Суфизм.Ру

Самоотчет (мухасаба)


Это состояние души и тела верующего, когда в нем постоянно присутствует состояние самоотчета (мухасаба). Суфиям принадлежит в этом высокая степень и выражение следования по пути Пророка (мир ему и благословение).

"Умным считается человек, поборовший свою плоть и готовящийся к последующей жизни. Несчастен тот, кто ведет свой нафс за плотью и при этом надеется на Аллаха".

Тот, кто предъявляет себе отчет, тот не оставляет в своей душе пути для скверны. Он занимает свою душу служением Аллаху и упрекает ее за любые упущения в отношении Аллаха. Ахмад Рифаи сказал: "От страха рождается самоотчет, от самоотчета самоконтроль, а от самоконтроля - постоянное увлечение Аллахом". Тут суфии следуют тому, что воспитывал Пророк (мир ему и благословение) в своих сподвижниках, сея в их душах внутреннюю самокритичность.

Передано, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вышел однажды из своего дома, терзаемый голодом, и встретил двух сподвижников: Абу Бакра и Умара (да будет Аллах доволен ими). Он понял, что они тоже в таком состоянии и не могут найти пропитания на день. Их встретил один из ансаров, которого не обманула их внешняя приветливость. Он пригласил их в гости. Когда они вошли в его дом, то нашли там финики, холодную воду и тень, спасающую от палящего солнца. Насытившись финиками, они выпили воду и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: "Это из того добра, за которое с вас будет спрос". Какое же это добро, несколько фиников и холодная вода, за которое будет спрос перед Аллахом? Не говорит ли это о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) хотел обратить внимание сподвижников на состояние постоянного самоотчета и самоконтроля? И, действительно, самоотчет рождает чувство ответственности перед Аллахом, перед людьми, перед своей душою.

Благодаря самоотчету, человек понимает, что создан не напрасно и непременно вернется к Аллаху, как об этом сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение): "Среди вас не будет никого, к кому не обратится Аллах. Не будет между Ним и вами посредника. Аллах посмотрит, было ли что из доброго у человека, и найдет он только то, что совершил. А также, посмотрит, было ли что из злого. И не увидит ничего, кроме содеянного прежде. Он посмотрит вперед и не увидит ничего, кроме огня Ада перед собой. "Вы берегитесь Ада, даже хотя бы половиной финика, а кто не имеет и этого, то хотя бы добрым словом?. Имеется в виду повеление добра и отрицание запретного. И благодаря мухасабату, сердце отворачивается от всего запретного твердым покаянием и отдаляется от всего, отвлекающего его от Создателя, и от всего подобного обращается в бегство к Аллаху: "Спешите же обратиться к Богу. А я - увещеватель явный, к вам от Него" ("Аз Зарият", 50)

Ты примкни к группе суфиев в их приближении ко Всевышнему Аллаху, отзываясь на Его призыв: "О, вы, которые уверовали, страшитесь Аллаха и будьте вместе с праведными" ("Ат Тауба", 119).

Сказал Ахмад Заррук в своей книге: "Отвлеченность души от самоотчета приводит к ее жесткости и утверждению ее в пороках. Халатность в борьбе с душой приводит к довольству ею, а ущемление ее приводит к ее упрямству. Мягкость к ней приводит ее к безделью. Необходим постоянный отчет и принуждение ее к действиям без поблажек".

При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2006 SUFIZM.RU. All right reserved.
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru