Суфизм.Ру

Слияние и единение


Одно из самых главных обвинений в адрес суфиев - это обвинение в том, что они якобы утверждают о слиянии (хулул) и единении (иттихад), имея ввиду, что Всевышний Аллах слился со всеми частями бытия: морями, горами, скалами, деревьями, людьми, животными. Или же, что сотворенное - оно и есть Творец, и что все ощутимое из существующего, все видимое в этом бытии, - это Аллах. Превыше Великий Аллах всего этого. Нет никакого сомнения, что такое утверждение - явное неверие, противоречащее вероубеждениям Уммы. Суфии, постигшие суть ислама, веры и ихсана, не могли опуститься до такого уровня заблуждения и неверия. Искренний верующий не может необдуманно обвинять их в таком неверии, не поняв изначально их целей и не ознакомившись с их убеждениями, которые ясно выражены в их основополагающих книгах, таких как "Футухат аль-Маккия", "Ихья улюм уд-дин", "Рисаля Кушайрия" и других. Может быть, некоторые из противников суфизма могут подумать, что подобное высказывание - это лишь попытка оправдать суфиев и доказать их непричастность к идеям хулула и иттихада, или же их фанатичная защита, и желали бы приведения аргументов из их же высказываний, снимающих с них тяжесть этого греха.


Для разъяснения истины приведем некоторые изречения суфиев, дабы подтвердить их чистоту и невиновность в том, в чем их подозревают (в утверждении о единении и слиянии), и доказать, что они сами предостерегали людей от подобных искаженных убеждений. После прочтения этих высказываний становится ясно, что то, в чем их обвиняют из подобного, или приписано им, или требует объяснения в рамках их же высказываний, выражающих вероубеждение людей Сунны и согласия. Шаарани говорит: "Клянусь, когда язычники поклонялись идолам, они не осмеливались утверждать, что их идолы есть Аллах, а, напротив, они говорили: "Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху". Как же тогда можно говорить об авлия, что они утверждают о единении (с божеством). Это невозможно, потому что вали знает, что Сущность Аллаха противоречит сущности остальных творений, и что она выходит за рамки человеческой осведомленности, потому что Аллах - всякую вещь Объемлющ" .


Слияние и единение возможно только в телах, а Аллах не является телом, чтобы Он мог слиться с телом. И вообще, как возможно слияние Изначального с сотворенным или Создателя с творением? Если это слияние является свойством тела, то Аллах не является свойством. Если же это слияние одной материи с другой, то Аллах не является материей, ведь даже слияние и единение между сотворенными и то невозможно, ведь два человека не могут стать одним целым, поскольку они - отдельные сущности. А различие между сотворенным и Творцом, между безусловно бытующим и вероятно бытующим еще более велико из-за различия сущностей. Ученые и обретшие истину суфии не устают разъяснять лживость утверждений о слиянии и единении и разъясняют их вред и неправильность. Сказал шейх Мухиддин ибн аль-Араби в своей книге вероубеждений (раздел Футухат): "Аллах выше того, чтобы с Ним слилось возникшее или же Он слился с ним" . В главе "сокровенное" он сказал: "Нельзя познавшему Аллаха говорить: "Я - Аллах", даже если он достиг наивысших высот близости к Аллаху. Познавший Аллаха далек от этих слов, напротив, своими словами и делами он показывает, что он - раб Аллаха" . Также в 169 главе он сказал: "Изначальный никогда не бывает местом для возникшего, и сам не бывает помещенным в возникшее"[4].


[4] ибн Араби "аль-футухат аль-маккийя" также как в "аль-явакит ва аль-джавахир" т. 1 с. 80-81


В главе "Асрар" (Сокровенное) он сказал: "Кто утверждает о слиянии (хулул) - тот болен. Утверждение этого является неизлечимой болезнью. А о единении (иттихад) утверждают только вероотступники, так же как те из невежд, кто утверждают о слиянии" . Он также сказал в 292 главе: "Наивеличайший аргумент, отрицающий слияние и единение, можно объяснить логически: в Луне нет от лучей Солнца ничего, и Солнце не переместилось к ней, а лишь Луна является ее местом отражения, так же и раб, в нем нет от его Создателя ничего" .


Автор книги "Нахджу рашад" в ответ утверждающим о единение и слиянии сказал: "Шейх Камалуддин Мараги рассказал мне: "Я встретился с шейхом Абу аль-Аббасом аль-Мурси, учеником великого шейха Абу аль-Хасана аш-Шазали. Я поговорил с ним о тех, кто заявляет о единении и слиянии, и нашел его резко критикующим их, сурово отрицающим их и запрещающим их путь, и говорящим следующее: "Каким образом изготовленное может быть самим изготовителем?"[7]


[7]Джалалюддин ас-Суюти "аль-хави лильфатави фи аль-фикх ва улум ат-тафсир" т. 2 с. 134


Что касается приведенных высказываний из книг суфиев относительно единения, то это приписано им, что доказывают их вышеперечисленные высказывания, или же их противники растолковали их непонятные утверждения ошибочным образом и обвинили их в ереси и неверии. Что касается ученых, твердых в своих знаниях, то они поняли их изречения в соответствии с убеждениями людей Сунны и согласия, поняли смысл, подобающий вере и богобоязненности суфиев.


В своей книге "Аль Хави лиль фатави" ученый Джалалуддин ас-Суюти сказал: "Знай, что некоторые ученые, обретшие истину, использовали в своих произведениях слово "иттихад", подразумевая под этим суть Единобожия. Иттихад в их понимании - это совершенство в Единобожии, а Единобожие - это познание Одного Единственного, и в этом запутались те, кто не поняли их знаков и символов, и отнесли это не к тому, что подразумевалось. Совершив такую ошибку, они погубили себя" Далее он сказал: "Основа иттихада (единения)- ложна", неприемлемо шариатом, логикой и традицией единогласия пророков, суфийских шейхов, других правоверных ученых и мусульман вообще. И это не относится к суфиям. Все это исходило от группы заблудших людей, не обладавших знаниями. В своих утверждениях они уподобились христианам, которые говорят об Иисусе, что "в нем соединились Божественная и человеческая сущность", а те, кого Всевышний окружил своей заботой, не стали утверждать ни о единении, ни о слиянии. Даже если они и высказывались подобным образом, то они подразумевали стирание своей души и утверждение Господа. Ас-Суюти сказал: "Единение употребляется иногда в смысле исчезновения противоречий, сохранения соответствий, исчезновения корысти души по отношению к мирскому и стремления к жизни вечной (фана), а также очищения себя от мерзких свойств и сохранения похвальных качеств. Сюда также относятся исчезновение сомнения и сохранение убеждения, исчезновение забвения и сохранение поминания".


Что касается высказывания Абу Язида Бистами: "Свят я, как я велик!", то это высказывание по форме своей является повествованием от Лица Аллаха, так же, как слова сказавшего: "Я - Господь!" Все это относится к подобному повествованию, и не допускается по отношению к познавшим Аллаха, также как сомнения и подозрение относительно слияния и единения, поскольку в этом невозможно заподозрить даже простого разумного человека, не говоря уже об отличившихся особой проницательностью и убеждением. Подводя итог, скажем, что слово "единение" (иттихад) - понятие общее и может нести как порицаемый смысл, подобный слиянию, что является куфром, так и относящийся к состоянию фана.


В этом нет никакого противоречия, т.к. никто не запрещает употребление какого-либо термина, подразумевая правдивый смысл. Если бы это было запрещено, то никому не было бы дозволено произносить слово "иттихад". Но ведь мы же говорим, например: "Между мной и мои другом Зайдом есть союз (иттихад)". И зачастую ученые-хадисоведы, факихи и грамматики используют этот термин в различных целях, как, например, выражение, встречающееся в науке хадисов - "оба хадиса объединились в источнике". Также в фикхе: "объединилась категория животных". В грамматике приставки едины в действии и смысле (действие приставки - измененение при наличии ее падежа других слов). А там, где суфии использовали это слово, то они подразумевали под этим состояние фана, что означает отдаление от свойств плоти и предание своей воли целиком Всевышнему Аллаху, а не тот противоречивый, коробящий смысл. Именно это имел в виду Али ибн Вафа, когда говорил в своей касыде:


Меня подозревают в утверждении о слиянии и единении,


Но сердце мое от всего, помимо Единобожия, чисто.


Он отрекся от иттихада, подразумевающего слияние.


Шаарани привел от Али ибн Вафы: "Везде, где слово "иттихад" употребляется в высказываниях людей, означает растворение раба в желаниях Господа Всевышнего, как говорят: "Между таким-то и таким-то - единение (союз), когда каждый из них действует согласно желанию другого".


Ибн Кайим аль-Джавзи сказал в книге "Мадаридж ас-саликин", комментируя "Маназиль ас-саирин": "Третья степень из степеней фана - фана особо святых и предводителей, приближенных к Аллаху - это абсолютное отсутствие каких-либо желаний, кроме желаний Аллаха. Объединились их желания с желаниями Любимого". Далее он сказал: "В логике не существует допустимого единения, кроме этого, а также единение в знании, рассказе предел любви - это единение желаний любящего с желаниями Любимого. Такое единение и фана - это единение особо любящих" .


Несмотря на то, что Ибн Таймия часто выступал против суфиев и отличался непримиримостью по отношению к ним, он защищал их, когда их обвиняли в иттихаде, и правильно истолковывал их выражения. Что касается его оправданий, то в своих фетвах он сказал: "Никто из познавших Аллаха не убежден в слиянии с Господом, и в слиянии с Господом не находится ничего из сотворенного. Если что-либо, подтверждающее возможность слияния, и было известно от великих шейхов, то большая часть этого - ложь и вымысел, приписанные им некоторыми лжецами из числа утверждающих об иттихаде, которых шайтан ввел в заблуждение и уподобил христианам" .


Что касается его объяснений их высказываний, то в собрании своих писем он сказал: "Что касается высказывания поэта:


"Я - тот, кого люблю


И тот, кого люблю - я",


то этот человек имел в виду смысловое единение, как, например, единение двух любящих друг друга людей, один из которых любит то же, что и другой, и ненавидит то же, что и другой, и говорит то же, и поступает так, как поступает другой - это просто сравнение и уподобление, а не единение материальное, а ситуация когда он оказался растворенным в своем любимом так, что перестал замечать свою душу, подобно другому поэту:


"Я потерял себя в Тебе


И принял Тебя за себя"


Такое сравнение допустимо" .


Из вышеизложенных аргументов нам становится ясно, что все, что приводится относительно употребления суфиями слова "иттихад", подразумевает только здравый и допустимый смысл, соответствующий вероучению людей Сунны и согласия. Недопустимо растолковывать их выражения в противоречии с их же объяснениями. Искреннему человеку остается только думать лучше об уверовавших и искать их изречениям верное толкование.


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2006 SUFIZM.RU. All right reserved.
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru