Rambler's Top100
История Суфизма
Цель и путь Суфия
Пророк и шейхи
Шейх и ученик
Путь постижения Бога
О чудесах
Суфизм и наука
Суфизм в России
Библиотека
Изречения Мудрых
Гостевая книга
Карта сайта
О проекте
Главная

 Подписаться на новости



Прозрение (кашф)


О прозрении (кашф) арифинов


Имам аш-Шафии привел от Мухамада ибн Хасана рассказ о следующем случае. Они оба находились у входа в Каабу, а какой-то мужчина, которого они видели впервые, стоял у входа в мечеть. Один из них сказал: «Я вижу, что он плотник». Другой сказал: «Я думаю, что кузнец». Присутствовавшие поторопились узнать, кто же этот человек. Тот мужчина сказал: «Я был плотником, но сегодня я кузнец» (из тафсира Куртуби). Также Абу Саид аль-Харраз (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я вошел в Священную Мечеть и увидел бедняка, одетого в лохмотья. Я подумал про себя: «Этот и подобные ему - тягость для людей». Тот воззвал ко мне и прочел аят: «Вы знайте, воистину, Аллах знает, что в ваших душах. Берегитесь этого». Затем я попросил прощения у Аллаха про себя, и тот прочел следующий аят: «Он Тот, Который принимает покаяние от Своих рабов». А потом он исчез с моих глаз» (приведено в книге «Ихъя»). Подобное произошло и с другим. Рассказывает Хайрун Нассадж: «Я сидел у себя дома, мне представилось, как будто Джунайд стоит у дверей. Я постарался избавиться от этого ощущения, но оно не покидало меня, несмотря на неоднократные попытки. Тогда я вышел и нашел Джунайда у дверей. Он спросил: «Почему ты не вышел сразу?» (из книги «Рисаля аль-Кушайры»).

Ибрахим аль-Хавас рассказал: «Я был в городской мечети Багдада возле толпы бедняков. И вдруг появился юноша, благоухающий изысканными ароматами, прекрасный лицом, с хорошими манерами, и я сказал своим друзьям, что, как мне кажется, он - из иудеев. Это всем не понравилось. Потом я вышел, вышел и юноша, который затем вернулся к ним и спросил: «Что сказал шейх?» Они смутились, но юноша настоял, и они ответили: «Он сказал, что ты иудей». Далее Ибрахим аль-Хавас продолжил: «Он пришел и, бросившись в мои объятия, принял Ислам». Его спросили, что побудило его к этому. Он ответил: «Мы находим в наших книгах, что проницательность правдивого человека безошибочна. Я решил испытать мусульман и подумал про себя, что сделаю это. В тот момент я подумал, если есть правдивый среди мусульман, то он в этой толпе. Я решил испытать их, выдав себя за мусульманина. Я вошел к ним, и он не ошибся, и я понял, что он правдивый». Впоследствии этот молодой человек стал из одним из великих суфиев».

В этом нет ничего удивительного, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, у Аллаха есть такие рабы, которые узнают людей по выражению лица» (приведено от Анаса ибн Малика).

Как-то раз один христианин остановился возле Джунайда Багдади, когда тот что-то рассказывал в мечети людям, и спросил: «О, шейх, какой смысл хадиса «Вы бойтесь проницательности му’мина, воистину, он смотрит Светом (нуром) Аллаха». Джунайд опустил голову, а затем, поднявшись, сказал: «Ты прими Ислам. Время твоего принятия наступило». И юноша принял Ислам» (привел Ибн Хаджар Гайтами). Необходимо отметить, что ощущение или чувство прозрения (кашф) является одновременно и испытанием того, кто еще полностью не сформировал и не подчинил свои нравы. Иногда проявляется знание состояния обитателей могил, их наказаний и наслаждений. Абдуррауф аль-Манави сказал, объясняя изречение Пророка (мир ему и благословение Аллаха):
«Если бы вы не перестали хоронить друг друга, то я попросил бы у Аллаха заставить вас почувствовать наказания в могиле». Воистину, он хотел, чтобы они узнали наказание в могиле, а не другие ужасы загробной жизни, потому что это первая из обителей, и в этом - указание на то, что прозрения (кашф) приходят по мере способности перенести их.То, что известно о проницательности шейхов, их рассказах об открытых им убеждениях и мыслях людей, переходит все границы возможного, однако, сколько бы ни было таких сведений, скептику это не принесет никакой пользы, а то, что мы рассказали, это взято из достоверных источников от сподвижников, последователей сподвижников (табиинов) и следующих после них.


Тадж ас-Субуки (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда сердце человека проясняется, он начинает смотреть Светом (нуром) Аллаха. На что бы ни упал его взор, мутное или ясное, он способен дать правильную оценку увиденному, но степени прозорливости различаются. Есть такие, которые просто видят помутнение, но не знают его причин. А есть и другие, которые могут увидеть все источники происходящего, как было в случае с Усманом (да будет доволен им Аллах), когда человек размышлял о женщине. Это оставило в его сердце след, который так легко заметил Усман (да будет доволен им Аллах) и понял причину. Здесь есть одна тонкость, а именно, то, что каждый грех или проступок имеет свой оттенок, как о нем сказал Великий Аллах: «Поистине, сердца их покрыты их поступками». И в результате эти грехи образовывают на сердце му’мина покров, и они преграждают проникновение Света (нура)».


Проницательность (фираса) - это вероятное чувство и Божественный Дар, которым Аллах отмечает Своих благочестивых рабов, приверженных своей религии, очищающих свои сердца и оберегающих свои органы. Манави сказал, комментируя хадис Пророка: «У каждого народа есть своя фираса, но ее узнают только достойные». Основой проницательности (фираса) является взор, закрытый для запретного.

Кармани сказал: «Кто украсил внешнее следованием Сунне, а душу - сосредоточенностью (в Аллахе), кто воздерживает свою плоть от страстей и отводит свой взор от запретного, кто употребляет только дозволенное, проницательность того безошибочна». Тот, кому дарован успех (тауфик) в этом, тот воочию увидит истину (хакика). Сердца отличаются друг от друга своей чистотой от грехов. Они как стекло - чем прозрачнее, тем дороже, и сквозь них видны даже малейшие бактерии. Насколько велика разница между стеклом оконным и стеклом микроскопа, также несравнимы чистые сердца и сердца загрязненные. И также нельзя сравнивать ангелов с шайтанами. Кто ищет, тот находит. Кто идет верной дорогой, тот дойдет. Кто начал хорошо, тот добьется результата. Начало определяет конец.



 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |  


Новое на сайте


Имам аль-Газали. Письмо к сыну

Виртуальные технологии "неисламского суфизма"



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2012 SUFIZM.RU. All right reserved. Дизайн: Эркен Кагаров kagarov@imadesign.ru
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru