Rambler's Top100
История Суфизма
Цель и путь Суфия
Пророк и шейхи
Шейх и ученик
Путь постижения Бога
О чудесах
Суфизм и наука
Суфизм в России
Библиотека
Изречения Мудрых
Гостевая книга
Карта сайта
О проекте
Главная

 Подписаться на новости



Шариат и постижение Божественной истины (хакикат)


Другая категория противников суфизма


Поистине, в хадисе об Архангеле Джабраиле (мир ему), приведенном Умаром ибн аль-Хаттабом (да будет доволен им Аллах), говорится: «Мы находились у Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), как вдруг к нам явился человек в ослепительно белой одежде, прекрасного облика и сел напротив Пророка(да благословит его Аллах и приветствует), касаясь своими коленями коленей Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). «Расскажи мне об Исламе», - обратился он к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). «Ислам - это свидетельствовать о том, что нет божеств, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Посланник Аллаха, совершать молитву, выплачивать закят, поститься в месяц Рамадан и совершать Хадж, если на то есть возможность». Он сказал: «Ты прав, Мухаммад».

Потом он сказал: «Расскажи мне об имане». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Иман - это вера в Аллаха, в Его ангелов, в Его книги и Его Посланников, Судный день и в предопределение Аллаха, в то, что все хорошее и плохое - от Аллаха». Он сказал: «Ты прав, о Мухаммад, теперь расскажи мне об ихсане». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Ихсан – это такое поклонение Аллаху, как будто ты видишь Его, ведь, если ты и не видишь Его, то, поистине, Он видит тебя». Он снова сказал: «Ты прав, Мухаммад».

После этого Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил Умара (да будет доволен им Аллах): «Знаешь ли ты, кто был это?» Умар (да будет доволен им Аллах) ответил: «Аллах и Его Посланник лучше ведают». «Это был Архангел Джабраил, пришедший обучить вас вашей религии».
Приведенный хадис указывает на три основы нашей религии. Эти три основы взаимосвязаны, и только в целостности составляют нашу религию. Если верующий не следует хотя бы одной из этих основ, его поклонение не будет принято Всевышним.

Первой основой является добровольная покорность Богу – ислам, представляющий собой практическое претворение религиозных норм и норм межличностных отношений, т.е. правил, касающихся физического тела верующего (му’мина). Мусульманские ученые называют ее шариатом, и шариат является областью изучения исламских правоведов (факихов).

Вторая основа – вера (иман).Это сторона сердечных убеждений, приятие без сомнений всех составных частей веры, изучением которых заняты ученые Единобожия (таухида).

Третья основа – высшая степень веры, чистосердечие (ихсан). Это внутренняя сторона религии, которая заключается в том, чтобы поклоняться Аллаху так, как будто ты видишь Его. Если ты и не видишь Его, то Он видит тебя несомненно. Также ихсан включает в себя и все плоды такого поклонения: ощущения, ступени познания, т.е. все, что в исламской терминологии ученые называют постижением Божественной Истины (хакикатом). В исследовании этой области отличились суфии.

Для пояснения связи между хакикатом и шариатом приведем пример с молитвой. Выполнение строго определенных телодвижений при ее совершении, следование порядку ее составных частей и соблюдение необходимых условий, а также других правил, которые упоминают мусульманские законоведы (факихи), представляют собой шариатскую сторону молитвы, и это является физическим телом молитвы. А внутреннее сосредоточение на Создателе, ощущение Его Взора и наблюдения представляют собой хакикат, и это является душой молитвы.

Следовательно, физические действия во время молитвы - это ее внешняя сторона, а смиренность и покорность - ее душа. Теперь подумайте, будет ли польза в одном теле без души. Как душа нуждается в теле для пребывания в нем, так и тело нуждается в душе, благодаря которой оно живет. Поэтому Всевышний говорит: "Вы выстаивайте молитву и давайте закят". А выстаивание молитвы немыслимо без заключения души в тело. Ведь Всевышний не сказал просто: «выполняйте молитву», а сказал: «выстаивайте». Из этого мы выводим твердую взаимосвязь между хакикатом и шариатом как взаимосвязь между душой и телом. Совершенным верующим является тот, кто олицетворяет собой шариат и хакикат, следуя в этом Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его досточтимым сподвижникам. Для достижения этой высокой ступени и совершенной веры (имана) необходимо вступление на Путь (тарикат), что является укрощением плоти и облагораживанием своего эго (нафса), и движением по ступеням самосовершенствования через содружество с духовным наставником (муршидом). Тарикат и есть тот мост, что связывает хакикат и шариат.

Следовательно, шариат - это основа, тарикат - средство, а хакикат - результат. Эти три части взаимодополняют друг друга. Тот, кто придерживается первого, вступает во второе и достигает третьего. И нет между ними несоответствий или противоречий, поэтому в известных формулах суфизма сказано, что всякий хакикат, не соответствующий шариату, это ересь. Как может хакикат противоречить шариату, когда он является результатом претворения шариата? Имам суфиев Ахмад Заррук (да будет доволен им Аллах) говорил: «Нет суфизма без фикха, и нет фикха без суфизма, так как для Аллаха нет поступков без правдивости и искренности, и нет суфизма и фикха без веры. Все это взаимосвязано и одно без другого немыслимо, как немыслимы тела без душ и души без тел».

Имам Малик (да будет доволен им Аллах) говорит: «Тот, кто стал суфием и не приобрел знаний (фикха), тот стал еретиком (зиндиком). А тот, кто приобрел знания и не стал суфием, тот грешник (фасик). Сумевший объединить это стал обладателем Истины». Первый стал еретиком, потому что он допустил возможность хакиката без шариата и пренебрег нормами шариата и перестал руководствоваться ими. Второй стал грешником, потому что луч богобоязненности не озарил его сердце и не пробудил в нем стремления к искренности, самоанализу и самоотчету, которые предохраняют от грехов. Третий обрел истину, потому что он объединил все три приведенные в хадисе основы религии: иман, ислам, и чистосердечие (ихсан). Так же, как ученые шариата соблюдают его внешние нормы, так же ученые-суфии, в дополнение к этому, придерживаются и его внутреннего этикета. Подобно тому, как ученые шариата имеют право выносить самостоятельное суждение (иджтихад) при установлении норм и принятии решения о дозволенном и запретном в случаях, не упомянутых в Коране и хадисах, так же и ученые-суфии устанавливают правила благочестия (адабы) и определяют пути воспитания учеников (мюридов). Воистину, праведные предки и правдивые суфии достигли истинного поклонения, истинного Ислама, потому что они объединили шариат, тарикат и хакикат. Если религия теряет хакикат, то высыхают ее корни и увядают ее ветви, и погибает ее плод.



 | 1 | 2 |  


Новое на сайте


Имам аль-Газали. Письмо к сыну

Виртуальные технологии "неисламского суфизма"



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2012 SUFIZM.RU. All right reserved. Дизайн: Эркен Кагаров kagarov@imadesign.ru
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru