, то он свершится".


Воистину, подобные изречения - это ложь и измышление на великого имама. Каждый разумный мусульманин обязан оберегать имя имама аль-Газали от подобного, поскольку это противоречит неопровержимым фактам, приведенным от Пророка (мир ему и благословение) о признаках Судного дня. Ибо это приводит к опровержению Пророка (мир ему) в том, что он рассказал. Если даже подобное в некоторых книгах имама имеется, то это - привнесенное врагами. Я видел книгу, переполненную противоречивыми высказываниями, написанную одним из этих вероотступников, которую он приписывает имаму аль-Газали. Увидев ее, шейх Бадруддин ибн Джамаа написал на ней: "Лжет, клянусь Аллахом, и измышляет тот, кто относит эту книгу к Доводу Ислама (худжат уль-ислам)".


Подобное также было приписано шейху Мухиддину аль-Араби. Шаарани сказал: "Он (да будет доволен им Аллах) был окован Кораном и Сунной и говорил: "Всякий, кто оставит весы шариата хотя бы на миг - погиб" Далее он сказал: "Это убеждение мусульманской общины до самого Судного дня, а все остальное из того, что непонятно людям из его речи, это по причине его высокой степени. А все, что из его речи противоречит принципам шариата и общепринятым нормам, то это ему приписано, как об этом мне рассказал Абу Тахир аль-Магриби, житель священной Мекки". И дал мне рукопись книги "Футухат аль-маккия", которую он сравнил с оригинальными экземплярами, находящимися в городе Кунья, и я не увидел в ней ничего из того, в чем я сомневался или же что я удалил, когда сокращал "Футухат аль-маккия". Затем Шаарани сказал: "Когда ты узнаешь это, то, возможно, эту ложь завистники приписали шейху в его книгах, - так же, как приписали ее мне в моих книгах; это то, что я увидел от моих современников в отношении меня, пусть простит Аллах нам и им. Аминь".


Вот цитата из книги "Дурр уль-мухтар" факиха аль-Ханифи: "Что должен делать тот, кто отзывается о книге "Фусус аль-хикам" шейха Мухиддина ибн аль-Араби, что она, якобы, выходит за границы шариата, и что она была написана с целью ввести читателя в заблуждение, и что тот, кто читает ее - вероотступник?" Ответ: "Да, в ней содержатся противоречащие шариату утверждения, и кое-кто из самонадеянных людей попытался примирить с шариатом эти противоречия, однако я убежден, что это некоторые из иудеев измыслили их против шейха, и необходимо быть внимательным и не принимать всерьез эти выражения. Также приписанными шейху аль-Араби считаются утверждения относительно того, что обитатели Ада наслаждаются Адом, и что, если их вывести из Ада, они станут испытывать мучения. Сказал Шаарани: "Если подобное обнаружится в какой-либо из его книг, то это ему приписано. Я прочел его книгу "Футухат аль-макия" ("Мекканские откровения") целиком нашел ее наполненной речами о наказании обитателей Ада". Из ложных приписок шейху Мухиддину является и утверждение об освобождении от предписаний (таклиф). Ша´рани говорит: "Шейх Мухиддин сказал, что вали нельзя идти на какой-либо грех, зная от проницательности (кашф) о его (греха) предопределенности, так же, как не дозволено тому, кому стало известно о том, что он заболеет в какой-то день месяца Рамадан, торопиться с разговением в этот день, напротив, он должен проявить терпение, пока не заболеет, т.к. Всевышний Аллах предписал право разговения только тогда, когда наступает болезнь или когда на то есть другая причина". Сказал он также:"Это - наш путь и путь обретших истину из людей Аллаха".


Приписанным также считается то, что познавший Аллаха шейх Ибрахим ад-Дусуки, якобы, сказал: "Мне разрешил мой Господь говорить это, и я говорю: "Я -Аллах!", и сказал Он мне: "Ты скажи: "Я - Аллах!" и не бойся". Такое мерзкое выражение не нуждается в долгом разъяснении".


Из того, что измышлено против Рабийи аль-Адавийи, это ее слова о Каабе, о которой она будто сказала такие слова: "Это идол, которому поклоняются на земле". Сам Ибн Таймия отрицает эти слова и подтверждает, что это приписано ей и измышлено против нее. Он сказал: "Что касается слухов о Рабийе, будто она сказала о Каабе, как об идоле, которому поклоняются на земле, то это ложь против верующей и богобоязненной Рабийи. Если кто-либо сказал такое, тот стал кяфиром, который должен покаяться в этом, или же его следует казнить, однако, это ложь в любом случае. Каабу мусульмане почитают, а поклоняются они Хозяину Каабы посредством обхода вокруг нее (тавафом) и произнесением молитв".


Если мы будем продолжать приводить примеры искажений, приписок и вымыслов, осуществленных на протяжении истории Ислама и суфизма, то здесь нам не хватит места, поскольку на долю суфизма выпало много из этого, ведь те, кто придумывали и вносили искажения, поняли, что суфизм - это душа Ислама, и что суфии - это сила и ярко светящее пламя Ислама, и они пытались погасить этот свет. Всевышний сказал: "Они хотят задуть Свет Аллаха своими устами, но ведь Свет Аллаха совершенен, как бы это ни было ненавистно неверным" ("Ас-Саф", 8).


Мы не должны забывать, что основной причиной, способствующей таким явлениям, как искажение и привнесение, послужило отсутствие в те времена организованного книгоиздательства и контроля за ним, имеющихся в наше время. Тогда не существовало законов об авторском праве, на основе которых можно было привлечь к ответственности людей, внесших какие-либо изменения в книгу автора без его согласия. Однако Всевышний Аллах, хвала Ему, для сохранения в первозданности мусульманской религии выдвинул людей, которые денно и нощно занимались вычитыванием и очищением текстов исламской литературы.Они сумели отличить привнесенное от достоверного, и мы, благодаря этой скромной книге, тоже вкладываем свою долю в дело очищения суфизма от всего, что ему приписывают, чтобы вернуть ему былую ясность и блеск, чтобы он, в наш век, покрытый мраком материализма, вседозволенности и атеизма, нес людям свою духовную энергию и вдохновение веры.



 | 1 | 2 |  


Новое на сайте


Имам аль-Газали. Письмо к сыну

Виртуальные технологии "неисламского суфизма"



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2012 SUFIZM.RU. All right reserved. Дизайн: Эркен Кагаров kagarov@imadesign.ru
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru